Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В России гостиная ещё в XIX веке стала “местом для жизни”, здесь собирались все члены семьи для проведения досуга, здесь хозяева не только принимали гостей, но и просто жили. Интерьер был продуман так, чтобы в его пространстве разворачивалось действо: обеды и балы, приёмы и беседы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства и игра в карты, занятия рукоделием и домашние спектакли. В богатых домах в гостиной обязательно был камин, который создавал уютную зону для отдыха, чтения, задушевных бесед или размышлений. Часто гостиная служила и столовой. Центром дома был, конечно, большой стол, за которым вся семья собиралась за трапезой. 

Гостиная всегда имела яркий, красивый внешний вид. В XIX веке сложился интерьер гостиной со свободной планировкой, при которой мебель для сидения ставилась около стола посередине помещения. В это время появились новые разновидности диванов: кушетка, козетка, канапе, диван с двумя сидениями и узким центром, угловой диван, диван на двоих (secrette) и на троих (discrette). Небольшие лёгкие столики, во множестве вошедшие в обиход, были разного вида и предназначения: ломберные, самоварные, для рукоделия, туалетные, раздвижные, складные, с крылышками и потайными ящиками. Типичной мебелью в гостиной стал музыкальный инструмент: пианино или клавесин.

Внутренняя отделка гостиной у состоятельных домовладельцев выдерживала определенный исторический стиль, соответствовала вкусам своего времени и достатку хозяев дома. У горожан с более скромным достатком мебель была «сборная», составленная из предметов разных времён и стилей. Мебель той эпохи была тяжёлой и основательной, лакированной, тёмных цветов (дуб, орех, вишня). Обязательным было наличие резьбы. Приветствовались большие зеркала. Свет в парадных залах и гостиных до появления электричества давали люстры, канделябры, жирандоли, отдельные свечи. 

На протяжении XIX - начала XX века одним из самых распространенных видов досуга было гостевание. Званые приемы гостей устраивались по всем традиционным праздникам - семейным, церковным, государственным. В домах состоятельных купцов, верхушки чиновничества гостей созывали также по случаю приезда важных должностных лиц, узнаваемых путешественников, ученых или в честь каких-либо других выдающихся событий: получения очередного чина, почетного звания, награждения орденом, успешной сделки и т.п.

Не менее важной и распространённой частью досуга были визиты. Визит – действие светское, по своему происхождению городское. Это не что иное, как формальное исполнение своих родственных и служебно-внеслужебных обязанностей. Визит весь пронизан формальностями. Поскольку это всего лишь знак уважения, то длился он недолго – около часа. Очень строго следили за числом и очередностью визитов: сколько раз ездили к вам, столько раз и вы должны съездить с ответным визитом. Для визитов существовали специальные дни и сезоны.

Визиты и гостевание – самая распространенная и самая показательная форма сословно-родственного общения в  конце XIX - начале ХХ века. Отношение к человеку в определённом кругу определяли не только его костюм, правильно поставленная речь и состояние. Всё это было важно. Но гораздо важнее было, принят или не принят он в обществе, в его широком (дворянском/купеческом/чиновническом) и узком (родственном) кругах.    Понятие «быть принятым» было реально действующим.

Гостеприимство для жителей провинции было делом обычным, если не сказать обязательным. Это и исполнение сословного долга, и может быть в большей мере – развлечение, своего рода бесплатное удовольствие от светского общения, поскольку еда своя, а всю работу делают слуги. Но проезжий погостил, да и уехал навсегда, а «быть принятым» в доме – дело совсем другое. Для этого как минимум надо быть известным хозяевам в качестве порядочного человека. Лучшая рекомендация – родство, пусть самое дальнее и полумифическое. Признание родства означало нечто большее, чем кровную связь. Это и обещание помощи и поддержки, и гарантия общения на равных.

Псише

Керосиновая лампа