Белгородский государственный музей народной культуры

Проспект Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 19:00,
в среду c 11:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 32-13-50 - администратор

   Посмотреть на карте

Электронная почта приемной:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

К началу XXI столетия, в условиях визуального поворота культуры, актуализировался научный и общественный интерес к её визуально-ценностной составляющей – народному изобразительному языку. Принципы старинной орнаментации одежды и предметов быта, сочетавшей красоту с пользой и никогда не носившей условно-декоративного характера, но предназначавшейся для защиты конкретного человека, сохранения и аккумуляции его жизненных сил, снова в поле интереса мастеров-создателей современной вестиментарной культуры и её потребителей, несмотря на давнюю размытость границ некогда существовавших этнических локусов. Вместе с этим, существует дефицит системных знаний в данной сфере, практические наработки в ней далеки от единства, что, безусловно, актуализирует выбор настоящей темы. Теоретические работы В. Лехциера, посвящённые феноменологии художественного опыта, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, Ю. Лотмана, Ж. Делёза, представившего процесс познания истины как повседневный опыт расшифровки знаков, Э. Кассирера, обозначившего культуру как символическую Вселенную и «третью систему» человека, семантические исследования, изучение памятников народного художественного творчества и археологических находок Б. Рыбаковым, А. Амброзом, Т. Воланским, Е. Клетновой, Г. Масловой, В. Приваловой, М. Кацаром, М. Некрасовой, В. Казариной, В. Цагараевым, Ф. Искендеровым и др. создают полноценную базу для аналитической работы в данном направлении.

Составляя основу всего жизненного процесса, движение – это бесконечное создание нового, разрушение старого, качественные и количественные изменения в структуре всего живого – существует в сочетании с категорией времени, вымеряющей невидимые глазу изменения: мгновенные, под воздействием определённых событий, или длительные, постепенные. Существует разделение природы времени на обыденное (профанное), связанное с ходом истории, и сакральное, имеющее связь с природными, космическими ритмами. Здесь следует различие в особенностях восприятия времени индивидуумом. Превалирующее «я-ощущение» в ритмах сакрального времени, его цикличности и обратимости соотносимо с мироощущением человека архаического общества, в профанном – свойственно подавляющему числу современников. В то же время, человек – это часть общества, связанного воедино многими идентичностями (этнической, культурной, религиозной, политической и т.д.). Эта связь выражается в быту, через взаимодействие с различными институтами социальной среды, закладывающей некий определённый обществом хронос существования, включающий нормо-периоды взросления, образования, социально-статусной реализации. Таким образом, бытийность, в зависимости от того, сколь ярко выражает в ней себя неконсолидируемая индивидуальность, становится диалогическим взаимодействием с догматами этого определяющего хроноса. Согласуясь с законами собственных биоритмов и одновременно встраяваясь в общую канву, человеческое существование подчинено постоянной жизненной пульсации. И здесь, среди множества образов движения энергии есть почти универсальный пример (рис. 1) из народной изобразительной практики:

орнамент

Данная фигурка, трактуемая в родственном орнаментальном пространстве чувашей как «взаимообмен» [1], демонстрирует редкий двухфазный принцип движения энергии «извне-вовне», что видно из направленности составляющих её стрелковидных элементов. Наполнение и опустошение показано как естественная пульсация на примере конкретно взятого объекта, открытая форма которого как бы и создана из этого упругого энергетического контура, приобретающего самые разные очертания в разработках геометрической и растительной символики разных народов. В проводимой параллели с психологической составляющей длительность перехода между обеими фазами цикла обусловлена также ассимиляцией получаемого, его усвоением, после чего следует коммуникативный обмен-отдача, освобождение перед новым приобретением. Если представить бесконечность этого процесса в гармоничном приложении к жизнедеятельности человеческого духа и организма, то, возможно, именно так выглядела бы формула молодости в её наиболее общих чертах... Исходя из трактовки обозначенных элементов и базового пиктографического принципа наглядности, «речь» орнамента выразительно озвучивает движение энергии в других смысловых комбинациях (рис.2-4).

На рис.3.1, 3.2 смысл «вездесущности» Ока божьего – дневного и ночного – передан цветовой составляющей расходящихся от него элементов-стрелок. Встречное направление (рис. 4.1, 4.2) сообщает формуле значение конфликта, состязательности, встречи разнородного.

орнамент

Рассмотрим применение приведённых формул на примерах из региональной изобразительной практики. «Течение» – мотив активного движения энергии – встречается в тканых рушниках Курско-Белгородского региона (рис. 5), окладов (каймовой орнаментации подола) праздничных понёв женских костюмных комплексов Белгородско-Воронежского региона [2].

орнамент

Присутствие этого мотива связано в одних случаях с древней аграрной магией и ритуально-обрядовой функцией рушника; в одежде его роль связана с обозначением статуса молодости, усилением её жизненной активности, плодовитости. Встречается «течение» и в поясах. Интересный образец найден в 1990-х П.Д. Пономарёвым в воронежском селе Журавка [3]. Пояс мужской «бешеный» (с пометой от информанта: «для раздражительных людей») изготовлен согласно всем открытым законам психологии цвета: «течение» в красно-оранжево-чёрной гамме идёт по всей длине изделия, концы которого оформлены двойными пышными кистями из нитей синего цвета с бисером – идеальный переход от цветового «жара» к рассеивающемуся «холоду».

Зеркальная разнонаправленность элементов «всевидящего Ока» (на рис.3.1, 3.2) имеет смысловые аналоги в изображениях двуликих богов-покровителей входов у самых разных культур. Например, Янус у древних римлян или, с той же функцией, двухголовое божество бушменов Суринама, всегда стоящее при въезде в деревню. Всевидящий взгляд такого бога-хранителя, как считалось, должен был немедленно «заметить» и нейтрализовать зло, пожелавшее войти на охраняемую им территорию. В Курско-Белгородском регионе этот элемент существует в канве многоцветного орнамента, усвоенного, по всей видимости, из белорусско-польской традиции ковроткачества.

орнамент

Разбегающиеся огненные волны от «глаза» дневного светила словно озаряют поверхность изделия (рис.6), создавая жизнерадостно сияющее поле жизни. Исходя из повсеместно существовавшей традиции подготовки приданого, такой ковёр был прекрасным подарком молодой семье.

Пример формулы соединения разнородных энергий (рис.7), аккумулирующей, в конечном счёте, некий созидательный результат, можно видеть на лобной части женского головного убора (разновидность «сороки») – рис.7. Разноцветные потоки, «притекающие» с разных сторон мягкой алой шапочки к её центру, красноречиво выражают благое пожелание обладательнице, связанное с увеличением её жизненно-творческих потенций.

орнамент

Как видно из приведённых примеров, образы несут исключительно созидательный смысл. Ю.М. Лотман, указывая на глубоко архаическую, восходящую к дописьменной эпохе природу символа, отмечал, что самые элементарные, как правило, знаки представляли собой «свёрнутые мнемонические программы текстов и сюжетов, хранящися в памяти коллектива». Сам символ, как законченный текст, никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры, но всегда пронзает этот срез по вертикали, уходя из прошлого в будущее – задавая тем самым импульс жажде познания, как импульсу вечного движения жизни, который сам же воплощает в себе. Так, очищенные от религиозно-политических наслоений более поздних времён своего использования, в том числе и благодаря десемантизации, древнейшие знаки выносят в современный мир народные знания о его устройстве, основанном на принципах движения и развития, открывают свой сакрально-диалогический контекст. Надо думать, что, востребованные в культуре настоящего поколения, они заложат самый созидательный фундамент поколения будущего.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Искендеров Ф.В., Искендеров И.Ф., Костина Е.Ф. Азбука чувашских орнаментов и эмблем. Ульяновск. 2008.
  2. Зотова И.П. Белгородский народный костюм. Б.: Истоки. 2005. 96 с.
  3. Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж.: Центр.-Чернозём. кн. изд-во. 1994. 36 с.: ил. + 20 цв. вкл.
  4. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Избранные статьи. Т.1. Таллинн. 1992. С. 192.

Shvedova I.V.

senior researcher of the State budget institution of culture

«Belgorod state Museum of folk culture»

THE PHILOSOPHY OF MOVEMENT AND TIME IN THE SYMBOLISM

OF FOLK CULTURE

Abstract: The purpose of this article is refer to the value foundations of a culture through their visual component which is expressed by ideoplastic language of ornamental art. In the examples, in particular, with the use the regional material of embroidery and weaving were reviewed logical principles the creation a number of ornamental formulas of the life energy movement. The method of combining visual perception with philosophical reflection, in author's opinion, provides a real opportunity to practical inclusion the folk art experience into a creative and daily human life.

Key words: visual turn; artistic experience; folk culture; vestimentary culture; ornamental formula.

Referenses

  1. Iskenderov F.V., Iskenderov I.F., Kostina E.F. Azbuka chuvashskyh ornamentov i emblem. Ulyanovsk. 2008.
  2. Zotova I.P. Belgorodski narodny costum. B.: Istoki. 2005. 96 s.
  3. Ponomarev P.D. Narodny costum voronezhskoi gubernii. Voronezh: Centralno-Chernozemnoe kn. izdatelstvo. 1994. S.74.
  4. Lotman Yu.M. Symvol v systeme culturi // Izbrannye statji. T.1. Tallinn. 1992.

    Ссылка на публикацию:

    Шведова И.В. Философия движения в символике народной культуры // Успехи современной науки и образования. Белгород, 2016. № 9. Т.2. С.16-18.