Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 11:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СМИ о музее

Так называется выставка в Белгородском музее народной культуры

ЗВУКИ ВРЕМЕНИЗдесь можно увидеть граммофоны, патефоны, катушечные магнитофоны, радиолы, проигрыватели и многое другое. И даже услышать, побывав на презентации коллекции, которую планируется провести в ходе работы выставки.

Представленные образцы звуковоспроизводящей аппаратуры конца XIX-XX веков помогут совершить своеобразное путешествие во времени и услышать чарующие звуки эпохи. Музыка сопровождает человечество уже несколько тысячелетий, но в историческом масштабе человек научился записывать и воспроизводить свой собственный голос совсем недавно. За каких-то сто с небольшим лет человечество прошло путь от фонографа к компакт-диску. Способы звукозаписи и носители для неё со времени записи первых звуков разительно изменились. Но 19 февраля 1878 года по праву можно назвать днем рождения звукозаписи, ведь именно в этот день патентным ведомством США Томасу Эдисону был выдан патент на фонограф – первое в мире устройство, способное воспроизвести звук человеческого голоса.

Первые фонографы, использующие фольгу на цилиндрических носителях, позволяли делать записи длительностью всего несколько минут и очень быстро изнашивались. И поэтому сменившие их валики, покрытые слоем воска, стали настоящим спасением. Было сделано множество записей музыки популярных исполнителей (например, итальянского тенора Энрико Карузо), созданных появившимися звукозаписывающими компаниями, сохранены для истории голоса и выступления видных политических деятелей, известных артистов, поэтов, писателей, проповедников.

В России распространению фонографа в немалой степени способствовал этнограф Ю.И. Блок, являвшийся одновременно доверенным фирмы Эдисона. Получив однажды из Америки партию новых аппаратов, он пригласил Льва Николаевича Толстого к себе на квартиру. Аппарат писателю так понравился, что он тут же выразил желание записать свой голос. После нескольких репетиций он наговорил на трех фоноваликах свой рассказ «Кающийся грешник». А вскоре у Толстого появился и свой собственный фонограф – личный подарок прославленного американского изобретателя Томаса Эдисона.

Но, пожалуй, больше всего оценили фонограф фольклористы. Цель их работы - разыскать и спасти от забвения народные песни, многие из которых со временем забываются, уходят вместе с людьми, знавшими их. Однако далеко не просто записать песню «на слух», со всеми её оттенками, интонациями. Возможны неточности, ошибки. И здесь фонограф оказался незаменимым подспорьем. Запись на валик народных исполнителей в полевых условиях экспедиций, а затем уже кабинетная расшифровка музыкального материала позволили с максимальной точностью переписать на нотную бумагу и сохранить сотни замечательных песен.

На этом история усовершенствования звукозаписи только начиналась… И вот в 1887 году немецкий инженер Эмиль Берлинер придумал аппарат, записавший звук уже не на валик, а на горизонтальную круглую пластинку. Главным достоинством изобретения стала возможность делать с пластинки матрицу, а с неё уже печатать любое количество копий. Это открыло дорогу массовому производству. Об этом говорит само название изобретения – «граммофон»: с греческого – «пишу звук». Редкий по красоте граммофон вы сможете увидеть и на нашей выставке.

Одной из «изюминок» выставки является действующая музыкальная шкатулка конца XIX - начала XX веков - механический заводной музыкальный инструмент в виде ящичка, воспроизводящий мелодии и предназначенный для хранения парфюмерии и косметики. Шкатулка выполнена из дерева, оклеена шпоном трёх видов, внутри оформлена светло-кремовым атласом в виде буф разных видов. Передняя стенка откидывается для выдвижных ящичков. На откидной крышке укреплено зеркало для утреннего туалета хозяйки.

Всего на выставке около пятидесяти экспонатов. История записи и воспроизведения звука поистине необъятна. И самое интересное, что продолжается она до сих пор…

Подготовили Ирина ШВЕДОВА и Анастасия ЛУКЬЯНОВА, научные сотрудники музея

Ссылка на источник