Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 11:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СМИ о музее

170215В 2015 году встреча Масленицы – 16 февраля. Хорошо ли мы знаем традиции ее проведения на Руси?
В церковных книгах Масленица называется сырною неделею. С началом сырной седмицы, более известной как Масленица, церковный устав предписывает воздержание от мяса, в эти дни разрешается есть рыбу, яйца, масло, сыр и другие молочные продукты. Запрет на мясо в эти дни уже сам по себе служит напоминанием о предстоящем посте. «Пируй-гуляй на Маслену, а про пост вспоминай» – гласит русская поговорка. Это последняя перед Великим постом неделя. Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния».

Масленичные дни имели каждый свое название. Так, понедельник – встреча Масленицы, вторник – заигрыши, когда улицы оживлялись толпами бродячих скоморохов, в изобилии чествуемых за свою потеху веселую блинами маслеными со всяким припеком, с пивом да с брагой. Недаром сложилось присловье старое: «Масленица-блинница – скоморошья радельница!». Среда – лакомство, тещи приглашали зятьев на блины. В четверг происходил самый широкий разгул – «разгуляй-четверок», или «широкий четверг» – устраивались самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечорки, зятья звали тещу на угощение. В субботу – золовкины посиделки. И, наконец, воскресенье именовалось Прощеным – в последнее воскресенье перед Великим ­постом Церковь вспоминает о «первородном грехе» человечества, поэтому литургическое название этого воскресенья – «Воспоминание Адамова изгнания» («Изгнание Адама из рая»). Прощеное воскресенье – кульминация подготовительного периода к Великому посту. В этот день принято прощать друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост.
Наступающий после Прощеного воскресенья Великий пост прерывал шумные и веселые развлечения и вносил большие изменения в повседневную жизнь верующих.
Прощай, честная Масляна!
Коль быть живым, увидимся.
Хоть год прождать
Да ведать-знать,
Что Масляна
придет опять…

Главное угощение на Масленице – блины – пеклись добрыми хозяйками всю неделю и поедались в несметных количествах. Приготовление первой опары держится стряпухою втайне от домашних, не то всю неделю не будет ей давать покоя тоска-докука. На первой опаре гадали. Замешивать ее выходили на берег реки или к колодцу, творя заклинания с обращениями к месяцу. Выпекание блинов А. П. Чехов сравнивал со священнодействием: «Глядя на женщину, пекущую блины, можно подумать, что она выпекает духов или добывает из теста философский камень».
А какое разнообразие русских блинов! Русские блины отличаются особой консистенцией: они мягки, рыхлы, ноздреваты, легки и при этом как бы полупрозрачны, с четко различимым рисунком многочисленных пор. Такие блины как губка впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными. Блины бывают пшеничные, ржаные, яшные, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста, из манной крупы, из творога, блины с луком, с яйцами, со снетками, с маслом, со сметаной, с припеком…
В Белгородском государственном музее народной культуры театрализованные встречи Масленицы стали уже традиционными. На этих музейных праздниках бывают и дети, и взрослые жители Белгородчины. Студенты-иностранцы, ­обучающиеся в учебных заведениях города, с неменьшим интересом знакомятся с обрядовыми и игровыми традициями встречи Масленицы (впрочем, как и других русских народных праздников), принимая непосредственное участие в них. Дегустируют традиционные русские блюда, выполненные по старинным рецептам.
В рукописном памятнике 1610–1612 годов «Росписи царским кушаньям» описывается русская кухня богатых людей того времени, где, помимо прочего, приводится большой перечень оладий и блинов. Рецептура и технология их приготовления до наших дней дошли без изменения. Интересно отметить, что сода при их приготовлении, что очень распространено сегодня, тогда не применялась. Это заимствовано у Запада сравнительно недавно.
Подготовила Г. АНКУДИНОВА, старший научный сотрудник Музея народной культуры Белгородской области. №: 021

Ссылка на источник