Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СМИ о музее

В наши дни это преступление против природы

С началом весны и до поздней осени повсеместно начинаются пожары, горит сухая трава, причем на огромных площадях. И поджигают ее местные жители, в основном пожилые люди, которые уверены, что «делают добро».
Каждый акт поджога - это преступление против мира природы. Что сподвигает многих из нас совершать этот акт вандализма? Кого-то удовольствие от вида огня, кого-то хулиганство. Но в основном причины «очень умные и серьезные». Чтобы их понять, стоит обратиться к нашей исторической памяти и вспомнить, кто наши предки.

Поджог травы: память предков или хулиганство?

Кочевники

Начиная со II тысячелетия до н.э. всю южнорусскую степь заселяли кочевые племена. Сначала это были скифы и сарматы, позже на их место пришли готы и гунны, затем хазары, печенеги и половцы. Татаро-монголы создают самое крупное и организованное государство в Европе того времени - Золотую Орду.

Век от века теснят друг друга у южных рубежей евразийских лесов переселенческие волны кочевых народов. Накат их угрюмых полчищ ознаменовался тактикой жестоких опустошений. Ее практиковали не только нападавшие, но и оборонявшиеся. Скифы, например, когда на них двинулись персы, широко выжигали растительность, засыпали колодцы и родники.

Для охоты, получения угодий с хорошим травостоем, сооружения загонов для скота, повышения проходимости территории, самозащиты и нападений на обитателей чащоб, вообще из-за страха перед лесом, степные племена и орды пускали палы. Степь, благодаря многократным пожарам, расширялась, становилась все более емкой для большего числа нужных человеку жи-вотных. Чтобы расширять и улучшать пастбища, человек должен был практиковать ежегодное выжигание лесов и степи.

Из обедненной лесами и все более иссушаемой степи жизнь постепенно уходила на север.

В самой же степи она концентрировалась вдоль еще богатых рыбой рек. В поймах Днепра, Дона, Волги и Яика селятся казаки. К середине XV века междуречные степи сильно обезлюдели и оставались таковыми вплоть до начала их земледельческого освоения в XVII веке. Наиболее интенсивное заселение восточноевропейских степей начинается лишь к концу XVIII века.

Белгородская оборонительная черта

В XVI веке территория белгородского края называлась Диким полем, где хозяйничала конница крымского хана, считавшего эти земли по праву своими. Для наблюдения за продвижением крымских татар была организована сторожевая служба. Наряду с охраной пограничных районов в обязанности сторожевой службы входил поджог степей, как один из древних методов борьбы с кочевниками. Палы степей лишали татарскую конницу корма.

Ежегодно осенью высылались специальные сторожи для поджога степей. В боярском приговоре 1571 года давались основные рекомендации по поджогу степи осенью, используя северный ветер «как гораздо на поле трава посохнет». Такой метод борьбы с татарами был малоэффективным. Если для значительной массы конницы палы создавали определенные трудности, то небольшие отряды кочевников всегда могли найти корм для своих лошадей.

В XVII веке было решено отвести угрозу дальше от Москвы, усилив южные границы. Для этого требовалось перекрыть шляхи и выстроить цепь защитных укреплений на территории Дикого поля. Так в 1635 году началась самая масштабная стройка Руси - возведение Белгородской оборонительной черты протяженностью 800 километров.

Огневое хозяйство

2Первые поселенцы, оседая на белгородской земле, обустраивали свой быт. Каждый привозил свои особенности домашнего уклада, строительства жилья, а также ведения хозяйства и обработки почвы. Переселенцы из северных губерний Российской империи сохраняли и применяли систему огневого хозяйства.

Огневым хозяйством называется культура, которая применяется преимущественно при разделке лесных угодий, затем болотных пространств и лугов с помощью огня. Выжиг леса называется лядом или подсекой, кустарника - сыросеком, дерна - кубы- шем. Общее же название таких культур - огнища, или палы. Поселенцы применяли такой способ ведения хозяйства на черноземе, что не раз сопровождалось страшными степными пожарами. Целью, ради которой предпринимается выжигание степей, считают уничтожение бурьянов. На вред таких поджогов несколько раз обращало внимание общество сельского хозяйства южной России, а также департамент земледелия.

Переселенцы с южных территорий выжигали степь по другой причине. В больших овцеводческих имениях это делали с целью истребления «калдана», особого вида ковыля. Ковыль-волосатик с начала цветения становится опасным для жизни овец и коз. Благодаря своей длинной коленчато-согнутой ости и острой короткой зерновке легко зацепляется за шерсть животных, впивается в кожу и приводит к их гибели. Однако для предотвращения этого нужно лишь избегать выпаса скота в ковыльной степи в период их плодоношения. Надо помнить, что применяемое некоторыми фермерами выжигание ковыльников - совершенно варварский способ. При этом степные пастбища не только не улучшаются, а напротив беднеют и деградируют. Кроме того, степной пожар очень трудно, а то и вовсе невозможно остановить, а последствия его могут быть ужасными не только для степи или леса, но и самого человека.

Приручение огня

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди, основано на огне. Большинство граждан ждет теплых весенних дней, чтобы открыть шашлычный сезон. Приготовление пищи на открытом огне остается таким же притягательным и отчасти магическим действием, как и тысячи лет назад. Редко кто при выборе места для пикника задумывается, насколько оно отвечает условиям безопасности. Наиболее отчаянные граждане умудряются жарить мясо во дворе многоэтажного дома или на балконе, не думая, что их действия подпадают под административное правонарушение.

Поджог травы: память предков или хулиганство?

Обычно пользоваться специальными переносными или стационарными приспособлениями для приготовления пищи на свежем воздухе разрешается до официального установления противопожарного режима. После этого запрещается разводить костры, использовать мангалы, печи открытого типа не только в зонах отдыха, но и во дворах частных или загородных домов.

Отдыхая на природе, люди расслабляются, что способствует снижению контроля и чувства опасности при использовании огня. Частыми последствиями такого легкомысленного отношения являются пожары, влекущие крупные материальные убытки и нарушение экосистемы.

12 ноября 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которым запретил выжигать сухую траву на землях сельскохозяйственного назначения и разводить костры в полях.

Закон Белгородской области об административных правонарушениях «Нарушение правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории региона» предусматривает штраф за сжигание отходов, мусора и растительных остатков в размере двух тысяч рублей. Если пожар повредил или уничтожил чужое имущество либо причинил легкий или средней тяжести вред здоровью человека, то виновнику придется заплатить еще штраф по ч. 6 от. 20.4 КоАП. Граждане выложат от 4 до 5 тысяч рублей, должностные лица - от 40 до 50 тысяч, юридические лица - от 350 до 400 тысяч рублей.

Не стоит путать историческую память с хулиганством или обычной человеческой халатностью.

Евгения ВЛАДЫКОВА, завотделом научно-методического и информационного обеспечения музея народной культуры
ФОТО из СВОБОДНЫХ источников

Ссылка на источник