Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СМИ о музее

100215ДЕНЬ ХЛЕБА и соли при-ходится у нас на 18 февраля – Агафью-коровницу. В этот день древние славяне освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и т. д. Позже стали выносить навстречу знатным или почетным гостям. При этом вплоть до конца XIX века выносили именно сбереженные с Агафьиного дня хлеб-соль.
 
Хлеб – величайшее человеческое достояние, так и оставшееся для нас вне времени и пространства. Он вечен. Он необходим – как воздух, вода, сама жизнь. Стал каждодневной пищей. Бытовое общение с хлебом заслонило то святое, молитвенное понимание дара Божьего, которое было присуще нашим предкам. Но именно тем он и удивителен, что ненавязчиво привычен, эта его особенность прекрасно отражалась в пословицах и поговорках: «Калач приестся, а хлеб никогда», «Только ангелы с неба не просят хлеба».
Голод, бесхлебье страшат человека. Но не менее опасна и бездумная сытость. Иметь каждый день хлеб на столе и не понимать, не разделять благоговейного почтения наших дедов к этому дару – недостаток воспитания без опоры на народные корни.

Сказать на хлеб худое слово недопустимо, грешно. На Руси немалым грехом считалось уронить и не поднять хотя бы крошку хлеба, еще большим – растоптать кусок хлеба ногами. Буханка, каравай, кусок и даже крошки, по народным представлениям, воплощают в себе долю, судьбу, счастье человека. Бросаешь хлеб – разбрасываешься своим счастьем, отгребаешь от себя крошки – свою долю отталкиваешь. А еще считалось в народе: кто, вкушая, роняет крошки хлеба наземь, за тем подбирают нечистые духи, и если собранные ими крошки будут весить больше самого человека, то душа его, по смерти, достается дьяволу. Напротив, кто ест черствый хлеб, тот не будет бояться грома, не потонет, доживет до преклонных лет и не изведает нищеты.

Хлеб сопровождает человека всю его жизнь. Роженицу после родов кормили хлебом, это древнейшее жертвоприношение. Как оберег, клали хлеб в колыбель новорожденного, а бабушка пекла так называемые бабкины пироги, которыми она угощала соседских ребятишек, чтобы они порадовались приходу нового человека в мир.

В свадебных обрядах кара-вай присутствует на всех этапах. В день свадьбы, после венчания или регистрации молодых встречали в доме родителей хлебом-солью. Они должны вместе откусить от каравая – это символизирует единение: с этого дня они будут жить одним хлебом. На свадебном пиру при вручении даров разрезается каравай, и им оделяются все родственники, гости. С этого момента преж де чужие семьи становятся родней, свойственниками, и все называют друг друга сватами.

Когда умирает человек, то рядом с гробом на столе ставят хлеб-соль. После выноса покойника на его место кладут хлеб. На поминках к столу ставят пустой стул, а на стол – стакан, накрытый куском хлеба. В давние времена в конце поминального обряда выносили большой круглый пирог в окружении горящих свечей. Свечи гасили, как погасла оплакиваемая жизнь, каравай разрезали и вручали каждому уходящему с обеда по куску.

Когда уходили из дома на заработки, на службу, на учебу, то брали в дорогу материнский каравай хлеба – как благословение, как оберег от всех бед и ненастий.
Подавая нищему ломоть, крестились, как крестился и нищий, принимая хлеб.

Дорогих и именитых гостей по давней традиции встречают хлебом-солью. Вручение хлеба-соли – это радушие, гостеприимство, уверенность, что люди, принявшие хлеб, не смогут сделать дурного хозяевам: «Хлеб-соль и разбойника побеждает».

Нельзя доедать за кем-либо кусок – его силу заешь. Давно уже нашими предками сказано: «Брось хлеб-соль на лес, пойдешь – найдешь», то есть накорми первого встречного, незнакомого, но голодного, если тебе придется попросить есть, тебе в этом никто не откажет.

На новоселье в новый дом вносили сначала икону и дежу с растворенным тестом. Когда семья решала кого-то отделить на самостоятельное житье, то все собирались за столом и отделяемому вручали кусок каравая (так сложилась пого-ворка «отрезанный ломоть»).

Именем хлеба клянутся: «Чтоб мне хлеба не видать».

Ценность хлеба... Сегодня хлеб – прежде всего понятие экономическое, ведь кусок хлеба требует труда очень многих людей. Но есть еще одна непреходящая ценность хлеба – нравственная.

И хочется вместе с русским поэтом Н. Рыленковым сказать:

...И по тому,
как люди ценят хлеб,
Себе друзей
в дорогу выбирай.

А. БАСАРГИНА, старший  
научный сотрудник  Музея народной культуры Белгородской области.

№ 17 от 10 февраля 2015 г.

Ссылка на источник