Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В методический комплекс «Сказочная география» входит:

1. наглядное методическое пособие-карта «Путешествие со сказкой» (для прочтения минимального использованного шрифта рекомендуемый размер для вывода в печать 2х2,5 м);

2. подборка из 59 текстов «Сказочной географии» с материалами использованных при составлении карты русских народных сказок и былин;

3. фотогалерея «Маршрутами сказок»;

4. информационный блок с описанием ряда указанных географических объектов и мест, с их изображениями и интересными фактами о них;

5. загадки по географии для дошкольников и обучающихся младшего звена общеобразовательных школ;

6. вопросник к викторине с использованием карты «Путешествие со сказкой» для обучающихся начиная со среднего звена общеобразовательных школ, студентов и взрослой категории населения

7. методика использования комплекса «Сказочная география».

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «СКАЗОЧНАЯ ГЕОГРАФИЯ» КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ

В работе с многообразием материалов, относящихся к теме традиционной народной культуре, постоянно сталкиваешься с тем, что множество их выходит на тему сказки. Кулинария, фольклор, художественное творчество, праздник, обряд, философская мысль с тонким юмором – всё имеет своё преломление в сказочном зеркале. «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Разве можно сказать точнее? Ведь именно таким образом, в игровой форме, лучше всего запоминаются народные обычаи, принципы существования, правила взаимоотношений в семье и самой этой семьи с обществом – или с «миром», как это говорилось в старину. Не каждый знает, что эпическое произведение «Война и мир» Л.Н. Толстого подразумевало в своём названии именно это значение, а не мир как состояние перемирия. Мир как народ, мир как необъятный простор Родины, где разворачиваются жизненные перипетии героев, мир как обретение согласия между враждовавшими сторонами – вот насколько многоплановое значение у этого слова. Вместе с этим, читая старую былину или сказку, часто хочется взять в руки и географическую карту… Где происходила битва Ильи Муромца с Соловьём Разбойником? Где пролегала борозда, пропаханная Никитой Кожемякой, сумевшим запрячь Змея? Где находится подземная дыра-окнище на тот свет? Что это за сказочные «тартарары»? А ведь оказывается, что вовсе и не сказочные, а вполне конкретно географически обозначавшиеся. Пространство, ранее называвшееся Тартарией, в современной европейской традиции называют Внутренней или Центральной Азией. Учёные конца XVIII века помещают в её высокогорном регионе прародину человечества. А ещё ранее, между 1250 и 1400 годом, на фоне повсеместных ожиданий Страшного Суда, конные кочевники этих обширных малоизведанных земель надолго превратились в сознании народов во всадников Апокалипсиса как в народных представлениях, так и у образованных европейцев. Тартария Великая красуется на средневековых картах и описывается, в том числе, на страницах самого первого издания энциклопедии «Британника» 1768-1771 года... Существует и загадочный Чуй-лес с родниками исцеляющей и оживляющей воды. А если углубиться в изучение вопроса, то водица такая бъёт из-под земли вовсе не в одном географически известном месте нашей необъятной страны… То есть, исходя уже из двух приведённых примеров, можно представить, насколько многоплановым может быть обращение к географической теме в выбранном контексте.

Исходя из поставленных вопросов, сформировалась задача составить карту «Сказочная география», которая бы в наиболее полной мере удовлетворяла возможностям изучения и рассмотрения их с самых разных сторон. Для выполнения задачи подобного рода был необходим хотя бы минимальный коллектив помощников. С целью их поиска в рамках подготовки мероприятия «Ночь музеев»-2015 через социальные сети «Одноклассники», Facebook и «ВКонтакте» был объявлен конкурс на поиск сказочных географических объектов и их существующих (или существовавших) географических аналогов. Объявленный за три месяца до события конкурс позволил с помощью заинтересованных участников и самого автора идеи собрать достаточное количество географически определимых объектов для составления карты «Путешествие со сказкой» на базе существующей физической карты Евразии. В результате проверки присланных данных, в которую входили тщательная сверка их с существующими авторитетными источниками информации и поиск на электронной Яндекс-карте, был подготовлен базовый материал для изготовления дизайн-макета. Размер карты, изготовленной на базе отдела научно-методического и информационного обеспечения Музея народной культуры, составил 1,85х1,5 м.

В рамках проведения акции «Ночь музеев» прошло награждение самых эрудированных победителей конкурса, приславших наибольшее количество географических названий, а также был проведён розыгрыш призов для всех его участников. Возраст конкурсантов был самым различным: в разбросе от 5 до 65 лет, поскольку условия участия предполагали и семейную форму. Данный факт сразу же обусловил проектирование методик работы с картой, нацеленных на различные возрастные категории, в том числе и для смешанного состава участников в формате одного мероприятия. В рамках Ночи музеев следующего, 2016 года (с игровой программой музея, приуроченной к Году кино), карта была использована в качестве первого этапа Квеста «6 кадров», пройти который удавалось лишь давшему не менее трёх верных ответов в тематической викторине «Сказочное путешествие». Вопросы викторины были разгруппированы по нескольким темам, право выбора которых предоставлялось самим участникам квеста):

- способы путешествия былинных и сказочных героев;

- определение мест, куда стремились путешественники;

- еда, использовавшаяся во время путешествий (еда в её традиционном понимании; сакральная еда; еда в её нетрадиционном назначении);

- четыре стихии в роли помощников или противников в путешествии (огонь, вода, земля, воздух).

Первый способ использования карты как наглядного методического пособия был апробирован уже во время праздничной музейной ночи. Для взрослой категории участников это был поиск географических объектов и мест, называемых ведущей конкурса, для самых маленьких – загадки по географии, результат которых они угадывали устно, а затем самостоятельно или с помощью ведущей показывали на карте. Во время презентации карты «Путешествие со сказкой» с успехом прошли первые Сказочные этнографические чтения, участники которых выбирали любой из предложенных фрагментов сказочных и былинных текстов для выразительного чтения перед публикой. Для зачитывания предварительно были подобраны образцы текстов, во всей полноте отразившие красоту языка, искромётный юмор или уникальную познавательность содержания сказочной или былинной истории. Лучшие чтецы также были награждены призами.

По итогам конкурса и завершившего его мероприятия сформирован и активирован электронный познавательный раздел сайта БГМНК «Проект «Сказочная география», куда вошла карта «Путешествие со сказкой» с интерактивной лупой для рассмотрения желаемых географических мест и объектов, электронная библиотечка «Тексты «Сказочной географии»» с подборкой русских народных сказок и былин. Позднее раздел пополнился фотогалереей «Маршрутами сказок» со снимками мест, упоминаемых в сказочных и былинных текстах. Материал с фотоинформацией о географических объектах и интересных фактах о них оказался готовым познавательно-развлекательным контентом и во время проведения акции «Ночь музеев» и был частично размещён на турникетной стойке рядом с укреплённой на люверсах картой. Наглядное методическое пособие «Путешествие со сказкой» вызвало большой интерес со стороны посетителей музея всех возрастов, которые в течение 5-часовой акции в залах музея постоянно подходили и самостоятельно изучали его, знакомились с познавательной информацией на турникете. Часть этой информации впоследствии была размещена на сайте рядом с электронной картой «Путешествие со сказкой» в виде виртуальной flash-книги «Сказочная география» со страницами в режиме свободного перелистывания. Иллюстрациями стали фотографии мест, объектов и размещённые напротив них фрагменты созданной сказочной карты.

В сформированный методический комплекс «Сказочная география» входит:

- наглядное методическое пособие-карта «Путешествие со сказкой» (для прочтения минимального использованного шрифта рекомендуемый размер для вывода в печать 2х2,5 м);

- подборка из 59 текстов «Сказочной географии» с материалами использованных при составлении карты русских народных сказок и былин;

- фотогалерея «Маршрутами сказок»;

- информационный блок с описанием ряда указанных географических объектов и мест, с их изображениями и интересными фактами о них;

- загадки по географии для дошкольников и обучающихся младшего звена общеобразовательных школ;

- вопросник к викторине с использованием карты «Путешествие со сказкой» для обучающихся начиная со среднего звена общеобразовательных школ, студентов и взрослой категории населения;

- методика использования комплекса «Сказочная география».

В методике кратко раскрывается технология адаптации использования карты в соответствии с привлекаемой возрастной категорией участников, обозначены возможности и перспективы творческого подхода к работе. В рамках сотрудничества предлагается дальнейшее пополнение материалов комплекса по предложенному алгоритму автора-разработчика (старший научный сотрудник отдела научно-методического и информационного обеспечения ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры» Шведова И.В.). Список соавторов, таким образом, пополнится.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Проект «Сказочная география» [Электронный ресурс] Режим доступа http://бгмнк.рф/geograf по итогам сетевого конкурса ГБУК БГМНК «Сказочная география» 01.03-05.2015 г.

2. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/ и другие интернет-ресурсы;

3. Яндекс-карта [Электронный ресурс] Режим доступа https://yandex.ru/maps/

4. Свод русского фольклора. В 25-ти томах. Т. 3. Былины Мезени. СПб.: Наука, М.: ИЦ Классика. 2003. 530 с.

5. Онучков Н. Е. Северные сказки. В 2 томах. СПб.: Тропа Троянова, 2006. 476 с.

6. Агеева Р.А. Происхождение имён рек и озер. М.: Наука, 1985. 144 с.

7. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева, в 3 томах. М.: Наука.1984-1985. 1536 с.

8. Сказки: самый большой портал рунета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ru-skazki.ru/afanasyev-russian-folk-tales-1957.html

9. Информанты-участники конкурса «Сказочная география» БГМНК от 03-05.2015г.: Владыкова М.В.; Тульнова К.В.; Штальман М.М.; Пигарева В.Э.; Авдеева О.Г.; Корженко Е. и Н.; Родионова Д.Г.; Киященко Т.В. и внуки Александр и Виктор.

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТЫ «СКАЗОЧНАЯ ГЕОГРАФИЯ»

А) Формы для коллективных занятий/мероприятий

1. Факультативное занятие: «Мир через сказку». Цель занятия: активизация интереса к истории и географии родной страны. Задания для детей: а) интернет-поиск фотоиллюстраций к географии мест, упоминаемых в определённой сказке. б) показ по карте маршрута путешествия сказочного или былинного героя; в) подготовка сообщения об определённом географическом объекте или герое былины.

2. Викторина «Сказочная география». Цель викторины: активизация интереса к материалу русских былин и сказок как источнику информации о мире.

3. Сказочные этнографические чтения. Цель чтений: воспитание любви к художественному языку сказки, развитие самоощущения этнической идентичности. Материал чтений: отрывки из текстов «Сказочной географии» для художественного чтения, подобранные педагогом и проиллюстрированные не менее чем одним изображением в цвете. Тексты должны быть подобраны так, чтобы стимулировать познавательный интерес к тайнам и загадкам сказочных объектов, либо создавать в воображении выразительный художественный или юмористический образ. По итогам – награждение трёх лучших чтецов. Домашнее задание для художественного конкурса по материалам чтений с последующей выставкой работ.

4. Квест «В гостях у сказки» для самых маленьких с последующим розыгрышем призов. Цель квеста: активизация знания текстов отечественного сказочного фольклора и зрительного восприятия его образов, начальных знаний о географических объектах. Квестовые задания: помоги почтальону найти отправителя телеграммы; разгадай загадку и покажи на карте соответствующий географический объект (отгадки на загадки: река, море, горы, лес, дорога); определи по фотографии-карточке соответствующего героя сказки (былины).

Б) Формы для индивидуального использования

Интерактивная индивидуальная форма использования электронного проекта «Сказочная география»*

* (данная информация размещена на главной странице проекта)

1. Путешествуйте по карте с лупой, читайте тексты сказок с привязанными к ним географическими названиями и перелистайте некоторые страницы создаваемой здесь электронной книги с полезной фотоинформацией к ним.

2. Пользуйтесь строкой «Поиск» в правой верхней части сайта! Вводите имена героев, мест, упоминаемых в сказках волшебных предметов – и всё это мгновенно найдёте в размещённых здесь текстах.

3. Снимайте во время ваших летних путешествий пейзажи с указанных в сказках местами. Ваши снимки для создания фотогалереи проекта не забудте подписать. Как вариант, можно будет прислать лучшее фото и ссылку на свою публикцию, размещённую в социальной сети.

4. Пополняйте вместе с нами перечень размещённых здесь сказок с географическими названиями (текст с указанием источника).

5. Пополняйте вместе с нами электронную книгу с интересной информацией об указанных в сказках местах: их реальные истории, связанные с ними легенды.

ДЕТСКИЕ ЗАГАДКИ С ОТВЕТАМИ для младших школьников о воде, дороге, горах, лесах.

Вступление. «Водная кричалка» (для самых маленьких):

Перечислим хором водные просторы:
Лужа, озеро, река, пруд, ручей и водопад.
Крикнуть нам еще охота: «Море, океан, болото!»
Эти водные просторы покорить должны мы скоро!

Берег левый – берег правый,
По воде есть переправа,
Что же это за вода,
И течет она куда? –
Быстротечна, глубока
Вдаль бежит-течет... (река)

Бегает подруга,
А за ней два друга,
Два друга – это берега,
А кто ж подруга их? (река)

Течет, петляет тут и там
И по полям, и по лугам,
Водой омыты берега.
Что это, знаешь ты? (река)

Там рыбку ловят, загорают,
И это место каждый знает!
Что ж за прекрасное местечко,
Где в зной прохладно?
– Это... (речка!)

От зимы кто убегает,
Когда снег в сугробах тает?
Вдоль бежит и поперек
По дорожке... (ручеёк)

На полянке – солнцепёк,
Солнце греет стебелек,
Кто ж ему несет водичку?
Наш весенний... (ручеек)

Что же это за местечко –
Есть вода, но нет там речки?
Кочки мхом давно покрылись
И в трясине притаились!
Рисковать кому охота?
Лучше обойти... (болото)

Не живая, а идёт,
Неподвижна – а ведёт (дорога)

Пузырьками из воды
Газ выходит с глубины!
Круглое и голубое,
До краев полно водою,
Над водою камыши,
Что такое? Подскажи! –
Это... (озеро)

Что за рыбное местечко?
Но не озеро, не речка,
Там семьей бобры живут,
Дом родной им старый... (пруд)

Кто в гости реки созывает
И воды все в себя впускает? –
Бунтуя в голубом просторе,
Волною бьет о берег... (море)

Омывает шар земной
Он соленою водой,
Кто морей всех капитан?
Необъятный... (океан)

С горной кручи – воды куча
Падает, бьется, брызгает, льется!
Ну, скажи-ка наугад:
Что же это? (водопад)

Ох, упала речка вниз
Со скалы отвесной!
Тут не спрятаться от брызг.
Что это за место? (водопад)

Мой исток не у ручья –
С ледника сбегаю я.
Очень-очень быстрая,
Свежая и чистая. (горная речка)

Вся в вершинах эта местность,
Для людей неробких.
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропке. (горы)

Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе
И мир открываем мы с ней. (дорога)

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой, Ваню – хворостинкой! (лес)

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (лес)

Лежит Дороня, никто его не хороня; а встанет, до неба достанет (дорога).

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (лес)

Лежит брус во всю Русь, а станет – до неба достанет. (дорога)

Кабы встала, я бы до неба достала; кабы руки да ноги, я бы вора связала; кабы рот да глаза, я бы все рассказала. (дорога)

Телеграммы-загадки с ответами (по сказкам для малышей)

Ведущая: «Ребята, я встретила почтальона. Он отдал мне телеграммы, потому что сам не знает, от кого они пришли. Поможем ему».

В рамках викторины или квеста достаточно 3 верных определений отправителей телеграммы одним участником.

«Спасите, помогите, нас съест серый волк» (козлята)

«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко» (мышка)

«Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» (волк)

«Бабушка и дедушка, я обману медведя. Скоро буду дома» (Маша)

«Помогите, братик превратился в козленочка» (Алёнушка)

«Папа, кто-то съел кашу и сломал мой стул» (медвежонок)

«Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке» (Иван-царевич)

«Зайца, волка, медведя обошёл. Осталась лиса» (Колобок)

«Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке» (Иван-царевич)

«Замуж согласна. В приданое вези снег и кондиционеры» (Снегурочка)

«К сбору репы успела вовремя» (Мышка)

«Служим летательными аппаратами. Срочно покинем Бабу Ягу» (Гуси-лебеди)

«Лапы размял. Вернусь нескоро, спешу к Ивану-царевичу» (волк)

«Здоровье поправил. Скоро вернусь. Бобовое зерно в кашу не клади» (Петух)

«Дедушка, пришли молоток. Сломала медвежий стульчик» (Маша)

«Медведя, волка, лису присмолил. Пасусь у соседнего леса» (Бычок Смоляной бочок)

«Пришлите юриста отсудить у мужика корешки» (Медведь)

«Срочно свяжи рукавицу для правой руки. Мою старую оставляю зверям для лесного общежития (Дедушка)

«Приду голодная. У журавля был только кувшин с окрошкой» (Лиса)

А1 В каком фильме или сказке в рукаве женского платья помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды?

А2 Действие какого фильма-сказки разворачивается и на земле, и на море, и в подводном царстве у морского царя?

А3 Как называется сюжет сказочной географии, героем которого стала вятская глиняная игрушка, и покажите на карте место рождения этого глиняного героя

А4 Вспомните фильм и имя былинного героя, который до встречи со своим противником тридцать лет и три года просидел на месте, а его враг большей частью сидел на дереве

А5 Угадайте название сказочного сюжета, главным героем-путешественником в которой было кондитерское изделие

А6 Героиня какого сказочного сюжета, азербайджанка по происхождению, приехала покорять мужские сердца с западного берега Хвалынского моря и встречала своих гостей в шёлковом шатре?

А7 Вспомните название былины, главный злодей которой сидел в засаде между Киевом и Черниговым, имел 12 сынов и хранилища золотой казны по всей земле русской?

А8 Вспомните небольшой предмет, давший название сказке. Этот предмет украла у своего мужа коварная царевна и перенеслась с его помощью в тридесятое царство к своему заграничному жениху

А9 Из какой сказки «прилетела» эмблема Белгородского государственного музея народной культуры?

А10 Как назывался фильм-сказка, название которому дал цветок Данилы-мастера с Уральских гор?

А11 В какой сказке повариха ничего не готовит, а только бегает, всё подслушивает да сплетничает?

Б1 Какой способ передвижения путешественника в дальнем пути чаще всего упоминается в былинах и сказках?

Б2 Какой провожатый от Бабы-яги или царевны бежал впереди героя сказки, указывая ему путь до следующего царства?

Б3 Какой провожатый потребовал, чтобы его несли в горшке с парным молоком?

Б4 Назовите нетрадиционный способ путешествия на коне, которым пользовались богатырские кони в сказках?

Б5 Каким образом путешествовали купцы со своими товарами? Назовите любой из способов

Б6 Как выглядит в сказке вход на тот свет?

Б7 Каким способом спускались на тот свет герои сказочных сюжетов?

Б8 Назовите способ морского путешествия «вслепую», которым долго и вынужденно пользовался герой сказки.

Б9 Каким транспортом пользовалась страшная героиня многих народных сказок?

Б10 Какой предмет помогал в некоторых сказках пешеходу резко повысить скорость своего перемещения по дорогам?

Б11 Какое существо помогало обманутому герою вынестись с того света в обычный мир, но требовало от него за это во время подъёма мясной пищи?

В1 В какое царство-государство можно попасть, если пересечь тридцать государственных границ?

В2 В каком государстве жили-были герои многих русских народных сказок?

В3 В какой славный город держали путь многие былинные герои?

В4 Какая старинная географическая область на карте дала одно из названий «тому свету», представлявшемуся в виде бездонной дыры, в которую можно провалиться и пропасть безвозвратно?

В5 Как назывались населённые пункты, где располагались хранилища золотой казны Соловья-разбойника?

В6 Как назывался древний русский город в Новгородской области, который скрылся от иноземных завоевателей в озере Светлояр?

В7 Взгляните на карту. Найдите на ней морской залив в форме изогнутого лука. Рядом с этим заповедным местом, прославленным в сказках Пушкина, когда-то начинался знаменитый торговый путь русских в Грецию. Как оно называлось?

В8 Как сегодня называются организованные места отдыха рядом с источниками «живой» и «мёртвой» воды?

В9 Как называлась огненная река, рядом с которой герои насмерть бились со Змеями многоглавыми?

В10 Как назывался сказочный остров-рыба, в которой скрывались 12 купеческих кораблей до своего освобождения?

В11 Взгляните на карту. Как называлась дальняя земля, куда пролегал один из великих торговых путей и где в одном из своих путешествий женился на принцессе Лаоте Илья Муромец?

В12 Каким способом Никита Кожемяка прокладывал границу своих земель от Киева до моря Кавстрийского?

В13 Каким способом уносили с собой свои владения царевны Медного, Серебряного и Золотого царства?

В14 Как назывались в сказке Святые земли, куда шли поклониться калики перехожие и другие путешественники?

Г1 Во что складывали в старину свой дорожный припас пешие путешественники?

Г2 Как назывался дорожный сундучок, в который складывали полный набор для для чаепития (и даже сухое топливо) путешественники, передвигавшиеся на транспорте?

Г3 Найдите на карте, какой заморский продукт привёз купеческий обоз в наши края из далёких восточных земель

Г4 Какое из любимых блюд лошадей является основой популярной каши и самого старинного русского киселя?

Г5 Какой продукт добывался в дуплах лесных деревьев и служил основой древнерусского напитка, популярного на пирах?

Г6 Какой главный продукт всегда брали с собой в дорогу путешественники?

Г7 Какие мучные изделия брались в дальнюю дорогу и были популярны во время православных постов?

Г8 Какие мучные изделия гости обыкновенно привозили в подарок?

Г9 Какой овощ, редкий сегодня на нашем столе, был самым дешёвым и популярным у нас до появления картофеля?

Г10 Что представляло собой зелье для приготовления «зелена вина» из русских сказок?

Г11 Из чего был изготовлен круглый съедобный путешественник из детской сказки?

Г12 Какая еда чаще всего упоминается в русских сказках?

Г13 Какой жидкий продукт использовали в кипящем виде для омоложения сказочного героя?

Г14 Какой румяный фрукт является символом жизни?

Г15 У вас два кувшинчика: один с оживляющей водой, а другой – с исцеляющей. Какой водой в первую очередь надо поливать изрубленного на кусочки героя, чтобы его воскресить?

Г16 Назовите сказочный способ обретения молодости и красоты в три этапа

Г17 Из этих лесных даров маленькое животное помогало князю добывать драгоценные камни и золото. Что это за лесные дары?

Г18 Чем пахнет сказочная «мёртвая вода», используемая нами для лечения и сегодня?

Г19 По всей России и сегодня очень много источников «живой» и «мёртвой» воды, вблизи которых расположены санатории и курортные места. Вспомните название хотя бы одной из этих полезных вод.