Белгородский государственный музей народной культуры

Проспект Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 19:00,
в среду c 11:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 32-13-50 - администратор

   Посмотреть на карте

Электронная почта приемной:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Мир без границ, на протяжении последних десятилетий существующий в поле взаимовлияния различных культур, на всём протяжении этого периода исподволь формировал в нас ощущение свободы вне личностной принадлежности к какому-либо этносу. И когда возникает словосочетание «народная культура», то в обыденном сознании оно нередко накладывается на клише советского периода [1] отечественной истории, наиболее запоминаемыми и часто копируемыми атрибутами которого стали заангажированная праздничная бравурность, аляповатость, безвкусица по мотивам давно отошедших форм жизни и общения. Между тем, нивелируется само понятие «народный», предполагающее всеобщность, принадлежность к миру окружения, связь с предыдущей и последующей ветвями рода. Каким образом актуализируется сегодня эта связь? Одним из важнейших индикаторов состояния является анализ современного художественного опыта в его отношении к традиционному народному.

В актуальном искусстве (contemporary art) XX в. произошло разделение на художественные направления и арт-практики [2], в которых угадывается стремление к взаимодействию со зрителем, разнообразные способы вовлечения его в артистическое действо. Прослеживаются отголоски древнего синкретизма, свойственного традиционной народной культуре, которой изначально были присущи коллективная форма бытования, объединение пения, танца, игры, элементов театрализации в обрядах и праздниках. Со всей очевидностью, в длительный период индивидуализации в искусстве, с чётким разделением «художник-зритель» стремится войти новый игровой период его «детства».

Ещё одной заметной чертой становится проявление в разных формах интереса к этнике. В общем плане он проявляется в декоративно-прикладном искусстве и моде, и здесь следует отметить повышение значимости hand made, как результата, так и самого творческого процесса, что выражается и в ценовом отношении к этому искусству. И в этой нише существует привлекательная возможность взаимодействия опыта старых мастеров и творчества нового мышления, осознающего ответственность в обращении с материалом.

В обращении к этноренессансу можно увидеть и шаги по направлению к экологии существования в целом, как одной из черт, присущих обществу задолго до его урбанизации. Это может быть напрямую связано с поиском ресурсов и возможностей семейно-личностного самосохранения в кризисных условиях существования [3].

Намеченные здесь контактные зоны взаимодействия старого и нового можно использовать при определении способов восстановления функций народного искусства как творческой потенции поколения. И одну из важных ролей в этом призван выполнять музей народной культуры, как место, где аккумулируются все основные сферы её предыдущего опыта.

Полноценная включённость народного искусства в ценностно-смысловое пространство жизни подразумевает задействование всех его функций [4]: праздничной, обрядовой, сувенирной, утилитарной, сакральной. В современном коммуникативном пространстве культуры эти функции работают не полностью и задействованы неодинаково. Праздничная и, пока значительно менее, обрядовая востребованы активнее других, на волне возрождения общего интереса в условиях духовного вакуума. Сувенирная и утилитарная используются ограниченно, и это ограничение связано с включением страны в поле мировой культуры, где царствуют разнообразие выбора и конкуренция. По поводу сакральной функции можно лишь обозначить проблему её утраты, полной или частичной на местах, в связи с разрушением некогда воспроизводившей себя отечественной модели культуры.

Первая проблема: устранение пробелов в знании сакральной функции на современном уровне её осмысления, который предполагает изучение изобразительного языка символов в системе традиционного народного мировоззрения [5]. Это возможно в рамках музейных уроков, где задействуется региональный материал текстильных коллекций и его удачные интерпретации в современной моде, проводятся практические занятия по освоению традиционных методов работы с материалами в изобразительном искусстве, hand made и ремёслах, где возможно применение полученных знаний.

Вторая проблема: повышение значимости сувенирной и утилитарной функций отечественного народного искусства. Её решение возможно при помощи пропаганды в среде мастеров и художников отечественного как уникального, связанного с экологией существования, утверждение статуса мастера как творца-выразителя интересов культурной всеобщности, художника как философа, носителя сакрального знания. Здесь музей располагает всеми возможностями использования своего предметно-материального и нематериального фондов, представляющих ценные методические ресурсы. Взаимодействие с этими ресурсами возможно в рамках выставочных акций, творческих вечеров, индивидуальных и групповых тематических занятий, семинаров и художественных практикумов с привлечением музейных предметов и различных специалистов. Плоды работы в данном направлении способны дать интересные результаты в области нового искусства, ремесла, обогащённого полезным знанием, качественного обновления традиции и художественного опыта.

Третья проблема: просвещение в области праздничной и обрядовой функций народного искусства с использованием площадки музея. В музейной практике нарабатывается потенциал в области театрализации обрядов и праздников в широком и семейном кругу, пропагандируется применение их в различных сферах, формирующих круг человеческой жизни от рождения до кончины. Эти знания постоянно пополняются, и актуализация ранее накопленного народного опыта в семейно-бытовой практике, особенно молодых семей, может практически способствовать их включению в ценностно-смысловое пространство отечественной культуры на уровне, доступном современному человеку с его жизненными ритмами.

В условиях «визуального поворота» культуры XXI века полноценное включение этнокультурного опыта в бытийную повседневность человеческой жизни оказывается как никогда возможным. Созидательная и творческая основы этого опыта способны укрепить, оздоровить и украсить её современное коммуникативное пространство.


Пристатейный список литературы:

  1. Мнения и споры: материалы творческой конференции 3.10.1989 г. в Центральном выставочном зале Москвы (выступление Ю. Осмоловского). // Художник, №1. 1990. С. 42.
  2. Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия: направления и течения от импрессионизма до наших дней. / Сост. Мосин И.Г. СПб: ООО «СЗКО «Кристалл»». 2006. См. также: Искусство во времени: методическая копилка. Синхронизация событий отечественной истории и истории изобразительного искусства; Древо стилей и направлений / автор-сост. Шведова И.В. Белгород. ИД «Белгород», 2012.
  3. Идентичность и социальное конструирование: научный альманах / Межвузовский центр социальной теории РУДН; под ред. П.К. Гречко и Ю.М. Резника. М.: ООО «МЭЙЛЕР», 2012.
  4. Некрасова, М.А. Проблема народного искусства и экология культуры // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. – М.: НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1991.
  5. Шведова И.В. Мировоззренческая основа народной культуры в её традиционной символике // Этнокультурное наследие Белгородчины: проблемы сохранения и изучения / Материалы областной научно-практической конференции / ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры». – Белгород: КОНСТАНТА, 2014. – с. 47-51.


Ссылка на публикацию:

Шведова И.В. Народное искусство как средство коммуникации поколений: контактные зоны // Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Сост. Н.М. Гончаренко. Белгород: ООО Эпицентр, 2016. С.56-58.