Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Белгород рубежа XIX-ХХ веков был небольшим торгово-купеческим городком, центром Белгородского уезда Курской губернии. Жизнь и быт горожан строились в зависимости от сословной принадлежности.

В зимнее время вечерами состоятельные горожане, купцы, чиновники, офицеры любили посещать клубы и так называемые собрания, где устраивались вечера и концерты, в том числе и благотворительные. Или собираясь там запросто, они читали газеты, журналы и прочую литературу, обменивались новостями, коллективно или одиночно ужинали, обсуждали политические события, играли в карты и в настольные игры, например в бильярд. Иногда там устраивались семейные и детские вечера, банкеты, отмечались всевозможные юбилеи и читались лекции. Такими местами были железнодорожный клуб на Вокзальной улице, клуб военного собрания на втором этаже кинематографа «Иллюзион» (напротив городской Управы) и клуб общественного собрания в доме купца Самойлова на углу Императорской и Старо-Московской улиц. В клубе общественного собрания был большой концертный зал, в котором местные артисты-любители или приезжие профессиональные артисты давали по 3-4 спектакля в неделю. Горожане всех сословий любили кинематограф, особенно популярным был «Орион», но также не пустовали и «Биограф-Патэ» с «Иллюзионом».

Жёны белгородской элиты в обычные дни занимались визитами друг к другу или хлопотали по части благотворительности.

Люди попроще: мещане, ремесленники, рабочие свободное время чаще всего проводили дома, занимаясь хозяйством, какой-нибудь подработкой. Учащиеся и молодёжь устраивали вечера в своих гимназиях и семинариях с серпантином, летучей почтой и боем конфетти. Зимой совершали прогулки на лыжах за город или катались на коньках по льду озера во дворе дома Котляровых – там устраивался каток, куда дамам без кавалеров вход был запрещён. Другие предпочитали лёд рек Везёлки, Донца.

По вечерам в субботу и воскресенье парни и девушки фланировали взад и вперёд по Императорской улице от кинематографа «Орион» до железнодорожного вокзала, заводили знакомства и романы. С наступленьем весны гулянье переносилось в городской лес (на севере, в одной версте от города) или на Монастырскую горку, там традиционно предлагали самовар с чайной посудой, а у монашек можно было купить вкусного хлеба, молока и чаю. Богачи и разгулявшиеся купчики свои прогулки совершали до трактира на Сапруновке, к Песчанскому мосту или до рощи Мачурина в двух верстах от города, за селом Пески.

Летом белгородские дворяне и богатое купечество выезжали в свои деревенские усадьбы. В начале XX века в России начала складываться культура дачной жизни в тёплое время года. Зажиточные горожане имели собственные летние дачи, преимущественно в живописных уголках. Те же, у кого не было собственных дач, снимали дома в сёлах недалеко от Белгорода.

Но большинство белгородцев оставалось в городе, дыша пылью и изнывая от жары. Привычным удовольствием было выйти к вечеру во двор с самоваром, в который обязательно накладывали сосновые шишки: дым от самовара отгонял комаров и прочих мошек. А чай казался особенно вкусным и затягивался до позднего вечера. Многие любили посидеть на скамейке на улице или на завалинке у дома, наблюдая за жизнью города в вечернее время и беседуя с соседями. А ещё в праздничные дни ходили гулять в лес, в дальний парк или ехали на Харьковские горы, беря с собой покушать и тоже иногда прихватывая самовары. В жаркие дни горожане купались на Донце и Везёлке. Состоятельные господа предпочитали купальню Зубковой около Песчанского моста и купальню Воронцова против слободы Саввиной.

Рабочие не имели времени для частого отдыха и только в большие праздники: Пасху, Троицу, Иванов день – обязательно отдыхали за городом, куда в эти дни выезжали торговцы квасом, пивом, водами и всевозможными сластями и закусками.

Иногда устраивались народные гулянья в городском саду, где проводились аттракционы в виде бега в мешке, бега с завязанными глазами, с яйцом в деревянной ложке на вытянутой руке, устраивались лазанья по гладкому шесту или проверки своей силы на различных силомерах, тир и торговля сладостями. В летних театрах играли военные духовые оркестры. Учащаяся молодёжь разгуливала по главной аллее городского сада, а солдаты и рабочие – по боковым.

Город шумел, в особенности в базарные дни по воскресеньям, понедельникам, средам и пятницам. В эти дни съезжались сюда десятки и сотни крестьянских подвод, которые располагались на Базарной площади, рядом с высокой водонапорной башней (Преображенским баком), против Гостиного двора или же в Зелёных рядах.

Стук окованных железом колёс, ржание лошадей, шум заводов, а также колокольный звон многочисленных церквей – всё сливалось в общий гул, который был важной приметой мирной жизни провинциального уездного города.

Пройдясь по улице уездного города, мы зайдём в один из белгородских домов. В этих разделах экспозиции представлено типичное убранство дома состоятельного горожанина на начало ХХ века.

Первая комната, куда попадает человек, зашедший с улицы – это прихожая. Мы видим на столике шляпную коробку, на стуле – саквояж хозяина дома. Гостей встречает горничная, она докладывает о визитёре хозяину или хозяйке, но сначала помогает гостю раздеться, зимой обметает одежду от снега маленьким веничком, вешает одежду на большую резную вешалку с зеркалом, с полочкой для тростей и зонтов, с ящичком для перчаток, с крючками для одежды. Большое трюмо даёт возможность осмотреть себя в полный рост перед выходом из дома.

Зеркало

Зеркало