Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СМИ о музее

Тонкости ремесла, которым владели все мужчины

День строителя в России отмечают во второе воскресенье августа. Еще с советского прошлого профессия строителя высоко ценилась. Строителям пели песни, посвящали стихи, и в профессиональный день всегда чествовали по заслугам.

Только в ХХ веке «появилась» эта профессия - люди, мастера и специалисты своего дела, обладающие определенными знаниями, навыками и умениями. До этого времени строительством занимались все мужчины, чаще всего уже имеющие семью, которую и необходимо было обеспечить жильем.

Правильный выбор

Что нам стоит дом построить...

К постройке дома подходили очень ответственно и тщательно. Выбор места будущего жилища определялся рядом обрядовых и магических действий. Старались учесть все негативные факторы и обезопаситься от них. Существовало большое количество запретов на расположение нового дома. Например, его не строили меньшего размера, чем старый - чтобы семья не уменьшалась. Неблагополучными считались места убийства или какого-нибудь другого преступления, бывших захоронений, кладбищ, территории святых мест, разрушен­ных церквей. А также места, где раньше молотили зерно, перекрестки дорог, распутья.

От правильно выбранной даты закладки дома зависел успех дела. До холодов дом должен быть построен, поэтому начинали стройку весной, в крайнем случае, летом. И желательно в период полнолуния, чтобы дом был всегда полон добром. День недели был очень важен - обычно начинали по вторникам, четвергам, пят­ницам или субботам. Не принято было начинать стройку в праздничные дни. Если по незнанию начать строить в дни, посвященные святым мученикам, то возникнут препятствия, и дом не будет достроен. Старались не строить в високосный год.

Сегодня, строя свои дома, мы не испытываем нужды со строительными материалами. Еще 150-200 лет назад не было такого ассортимента. Как же из этого по­ложения выходили наши прадеды?

Хаты Белгородчины

Самой дорогой и престижной была «рублена хата» -классический бревенчатый сруб. Бревна соединялись между собой различными способами: как самым простым и наименее популярным - «в чашу», так и более сложными - «ласточка», «копыл». Для особо важных и значимых строений (церковь, школа, иногда - богатый дом) соединение бревен велось дополнительно на «тыблях». Так назывались деревянные стержни, как пра­вило, вязовые, которыми соединяли между собой бревна через предварительно просверленные отверстия.

Ограниченность природных запасов, а следовательно, и дороговизна твердых пород дерева, вынуждали к использованию более доступных и дешевых видов древесины. Нередко из дуба или ясеня (реже - клена) выкладывались лишь нижние два-три венца, а затем строительство велось из «мягких» пород - вербы, тополя, липы, даже фруктовых деревьев: яблони и груши. Такой дом был менее престижен, надежен, но значительно более дёшев. Наглядным подтверждением этого может служить «мыта хата». «Мыта» означало, что перегородки в этом доме не оштукатурены и не побелены, а изготовлены из оструганного «чистого» дерева, что считалось особым шиком и признаком богатства. Эти перегородки периодически мылись горячей водой, отсюда и название. Для изготовления внутридомовых перегородок использовалась в основном верба и ольха - как наиболее доступная и легкая в обработке древесина, к тому же обладающая красивой фактурой. Особенно ценилась «красна верба», видимо, один из видов ракиты, древесина которой, как и у ольхи, имела красноватый оттенок.

Помимо рубленых домов для нашей области издавна характерны и каркасные дома. Качественный лес нужен был только для изготовления клети. Простенки заполняли или горизонтально горбылем, или вертикально тон­кими жердями. По большой бедности простенки могли забирать туго связанными снопами камыша. Хворостом «решетили» стены снаружи и внутри, мазали глиной с соломой, потом штукатурили, белили.

Кроме дерева в строительстве использовалась глина. Из глины, песка и мелко рубленной соломы делали саман. В специальные станки накладывали замес, мокрой рукой ровняли и укладывали на песок. Когда кирпичи подсыхали, их укладывали в пирамиды (кубари). Из саманных кирпичей на растворе глины поднимали стены.

Во второй половине XIX - начале XX века мел и песчаник широко применялись для строительства сельских домов, погребов, амбаров. Для их возведения выламывали большие глыбы в меловых обнажениях. Вытесывали из них топором крупные блоки. Из меловых кирпичей, которые для связки смазывали раствором серой глины, складывали дом. А потом делали замес из мелкорубленой соломы, песка и глины и обмазывали дом снаружи и изнутри. Крышу делали так, чтобы свес ее (край) накрывал немного стены. Такие дома носили название хаты-мелавки.

Глина, солома и «помочи»

Наш край не раз подвергался разорению во время Великой Отечественной войны. В трудное время, когда не хватало стройматериалов, выручали богатые залежи глины. Распространенным типом жилища того периода стала «литая хата». Для ее возведения сначала устанавливали столбы, косяки для дверей и окон. Из досок делали опалубку, ставили по периметру хаты. Вместо арматуры использовали хворост или пучки соломы, а потом заливали раствором глины. Немного иначе строили «топтаные дома». Из кирпича ставили столбы, устанавливали дверные и оконные косяки, в простенках сооружали опалубку, которую заполняли смесью глины, соломы, песка и воды. Специальным инструментом «топтали» глину в опалубке. На дом уходило до 350 возов глины.

В нашей области крыли крышу обычно камышом или соломой. Для этой цели годилась только ржаная солома, потому что стебли ее длинные и прочные. Солому замачивали в яме с белой глиной, а затем специальными крюками её доставали и подавали мастеру на крышу. Крыльщик укладывал снопы тесно, так, чтобы последующий перекрывал первый, расчесывал солому щеткой, щедро поливал раствором белой глины.

Что нам стоит дом построить...

Чтобы обмазать глиной дом, в селах, по обычаю, собирали «помочи». Родственники, друзья, знакомые, просто односельчане собирались в выходной день к застройщикам и за несколько часов дружной работы обмазывали стены и потолок дома изнутри и снаружи. Работа сопровождалась шутками, розыгрышами, в конце норовили бросить хозяина в замес, чтобы откупался угощением. Вокруг дома из глины или земли делали завалинку, на которой любили сидеть старики.

Сейчас на Белгородчине уже не осталось домов под соломенной крышей. Но некоторые дома, построенные еще в начале ХХ века, стоят до сих пор. С железными или шиферными крышами, обитые железом или деревом, они еще долгие годы будут стоять, и не одно поколение поживет в них.

Евгения ВЛАДЫКОВА

Фото из фондов музея

{nomultithumb}

Ссылка на источник