Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СМИ о музее

Белгородцев окунули в мир патефонов, радиол и транзисторов

1Что хранили в музыкальной шкатулке? Как завести патефон? Почему альбом для пластинок - это ценный подарок? Что пришло на смену кассетным магнитофонам?Ответы на эти и многие другие вопросы дадут в музее народной культуры.

Музей с наметившейся регулярностью (не реже раза в год) знакомит белгородцев с фондовыми коллекциями. Во временных экспозициях здесь уже показывали старинные женские головные уборы, разрешали поиграть на исконно русских музыкальных инструментах и устраивали символическое чаепитие.

Говорящие машины

А новая выставка «Звуки времени» посвящена звуковоспроизводящим устройствам: граммофоны, патефоны, катушечные и кассетные магнитофоны, плееры ждут тех, кто знаком с их звучанием не понаслышке, и тех, кому интересно, «до чего дошёл прогресс» за полтора века. Все экспонаты - в рабочем состоянии - напоминают: слушать музыку можно не только в айподе или телефоне.

Один из ранних механических звуковоспроизводящих инструментов - это говорящая машина Фабера. Она появилась в первой половине XIX века. А в 1877 году Томас Эдисон представил фонограф, запатентованный годом позже, - первый прибор для записи и воспроиз ведения звука.

И всё же по хронологии фонографу предшествовала музыкальная шкатулка, умевшая механически воспроизводить заложенные в неё звуки. Инкрустированная музыкальная шкатулка-экспонат музея датируется концом XIX - началом XX века, родом она из Европы. Такие шкатулки носили утилитарно-развлекательный характер: в ящички можно сложить украшения, в зеркале - оценить своё отражение, а ещё - послушать музыкальные отрывки. Музейная музыкальная шкатулка «знает» три мелодии, одна из них - отрывок из оперы «Кармен».

В 1887 году Эмиль Берлинер запатентовал граммофон - видоизменённый фонограф, в котором цилиндр для записи и воспроизведения звуков заменил плоским диском. Диск - это знакомая всем грампластинка.

- Пластинки делали с помощью цинковых матриц. На них химическим путём протравливали запись, и с матриц можно было штамповать около 500 экземпляров пластинок, - поясняет научный сотрудник отдела научно-экспозиционной и выставочной работы Анастасия Лукьянова.

На смену граммофону пришёл патефон. В экспозиции выставки - патефон французской фирмы Pathe, название которой, кстати, и дало имя новому устройству. Патефон отличается от граммофона внешним видом - рупор у него меньше и встроен в корпус - и методом записи. Кроме этого, патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные наоборот.

Игла на пластинке

В глубине сцены совершается для нас, современных, почти таинство. Анастасия Лукьянова, вращая ручку патефона, заводит пружину механизма, на пластинку ставит иглу. Мгновение - и для нас звучит «Рио-Рита» - популярная в 30-е годы прошлого века, едва ли не ровесница самого устройства.

Пару слов о пластинках. Берлинер организовал и массовое производство грампластинок.
Уже к началу XX века грампластинки акционерного общества «Граммофон» производили на фабриках в 30 странах мира, в том числе и в Российской империи. Для обработки русских записей и снабжения русского рынка в Риге была оборудована фабрика граммофонных пластинок и граммофонов.
Ещё одним крупным поставщиком грампластинок была фабрика «Сирена Рекорд» из Варшавы. Попадали в Россию и пластинки фабрики «Фаворит Рекорд», чьё производство
находилось в Ганновере. Кстати, на пластинках этой фирмы всегда указывали день, месяц и год выполнения записи. Немало русских артистов записывалось на пластинках мелкого предприятия «Лирофон», появившегося в 1905 году в Лейпциге. Среди пластинок, представленных в экспозиции, есть редкий экспонат - пластинка, записанная в фирме «Премьер Рекорд». Ещё пара подобных ей хранится в Российском государственном архиве фонодокументов.

В дореволюционной России грампластинки производили на заводе в подмосковной Апрелевке под маркой «Метрополь-рекорд». После революции фабрику национализировали. В начале 1950-х там впервые выпустили виниловую пластинку. С 1964 года завод вошёл в состав концерна «Мелодия». Расскажут на выставке и о том, как хранили пластинки: их собирали в альбомы. Один из них - среди экспонатов. Бумажные конверты для пластинок собраны под одним корешком в большую книгу. На обложке - пожелания для хозяйки альбома, белгородки Риммы Чернецовой, от одноклассников. И дата - 1954 год. Внутри - «В жизни так случается» в исполнении Марка Бернеса, его же «Я люблю тебя, жизнь», мелодии из популярных фильмов…

Это наше

Сотрудники музея отмечают, что, как и альбом, многие из представленных на выставке устройств и пластинок в фонды передали жители Белгорода.

Экспонаты, относящиеся ко второй половине прошлого века, точно вызовут у посетителей ностальгические чувства.
Радиола «Урал», транзисторные радиоприёмники, электрофоны, магнитофоны - катушечные и кассетные, магнитофоны-приставки, минидисковые проигрыватели, стереоплеер - звезда начала нулевых - эволюцию звуковоспроизводящих устройств можно отследить в двух витринах выставки. Их - с полувековой историей и младше - предоставил музею доцент кафедры музыкального искусства эстрады и звукорежиссуры БГИИК, заслуженный работник культуры РФ Александр Кравченко.

19 февраля посетители выставки попадут на день рождения звукозаписи. А завершат экспозицию 1 марта.

Оксана ПРИДВОРЕВА, Владимир ЮРЧЕНКО (фото)

 

Ссылка на источник