Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Афиша

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
2
3
4
6
8
9
10
11
13
14
16
17
20
21
22
24
25
27
28
30
31

Ближайшие события

В Международный день свадебных салонов, отмечаемый 20 марта, дискуссионный клуб «Культурный квартал» представлял замечательную весеннюю тему – «Свадебная мода в образах». Продолжая клубную традицию познавательного досуга, участники и гости постарались заглянуть в самую суть подготовки свадебного наряда – как рубежа между жизнью девушки и женщины. Эпиграфом встречи стали строки Джорджа Гордона Байрона и его знаменитой поэмы «Дон Жуан»: «Комедии всегда венчает брак, трагедии – внезапная кончина. Грядущую судьбу скрывает мрак, и этому имеется причина. Не смеет поэтический чудак пускаться в столь опасные пучины…» Байрон, так же, как и его великий соотечественник Уильям Шекспир, понимал, что весь мир – «театр», и каждый из нас всегда будет стремиться сыграть свою роль так, чтобы она оказалась самой лучшей, самой счастливой.

Вдохновением к размышлению на открытую тему стала её музыкальная свадебная страница, которую блестяще перевернули первые гости встречи: пианистка, заслуженный работник культуры РФ и солистка Белгородской государственной филармонии Ирина Соколова со струнным квартетом факультета исполнительского искусства Белгородского государственного института искусств и культуры. Гости «Квартала» услышали полную версию Свадебного  марша Ф. Мендельсона, традиционно исполняемого сейчас в России, свадебные марши Вагнера из оперы «Лоэнгрин» и Моцарта из оперы «Женитьба Фигаро», аранжировку вокальной композиции К. Перри «A Thousand Years» (для первого танца молодых), прозвучавшую в исполнении фортепиано, альта и мелодекламацией текста песни.

На службе у красоты всегда стоит парикмахерское искусство. Очаровательные первокурсницы Белгородского техникума промышленности и сферы услуг (группа 1ПИ) продемонстрировали зрителям небольшое дефиле с вариантами разнообразных укладок для длинных волос, а куратор группы Елизавета Викторовна представила стиль укладки «холодная волна», один из самых модных как столетие назад, так и сегодня.

В числе гостей от белгородского студенчества были группы 31 и 41МИД от Белгородского государственного института искусств и культуры, а также группы 81636 и 81637 НИУ «БелГУ», приехавшие по приглашению Центра межкультурной коммуникации вуза. Музыкальный подарок теме от иностранного студенчества преподнёс студент из Китая Чжао Синьи, исполнивший партию саксофона для видеоклипа с романтичной любовной историей. Студенты пришли не с пустыми руками: на импровизированной выставке рядом со сценой красовались наряды будущих невест трёх стран – Армении, Китая и Туркменистана, а рядом – фото их традиционных народных свадебных костюмов.

В ретроспективном ряду белгородских свадебных нарядов, который подготовила художник музея Т. Вьюнник, экспонатом особой ценности стал костюм из кремового атласа со шлейфом (1884 год). Другие наряды представили вкусы и моды невест разных поколений ХХ века. Белгородки, вышедшие замуж в 2018-19 году, свои платья представлять не стали. Интересно то, что воспротивились этому, в первую очередь, их мужья (мужчина, как известно, не является знатоком примет и традиций, но по части костюма обычно более консервативен). Возможно, в целом подспудно сыграла роль одна из примет традиции: платье – это судьба. Она у самых молодых только складывается, и не стоит выставлять её главный «сакральный» атрибут на всеобщее обозрение. В эту же тему идёт и понимание того, что нельзя брать платье к свадьбе напрокат: ты ведь «одеваешь» на себя чужую судьбу, а она у тебя должна быть только своей собственной.

Вслед за этими гости вспомнили и другие приметы, связанные со свадебным платьем, с особенностями сохранения счастливой судьбы молодой пары. Например, наряжать молодую к свадьбе на подушке – на лёгкую и богатую жизнь, запрет показывать свадебное платье и невесту в нём жениху до самого торжества, на котором он впервые увидит свою избранницу во всей её красе. Эти и другие традиционные убеждения идут от очень давних представлений народа, и не только русского. Общность некоторых традиций можно наблюдать, например, в отношении цвета для традиционного свадебного наряда. Не только в музейных фондах праздничного костюма белгородских крестьянок 200-летней давности, но и на самом широком географическом пространстве: от европейских невест Средневековья до древней Индии и Китая –  доминирующим в нём является красный. Красный – как символ пика земной красоты, её плодородной силы и обновления.

Тем не менее, сегодня цвет свадебных платьев во всех модных салонах сегодня белый. Реже встречаются другие, всегда светлые и нежные оттенки – кремовый, салатный, розовый. Своеобразным ключом к разгадке этого является изучение крестьянского свадебного обряда – на примере того же села Подсереднее Алексеевского района, где, как и в двух других районах нашей области, бытовал комплекс женской одежды с понёвой. В третьем выпуске музейного сборника «Мир традиций», изданного по итогам этнографических чтений 2007 г. (материал А.Б. Паниной) читаем: во время первого свадебного дня, к венцу, подсередненская невеста одевала «белевую» венчальную рубаху без вышивки и белый же венчальный платок, поверх которых надевала нарядные. Белый также – цвет рубах стариков, которые уже думают о пути души к Богу, цвет похоронного обрядового полотенца – рушника. Таким образом, белый – это цвет и мудрости, и смерти. Действительно, так же, символически, «умирает» на свадьбе девушка, но рождается во всей своей красоте новая женщина, продолжательница жизни на земле. Её наряд, символизирующий образ мира в миниатюре, богато украшен, и часто золотом, делающим костюм особенно дорогим и ярким, словно в божественном сиянии снова пробуждающего природу весеннего солнца. Точно так же, как и наряды других стран, переливались на выставке золотом своего шитья белгородская «сорока» (старинный головной убор) и эксклюзивная рубаха с «золотым ремнём» по рукаву (свадебный комплекс с понёвой села Афанасьевка Алексеевского района).

Блиц-опрос «Одень невесту» в завершение встречи выявил вкусы и приоритеты аудитории в традициях свадебной моды сегодняшнего дня. Ведущая по очереди представила на экране пять наиболее ярких образов современных невест и прокомментировала их. Вопрос для девушек: в каком наряде вы хотели бы остаться в истории? Для юношей: во что бы вы одели свою невесту? Представляем вам итоги зрительского голосования.

Веер
Романтичная классика (1) – 62%
62%
Современный с элементами народного костюма (5) – 20%
20%
Эмансипированный с брюками (4) – 14%
14%
Традиционный народный костюм района невесты (3) – 4%
4%
Сексуальный с мини-юбкой (2) – 0%
0%
Экстремальный, необычный (6) – 0%
0%