Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СМИ о музее

310115Стародавние обряды, поверья и приметы… Беспощадное время оставило от них осколки. Немногое сохранилось в памяти людей. Записывая рассказы о старине, обратила внимание на понятия «первый», «начало», «конец».

В нашей жизни присутствуют первый звонок, первый урок, первая зарплата, первое свидание... Список можно продолжать бесконечно, но эта формула имеет только один смысл: радостное действие или событие происходит впервые.

Древняя магия первого дня, возникшая еще в дохристианские времена, требовала определенного рода действий. Увидел первого аиста – прислонись к дереву, плетню, чтобы спина не болела; возьми комок земли, брось в воду, той водой дом окропи – блох не будет. Услышал первого жаворонка – остановись, помолчи: с песней птицы души родителей навестить прилетели. При первом весеннем кваканье лягушки люди кувыркались по земле, чтобы спина не болела. Моя бабушка торопилась мак посеять до первого голоса лягушек, опоздаешь мак с червоточиной будет. Первый аист, увиденный летящим, сулит здоровье, урожай, замужество; неподвижный – боли в ногах, засуху, безбрачье. Деньги в кармане при встрече с аистом предвещают богатство; пустые карманы – убытки. Девушки, услышав первый гром, торопились умыться с серебряного или золотого кольца, чтобы лицо было чистое да белое.

Услышать соловья раньше кукушки – к счастливому лету, а кукушку раньше – к несчастли-вому.

Ранний прилет кукушки и первое кукованье, когда лес еще не оделся листвой, обещает неурожайное лето.

Более поздние обряды начала и конца носят ярко выраженный православный характер. В народе говорили: «Доброе начало – половина дела», «Все дело в кончине», «Не начавши думай, а начавши – делай». Любое серьезное дело начинали с обращения к Богу, заказывали молебен в храме, читали молитвы. «Благослови, Бог, почин», – можно слышать от старых людей. В то же время и остатки древ-них обычаев соседствовали с православными.

Чтобы проводить корову первый раз на пастбище, выносили икону и горящую свечу, обходили с нею корову, хозяйка рас-стилала в воротах свой пояс, клала закрытый замок, чтобы корова свой двор знала. Подгоняли корову освященной в церкви веточкой вербы.

Особое значение придавали земледельцы началу сельскохозяйственных работ. В старину в некоторых селениях на сходе выбирали крестьянина, у которого «легкая рука», никогда не допускалось, чтобы сеяла женщина: «Самим Богом положено, чтобы сеял мужик». Сельская община заказывала на поле крестный ход. В поле ставили стол, на нем чаша со святой водой, хлеб, свечи. Крестьяне держали иконы. Священник служил молебен, а затем шел по краю поля и кропил его из чаши, которую нес дьячок. Следом шел крестьянин, которого выбрали засевальщиком, и из севалки, в которую по горстке зерна сыпали с каждого двора, брал зерно и сеял поперек полос.

Перед началом пахоты и сева зажигали на поле сретенскую свечу и молились на все четыре стороны, съедали по куску кулича или хлеба, освященное яйцо, скорлупу закапывали в землю и начинали работу. В селах Кустовое и Серетено берегли к началу работ в поле печенье в виде креста, испеченное на Средокрестье. В украинских семьях перед началом работы сын просил благословения у матери. Мать благословляла иконой, сын дарил матери платок. Отец завещал сыну по утрам ни с кем не здороваться, то есть выезжать в поле так рано, чтобы никого не встретить. В день, когда начинали сеять, ничего не давали взаймы.

Пшеницу и рожь считалось грехом косить косой, жали серпами женщины. Заканчивая жатву, на полосе оставляли пучок ко лосьев, пригибая их к земле, рядом клали кусок хлеба с с олью. Этот обряд называется «завить бородку» Власию или Илье – жертва матушкеземле. Женщины бросали через спину серпы, катались по стерне с приговором: «Нивка, отдай мою силку, на пест, на молотило, на кривое веретено». Последний сноп уносили домой и хранили до Рождества.

По окончании сезонных работ в благодарность заказывали молебен, ставили свечи в церкви, устраивали праздник. В русских селах он назывался отдельщина, в украинских – отробщина. Много лет назад я работала парторгом в колхозе имени Дзержинского Яковлевского района. Помню, приехала на поле у хутора Козычево, где женщины заканчивали поверку посевов свеклы. Меня спросили, могу ли я подождать, пока они закончат работу. Я согласилась. Две женщины, бросив тяпки, ушли в ближайший лесок. Когда свекла была дополота, появились женщины с большим венком из трав и цветов. С величальной песней венок надели мне на шею. Надо было откупаться, пришлось водителя посылать в село за вином и конфетами. Древнейшая традиция отдельщины сохранилась в памяти тружеников.

В колхозах перед началом жатвы устраивали проводы комбайнеров в поле. На краю поля выстраивались комбайны. На проводы приходили руководители хозяйства, ветераны, пионеры. Приветствовали тружеников, желали успешной работы, самодеятельные артисты давали концерт. Во многих хозяйствах отмечали и праздник урожая – древние традиции, пусть в другой форме, но все-таки сохраняются.

Знающие люди приговаривали: «Не стращай началом, по-кажи конец», «Добрый конец – всему делу венец».

А. БАСАРГИНА, старший научный сотрудник
Музея народной культуры Белгородской области.

№12 от 31 января 2015 г.

Ссылка на источник