Белгородский государственный музей народной культуры

Проспект Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 10:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Электронная почта приемной:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Музейная среда обладает неисчерпаемыми возможностями образования и воспитания подрастающего поколения и культивирования лучших личностных качеств индивидуума, представляя собой овеществленную сублимацию человеческого опыта, своеобразную онтологию процесса развития человечества, хранящуюся, в закодированном виде. Музей, приобщая человека к культуре, представляет информацию в разных диапазонах в различных смыслах, предоставляя свободу выбора индивиду при общении с культурно-историческим наследием. Посетитель, жаждущий получения знания, общается с музеем в пространстве познания. Музей, таким образом, представляет собой демократический институт образования, где нет ограничений по возрасту, социальному положению или образовательному уровню. Человек, не имеющий определенной мотивации, постигает секреты музейно-экспозиционного пространства на подсознательном уровне (пространство подсознания), получая при этом эмоциональные переживания. Положительные эмоции обеспечивают индивиду терапевтический эффект. Для гармоничного развития личности необходимым условием является процесс межличностного человеческого общения. В таком случае, музей предоставляет возможности социализации индивида, обеспечивая организацию «прагматического пространства», в котором идет самоутверждение, самореализация личности. Музей представляет собой своеобразное символическое поле, со множеством значений, ведущих к многообразию человеческих впечатлений, переживаний, размышлений. Таким образом, музейная среда обладает уникальными возможностями для постижения человеком самого себя и окружающей среды, что является ступенью к гармонизации личности, стабилизации психического здоровья. То отдохновение, которое получают люди от посещения различных культурных мероприятий по сути и есть прямой лечебный эффект, а косвенный эффект, может быть гораздо мощнее, и может нести гораздо более серьезные оздоровительные подвижки в организме человека. (2, с. 2)

Музей народной культуры уникален в своем роде. В своей экспозиции он раскрывает огромные пласты бытовой, праздничной и фольклорной культуры края. Большинство предметов находятся в открытом экспонировании. Ребенок, попадая сюда в ходе экскурсии, может увидеть предметы знакомые ему из сказок.

Сказки входят в нашу жизнь с самого раннего детства. Сначала это простые сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», позже - волшебные: «Аленький цветочек», «Дюймовочка», «Золушка», «Дикие лебеди». Сказка проста, говорит с малышом на понятном ему языке, и в то же время сказка загадочна. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции.

Научными сотрудниками культурно-образовательного отдела музея была разработана сказочная экскурсия по экспозиции музея для самых юных посетителей.

Путешествуя вместе с Иванушкой и Аленушкой ребята познакомятся с сохой, на которой работал былинный богатырь, найдут сусеки, по которым скребла бабка, чтобы испечь колобка, увидят прялку за которой сидели «три девицы у окна» из сказки А.С. Пушкина и многое другое.

Русские народные сказки, колыбельные, прибаутки всегда были предметом исследования ученых-лингвистов. Это, безусловно, серьезный инструмент и способ программирования ребенка на будущий успех. А как он будет действовать, зависит от фантазии родителей, всё просто: чем больше, например, в колыбельной вы говорите ребенку: «молодец», «самый лучший», «самый смелый» - тем лучше для него. (3)

Сказкотерапия - это инструмент работы не только с детьми, но и со взрослыми. В сказке в метафорической форме отражены разные жизненные ситуации и способы их решения. Поэтому сказкотерапия - это инструмент развития фантазии, творчества, изучения и конструирования механизмов поиска и принятия решений. Суть сказкотерапии - преобразовать отрицательные образы в положительные. Спокойное состояние нервной системы возвращает человеку здоровье. В сказках пациенты видят не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит, т.е. свое внутреннее состояние. Сказкотерапия - это метод коррекции определенных состояний, страхов, фобий.

Существуют различные способы работы со сказкой: обсуждение существующей сказки, самостоятельное написание сказки, инсценированные и др. Сказка может быть использована для множества терапевтических целей. (4)

Научные сотрудники музея народной культуры в своей работе очень часть обращаются как к самой сказке, так и к методам сказкотерапии. Одним из занятий для дошкольников является «Вещий сказочный предмет». Научный сотрудник в образе «бабушки Вали» знакомит детей с мифологическими, сказочными свойствами предметов в сравнении с его бытовым значением. Рассказывает о предметах экспозиции, которые дети могут встретить в русских сказках.

Для всероссийской акции «Ночь музеев – 2015», которая была посвящена году литературы, музей взял за основу русские сказки и все мероприятия были этому посвящены. Одним из них стало коллективное написание сказки.

Задача состояла в следующем: писать по одной, две или более полноценных фраз с таким расчетом, чтобы было продолжение предыдущих предложений. Можно вводить любые персонажи, любое вымышленное пространство. Вы читаете то, что было написано перед вами, и добавляете свои пару предложений.

Желающих было хоть отбавляй. Сказку писали и взрослые и дети. Вот что получилось:

«Жил-был мужик. И решил он женится, но не на простой девушке, а на царице. Был он очень беден и в женихи ей не годился. Вот однажды пошел мужик на базар. По дороге нашел мешок, в котором сидела свинья. Так как увидела мужика, взмолилась «- Не бросай меня здесь, а отнеси на базар и продай за 1 копейку». Так он и сделал, продал ее первому покупателю за 1 копейку. А копейка эта была не простая, а волшебная. Если ею расплатиться один раз в кармане появится две копейки. С тех пор стал мужик богатеть. Через некоторое время пошел он свататься к царице. Но по дороге его встретили разбойники… Продолжение следует».

Сказку участники не дописали, но начало было положено. Многим понравился сам процесс написания сказки, каждый хотел привнести что-то свое. Очень интересно было, когда дети зачитывали сказку вслух.

Сюрпризом вечера стало фольклорно-театрализованное представление-сказка «Федорино счастье». Сказка рассказывает о нелёгкой судьбе деревенской девушки, которая тяжёлым трудом добывает своё счастье. Главная героиня сказки – Федора, гонимая мачехой и её дочерью в лес, встречает там наимудрейшую жительницу леса – Бабу Ягу, которая помогает ей найти волшебные ягоды и учит её прясть пряжу ровную, тонкую как волосок, да ткать из той пряжи полотно дивное. Но на этом все Федорины несчастия не заканчиваются. Её возлюбленного отправляют в солдаты, а полотно дивное мачеха забирает себе и преподносит в дар Царице, выдавая его за работу своей дочки Доньки.

Исполнили сказку участницы фольклорного ансамбля «Ладовицы» Белгородского государственного музея народной культуры. Все участники вечера смогли  насладиться народными песнями белгородского края, увидеть аутентичные костюмы районов области.

На тематическом занятии для дошкольников «Птичий двор» дети знакомятся с домашней птицей, которую мог держать русский крестьянин (гуси, утки, куры, индюки), об особенностях её содержания и о пользе, которую они приносят людям. Говоря о петухе, дети вспоминают сказку «Золотой петушок», о курице - «Курочка ряба», о гусях - «Гуси-лебеди» и т.д.

На музейном уроке «Растения, которые кормят» учащиеся знакомятся со старинными поучительными сказками «Самый прекрасный цветок» и «Крупеничка». Из них они узнают об исключительной важности ржаного колоса для всего человечества и о том, как появилась гречневая крупа на Руси.

Многие научные сотрудники на своих занятиях используют сказки как закрепительный материал. Именно сказка помогает систематизировать полученные знания, запомнить названия новых предметов. Одним из таких занятий является музейный урок «Эх, лапти, лапоточки».

Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями). Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она дает возможность ребенку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. (1, с. 35)

Литература:

  1. Методика коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями средствами искусства: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Селюковой. – Белгород: издательство Политерра, 2005, - 61 с.
  2. Семёнова И. Н. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОСОБЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ В МУЗЕЕ. Учебно-методический комплекс. Тюмень, 2010 http://pandia.ru/text/78/263/14261.php
  3. http://www.newacropol.ru/study/child/training/fairy-tales-therapy/fairy-tales/
  4. http://smartnews.ru/regions/tomsk/6503.html#ixzz4LQwLlOGI

Ссылка на публикацию:

3. «Сказочный потенциал» музея народной культуры // Сказка как особый язык передачи древних знаний и ее роль в развитии и воспитании человека: материалы научно-практической конференции. Белгород, 2016. С.