Белгородский государственный музей народной культуры

Проспект Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 19:00,
в среду c 11:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 32-13-50 - администратор

   Посмотреть на карте

Электронная почта приемной:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Еда и все, что с ней связано,- неотъемлемая часть материальной культуры любого народа, и русский народ также вписал в мировую кулинарную книгу сотни рецептов прекрасных кушаний. В бездонных кладовых русской национальной кухни хранятся настоящие сокровища, и бездумно отказаться от них было бы огромной ошибкой. Многие кушанья прошлого могут стать украшением нашего стола, сделать современное меню более разнообразным и здоровым.

В течение более 15 лет, выезжая в научно-исследовательские экспедиции в села области, научные сотрудники музея обязательно расспрашивали о наиболее интересных самобытных рецептах данного населенного пункта. Общались со старожилами, краеведами, учителями, работниками культуры, со школьными поварами. Все они старались помочь. Даже школьники не оставались равнодушными: расспрашивали своих родных и рассказывали о любимых блюдах семьи. Педагоги сельских школ, занимающиеся со школьниками краеведением, собирали рецепты блюд своего села и материалы передали в музей народной культуры.

Первым результатом этой работы стал сборник «Традиционная кухня Белгородчины», изданный в 2012 года. В 2015 году издание было дополнено, доработано и вышло в печать во второй раз.

Некоторые рецепты встречаются во многих селах, например, каша-сливуха, но есть и уникальные, характерные для жителей одного населенного пункта. С давних времен в с. Роговатое Старооскольского района готовят катанку, в с. Богородское Новооскольского района - кашу по-богородски, в с. Принцевка Валуйского района рисовую кашу с яблоками, луковый мармелад, «Стригуновский» пирог в селе Стригуны Борисовского района и т. д.. Ряд рецептов, к сожалению, забыт, так, например, мягкая карамель, пастила «Курская» и «Харьковская», изготавливавшиеся в 90-х годах 19 века на паровой консервно-кондитерской фабрике при Корочанской земской опытной фруктово-консервной станции, имевшие сбыт по всей России и пользовавшиеся особым спросом.

Что касается вопроса сохранения кулинарных традиции в городе Белгороде, то стоит указать, что частично были собраны кулинарные рецепты. В городе остается все меньше коренных белгородских семей имеющих вековую историю. Но сотрудники музея не остановились в своем поиске уникальных блюд города и обратились за помощью к архивам и библиотекам.

черепеникВ государственной публичной исторической библиотеке России хранится журнал «Этнографическое обозрение» за №1 1909 года. В котором опубликована статья «Малороссийские обрядовые печенья Курской губернии». Здесь мы находим раздел под общим названием «Печенья из Белгородского уезда Курской губернии». Речь идет о выпечке черепеников в слободе Супруновке. Автор статьи опрашивает хозяйку семьи Ладновых. Хозяйка рассказала, что выпекают черепеники из гречневой муки, тесто готовиться дрожжевое как на блины только немного гуще. Выпекают их в черепушках – керамических горшках. Автор приходит к выводу, что название выпечки произошло от формы для выпечки. В статье дается описание формы и размеров черепушек. По описанию, сотрудники музея восстановили форму.

На портале «Тула прошлого века» (http://www.tulainpast.ru) в 2017 году появилось фото черепенщика.

ЧерепенщикЧерепенщиками называли лотошников, торговавших черепениками – особыми закусками из гречневой крупы. Обычно это были печёные коржи, лепёшки или колбаски из гречневой каши. Вот только наши Супруновские черепеники выпекались из муки и имели форму усеченного конуса. Особенно хороши они были горячими, смазанными конопляным маслом.

В книге Бориса Можаева "Мужики и Бабы" мы находим замечательное описание этого продукта:

«- А мы черепенники! Теплые черепенники... Мягкие, воздушные... - кричали вперебой тихановские молодайки, поднося на большом противне принакрытые полотенцем, дымящиеся, коричневые, похожие на маленькие куличи, ноздрястые черепенники, испеченные из гречневой муки. Рядом с черепенниками бутылка конопляного масла с натянутой на горлышке продырявленной соской. Прохожий бросает на противень пятачок, берет мягкий, пахнущий гречневой кашей черепенник, разламывает пополам и подставляет дымящиеся ноздрястые половины».

В этом же сборнике Этнографического обозрения в разделе «Хроника» есть рассказ о прощенниках – пряниках, которые дарили крестные родители своим крестникам в день Прощеного воскресения. Такие пряники выпекали в слободе Жилой, Пушкарной, Кашарах, Савино. Автор дает подробное внешнее описание пряников. Пряники были двух видов. Первый в форме кувшина с розовой глазурью высотой 42,275 см (высота 9,5 вершков; 1 вершок – 4,45 см), второй в форме человека с бородой в полушубке и в шляпе набекрень с бело-розовой глазурью высотой 62,3 см (14 вершков).

прощенник

В статье представлено всего два фрагмента, тех уникальных рецептов, которые можно использовать для брендирования белгородской кухни.


Ссылка на публикацию:

6. Супруновские черепеники – уникальное блюдо г. Белгорода // Проблемы сохранения и брендирования региональной кухни: материалы круглого стола. Белгород, 2018.