Белгородский государственный музей народной культуры

Проспект Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 19:00,
в среду c 11:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 32-13-50 - администратор

   Посмотреть на карте

Электронная почта приемной:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Белгородский регион, в силу своих историко-географических особенностей[1], достаточно интересен для исследователя-культуролога. Здесь пересекались и соединялись судьбы переселенцев из разных концов России, сопредельной Украины, Беларуси, определивших специфику и особенности нашего общего этнокультурного и, в частности, этнохудожественного наследия. Сегодня можно констатировать активное и продуктивное возрождение интереса к этнике. Это всё тот же «поиск утраченных сокровищ, скрытых в душе, в генетической памяти человека»[2], и он продолжается. Устойчивое желание быть сопричастными своим корням, традициям  наблюдается со стороны взрослой молодёжи, молодых семей, повышается интерес к использованию смысловых основ этнохудожественной традиции  со стороны художников-дизайнеров, народных мастеров, частных любителей. Об этом свидетельствует, в частности, опыт многих тематических мероприятий и творческих встреч в стенах Белгородского государственного музея народной культуры. Это неудивительно, ведь «народное искусство, и это известно любому мастеру, – основа профессионального, его сокровищница. Из неё черпают свои идеи современные любители handmade, художники-этнофутуристы, дизайнеры одежды и аксессуаров от времён хиппи до наших дней.»[3].

Постепенно становится востребованным наработанный багаж научных исследований, благодаря которым сфера декоративно-прикладного искусства и связанного с ним народного творчества перестаёт восприниматься как репрезентация отживших архаизмов, слабо конкурирующих с предложениями зарубежной культуры в условиях глобализации. В глазах массового потребителя растёт рейтинг сделанного собственными руками, цена авторского подхода к созданию имиджа. И завтра уже будет невозможно обеспечить истинное качество этого подхода без знаний, идущих несколько дальше, нежели простое усвоение принципов создания силуэтов и форм, методов декоративного оформления одежды и создания аксессуаров.

О роли визуальных кодов культуры в формировании мировоззрения человека сказано немало. Сущность человеческого бытия-в-мире-знаков подробно рассматривалась Ж. Делёзом, который, опираясь на Пруста[4], представил человеческую жизнь как опыт повседневного познания истины, «мирского обучения», перманентной герменевтической практики. Мир здесь представлен не просто совокупностью знаков, принудительно требующих расшифровки, а ещё и их иерархией, на вершине которой находятся знаки художественные – то есть, произведения искусства. Они превосходят другие знаки, т.к. представляют собой «единство материального знака и абсолютно духовного смысла», делая отсыл не только к материальному предмету, но к его духовной сущности. И визуальный поворот в культуре начала XXI века создаёт чрезвычайно благоприятные условия для этого восприятия.

На базе Белгородского государственного музея народной культуры апробирован экспериментальный двухлетний опыт работы по проведению музейных уроков для учащихся общеобразовательных школ с целью изучения визуальных кодов регионального орнамента. На основе данного подхода к усвоению особенностей этнохудожественного наследия наших предков была выявлена перспективность апробированного метода. Учащиеся младшего звена чрезвычайно восприимчивы к «азбуке красоты», к созданию её зрительных образов, которые одновременно являются и тайнописью народного языка, повествованием о главных жизненных ценностях. В этом возрасте, вместе с формированием чувства прекрасного, неотделимого от любви к природе, закладываются их будущие жизненные увлечения. Учащиеся среднего и старшего звена проявили заметный интерес к логике и «изобразительной философии» построения элементов знаково-образной системы орнамента, смысловому использованию изделий (рушников, предметов одежды) в обрядах и праздниках круга человеческой жизни от рождения до кончины. Думается, это вполне объяснимо: ведь наряду с расширением полезных знаний об основных традициях, культуре отношений и семейного быта, при соприкосновении с живым наследием происходит своеобразное переоткрытие природы обычных вещей. Постижение их утилитарного и символического значения в дальнейшем будет играть важную роль при самостоятельном создании, приобретении или дарении. Организация системной познавательной работы в данном направлении имеет все перспективы и для студенчества, не только с целью обеспечения качества его вестиментарной культуры, но и теоретико-методологической подготовки в будущей профессиональной деятельности, связанной с трансляцией этой культуры в общество.

 При изучении этнокультурных кодов в предметах художественного текстиля из коллекции Белгородского государственного музея народной культуры нельзя не обратить внимание на взаимопересечение культурных традиций славянских народов, у каждого из которых, тем не менее, всегда наблюдалось как общее, так и особенное. Регион Слобожанщина по праву может быть признан этой территорией общего – и это не только общность нашей истории, но и фундамент, на основе которого исподволь развивается и «достраивается» культурная территория нас нынешних. Так, истинным вкладом Белгородчины в сохранение ценностно-визуальных кодов является, несомненно, её старинная традиционная одежда, а именно, понёвный комплекс Белгородско-Воронежского региона[5]. В его основных элементах дошли до нас самые древние орнаменты. Так же, как и сохранили их старые рушники белгородских сёл – обрядовые полотенца, испокон веков сопровождавшие жизнь русского человека, его путь, и служившие символами этого пути. На основе сравнительного анализа и систематизации всего имеющегося материала сегодня возможно выделить целый ряд элементов художественной символики из опыта региональной герменевтики: это общие для русского и сопредельных нам народов символы семьи, плодородия, вечного движения и возрождения жизни, творящего божественного начала и основных природных стихий.

Ю.М. Лотман, указывая на глубоко архаическую, восходящую к дописьменной эпохе природу символа, отмечал, что самые элементарные, как правило, знаки представляли собой «свёрнутые мнемонические программы текстов и сюжетов, хранящися в памяти коллектива»[6]. Сам символ, как законченный текст, никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры, но всегда пронзает этот срез по вертикали, уходя из прошлого в будущее – задавая тем самым импульс жажде познания, движения жизни, который воплотит каждое новое поколение в своём созидательном творчестве.

Список литературы:

  1. Араэлян М. Н. Символы в культурных контекстах. – М.,1998.
  2. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989. – 247 с.
  3. Балдина О.Д. Предметно-материальный мир народной культуры в сфере современной коммуникации: «контактные зоны» // Культура и искусство, 2013. – № 1 (13). – С. 61-72.
  4. Зотова, И.П. Белгородский народный костюм. – Белгород: Истоки, 2005.
  5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.: Наука, 1978. – 206 с.

    Ссылка на публикацию:

    Шведова И.В. Визуально-ценностные структуры этнохудожественного опыта в формировании современной культуры // Вестиментарная матрица орнамента в культуре Слобожанщины: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Белгород: Белгородский гос. ун-т искусств и культуры, 2016. С. 101-103.


     

[1] История Белгородчины / Коннов, Ю.В., Папков, А.И., Сарапулкин, В.А. и др.; под общей ред. Горошникова В.В.. – Рыбинск: Медиарост, 2015.  - 116с. - С. 24-63.

[2] Хомич, И. На старых корнях. Народы России: единство в многообразии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.narodru.ru/smi4972.html

[3] Этническая тема в современной моде: встреча с художником-модельером Татьяной Тимофеевой. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://бгмнк.рф/news/314-060315

[4] Делёз, Ж. Марсель Пруст и знаки. Сборник статей // Пер. с франц. Е.Г.Соколова. лаборатория метафизических исследований при философском факультете СПбГУ. СПб.: «Алетейя», 1999.

[5] Традиции и народное творчество Белгородчины. Серия «Библиотека белгородской семьи». / Жиров, М.С., Жирова, О.Я., Якубенко, Л.В. и др.; под общей ред. Горошникова В.В. – Рыбинск: Медиарост, 2015. – С.83-85.

[6] Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры // Избранные статьи. – Т. 1. – Таллин, 1992. – С. 192