Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В этом магазине можете найти большой выбор шляп, чепцов, перчаток и также всякого сорта модных шёлковых и других новейших товаров. Госпожа Рахлин также принимает заказы платьев, мантилий, салопов, всякого рода приданого, всё это исполняется в самом скорейшем времени и в надлежащей точности.

Для наших предшественников, как и для нас, заботы о туалете были неотъемлемой частью быта. Богатый и разнообразный гардероб был обязателен для представительниц всех сословий. У горожанки, особенно состоятельной и с положением в обществе, должно быть достаточное количество праздничных нарядов.

В российских городах в начале ХХ века основными местами торговли одеждой были Гостиные дворы, но существовали и маленькие магазинчики. С ростом городского населения неуклонно росло количество модных магазинов и «ремесленных мастерских по производству дамских модных уборов». В конце XIX века подобные заведения разделяются на модные магазины, белошвейные заведения и магазины готового платья, мастерские женских портних, мануфактурные и галантерейные магазины.

Состоятельные горожане нуждались в изделиях высокого качества: приёмы, балы, праздники, музыкальные вечера и спектакли, званые обеды, праздничные гулянья требовали от участников церемоний быть хорошо и в соответствии со случаем одетыми.

Торговля даже в небольших городах предлагала достаточный выбор товаров, в том числе по качеству и по цене. Посетителей манили затейливо оформленные витрины, учтивое обслуживание и комфортный интерьер. Владельцы магазинов готового платья и портняжных мастерских старались подражать столичным модным лавкам, собирая там возможно больше из того, что вкус и мода изобрели в Париже и Лондоне, чтобы полнее «удовлетворить желаниям, прихотям» клиентов.

По данным Белгородской Городской Думы, в 1909 году в Белгороде изготавливали одежду в 9 портняжных и 2 картузных мастерских. Известны имена и адреса некоторых владельцев лавок и мастерских начала ХХ века: в Гостином дворе располагались лавки купцов Фролова и Пивоварова по продаже мануфактуры и галантереи. В доме Самойловой на углу Старо-Московской и Императорской улиц был «Модно-галантерейный и Обувный» магазин А.Н. Корачкова. Здесь же располагалась мастерская Е.А. Рахлин. На Императорской улице держали свои мастерские мужской портной Л.Я. Шехтер и дамские портные Ф.О. Котин и А.П. Гуревич.

Кроме того, были магазины и лавки, где продавались:

  • Галантерея и крамарский товар – 80 магазинов/лавок
  • Готовое платье и крестьянская одежда – 15
  • Мануфактура – 15
  • Чулочные изделия - 6
  • Холсты – 4
  • Шляпы – 2
  • Швейные машины –1
  • Ювелирные изделия – 6.

(Путеводитель по Белгороду. И. Кулегаев. 1911 г.)

Богатые дамы из провинции имели возможность выписывать туалеты из Москвы и Петербурга, иногда – из Парижа, но в основном горожане покупали одежду в небольших магазинах готового платья, либо заказывали портным. В российских городах были портные разного уровня: те, кто обслуживал знать и те, к кому обращались люди с более скромными доходами. Портних, шьющих одежду для дам, называли модистками.

Посещая мастерскую модистки, заказчицы могли просмотреть «модные картинки», посоветоваться с хозяйкой, выбрать и обсудить модель будущего платья. Выбирая фасон, дамы руководствовались модными журналами и модными картинками. Их получали из Парижа, а с начала XIX века в России начали регулярно выходить журналы мод («Московский Меркурий», «Модный вестник», «Всеобщий модный журнал», «Модный магазин»), а также французские модели помещали художественно-литературные журналы «Библиотека для чтения», «Современник».

При примерках использовались ширмы, вошедшие в моду в XIX веке. Пока дама делала заказ или занималась примеркой костюма, её спутник мог подождать её, отдыхая в кресле, полистать журнальные новинки.

Здесь же можно было приобрести или заказать разные дамские мелочи: перчатки, веер, шляпные булавки, изящные флаконы и пр.

Модистка могла шить одежду сама, но чаще хозяйка мастерской держала небольшой штат работниц. В начале ХХ века одежду шили уже на швейных машинах «Зингер», но тонкую ручную работу выполняли белошвейки. Готовые заказы доставлялись на дом привилегированных заказчиц.

Наперсток

Швейная машинка «Зингер»

Утюг

Швейная игла

Швейная игла