Белгородский государственный музей народной культуры

Проспект Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 19:00,
в среду c 11:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 32-13-50 - администратор

   Посмотреть на карте

Электронная почта приемной:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сегодня строя свои дома мы не испытываем трудностей с разнообразием строительных материалов. Еще 150 – 200 лет назад не было такого ассортимента. Наряду с использованием для строительства глины, дерева, соломы и камыша, также использовали мел.

В южно-русской зоне много строилось домов из естественного камня – мела, плитняка (разновидности известняка), песчанника. Это объясняется наличием мощных выходов горных пород пригодных для строительства (мел, мелоподобные мергели, известняк) в бассейне Дона, Северского Донца, Оскола и Псла. В воронежском уезде строительство сельских построек из мела началось уже в 30-е годы XIX века. Наличие домов из мелового камня в середине XIX века отмечено в сельском строительстве государственных крестьян в Воронежском, Землянском, Коротоякском, Нижнедевицком уездах. По материалам статистики за 1857 год из обследованных домов, принадлежавших государственным крестьянам (147 068), каменных было 559. Во II половине XIX – начале XX вв. мел и песчаник уже широко применялся для строительства сельских домов, погребов, амбаров в Воронежской, Курской и Харьковской губерниях

Для их возведения выламывали большие глыбы в меловых обнажениях. Вытесывали из них топором крупные блоки и клали из них хаты и погреба.

Об этом мы встречаем упоминание в воспоминаниях Адриана Митрофановича Топорова о своем селе Стойло Старооскольского района. Он писал, что одним из промышленников у них в селе был «Порфишка Скачёк». Мальчишки всегда вечером становились у дороги и смотрели, как он возвращался с работы, весь покрытый мелом, весь белый. На плече нёс лопату и пилу, а за поясом топор. Он был просто настоящий богатырь. Умел выворачивать меловую глыбу величиною с хату. А потом пилил большие кирпичи.

Из меловых кирпичей, которые для связки смазывали раствором серой глины, складывали дом. Чтобы получить небольшие куски нужной формы, например, для выкладывания свода, распиливали большие глыбы поперечной пилой. А потом делали замес – мелкорубленная солома, песок и глина и обмазывали дом снаружи и изнутри. Крышу делали так, чтобы свес её (край крыши) накрывал немного стены. Такие дома носили название хаты-мелавки.

Как ни старались обезопасить стены хаты, но все таки, это жилище было недолговечным. Мел очень активно впитывает влагу и разрушается, поэтому на сегодняшний день ни одного жилища из мела на территории Белгородской области не сохранилось.

Но людская память до сих пор хранит такой тип жилищ в названиях сел и улиц. Так в селе Новенькое Ивнянского района, где улица называется Меловенька и в селе Уколово Губкинского района есть улица Мелавка, говорит о том, что там были дома из мела. В Курской области есть целое село Мелавка.

Как кладочный камень мел несостоятелен – хотя помещения, отрытые в меловых массивах, веками сохраняют пригодность для жизни. Малая твердость мела дает возможность постепенной выемки камня без масштабных разрушений массива. Это позволило развиться на территории края пещерному строительству. До настоящего времени на территории Белгородской области сохранилось несколько пещерных монастырей. Монастырь Игнатия Богоносца – пещерный монастырь Валуйской епархии Русской православной церкви, расположенный в Валуйском районе Белгородской области. В настоящее время монашеская жизнь в монастыре не восстановлена. Свято-Троицкий пещерный монастырь - это пещерный монастырь в селе Холки Белгородской области единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области.

В пещерах и зимой, и летом одна и та же температура: + 8-10 градусов, нормальная влажность, нет сырости, нет запахов.

Кое-где по области можно встретить старинные погреба, сложенные из меловых блоков. Даже летом в погребе лежит снег, наметенный зимой, а коровье молоко хранилось здесь неделями без всяких консервантов.

Очень интересен тот факт, что первое шампанское хранилось именно в меловых погребах! Именно меловым почвам шампанское обязано своей легкостью и тонкостью: они улучшают созревание винограда, богаты минеральными элементами и в них еще в римскую эпоху были выдолблены шахты, которые и сегодня служат погребами для выдержки вин. Во время выдержки шампанское должно быть защищено от света, шума, что и обеспечивают меловые погреба, протянувшиеся на много километров под Реймсом и Эперне в Шампани на севере Франции.

В настоящее время мел повсеместно используют для побелки садовых деревьев и бордюров. Побелка при помощи мела представляет собой недорогой и достаточно простой способ, позволяющий получить ровное, матовое покрытие белоснежного цвета, скрывающее небольшие дефекты поверхности.

До настоящего времени не сохранилось ни одной хаты-мелавки на территории города. Но богатые залежи мела продолжаю снабжать нас все новыми строительными и отделочными материалами.

Литература:

  1. Топоров А. М. Интересное это занятие - жить на земле!: воспоминания. - Барнаул: Алтайский дом печати, 2015. - 394 С.
  2. «Меловой погреб бабы Наташи» http://muph.livejournal.com/332455.html
  3. Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье. История и судьбы традиционно-бытовой культуры (19-20 века). – М., Наука, 1988. – 252 с.
  4. Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (Поселения, жилища и хозяйственные строения). – М., Изд-во АН СССР, 1956. – 134 с.

Пещеры Придонья: Меловые каменоломни и скит отшельника у села Костенки (часть 2) http://muph.livejournal.com/320707.html


Ссылка на публикацию:

5. Использование мела в строительстве в середине XIX века на территории Белгородского края // Жилище как культурный феномен русско-украинского пограничья: сборник материалов XI региональных этнографических чтений. Белгород, 2017. С. 27-29.