Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

I. Введение

Народная культура – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, ее богатству, к людям. Изучение своеобразия культуры, закономерностей развития общественных отношений, быта населения Белгородчины помогают глубже проникнуть в историческое прошлое края, переосмыслить оставленное нам наследие, сберечь и преумножить его.

Исследовательская деятельность расширяет кругозор учащихся, дает навыки самостоятельной поисковой работы, учит общению с людьми различных поколений, воспитывает ценностное отношение к народной культуре.

Летний исследовательский отряд создается на основе договора о творческом сотрудничестве школы и музея народной культуры.

II. Цель и задачи:

2.1. Целью деятельности исследовательского отряда является восполнение дефицита этнографических знаний школьников, привитие навыков исследовательской работы.

2.2. Задачи:

- создать условия для развития творческих способностей учащихся;

- изучить особенности культуры и быта данного населенного пункта (согласно заданию);

- развивать коммуникативные способности учащихся;

- научить оформлять собранный исследовательский материал.

III. Деятельность исследовательского отряда призвана способствовать:

- созданию для села, для школьного музея базы данных по материальному и нематериальному культурному наследию;

- пополнению научного архива Белгородского государственного музея народной культуры;

- повышению эффективности воспитания учащихся;

- обновлению содержания учебно-воспитательного процесса;

- формированию активной жизненной позиции молодежи;

- укреплению связей поколений, сохранению преемственности;

- укреплению и расширению взаимосвязей в социуме.

IV. Содержание деятельности:

4.1 Деятельность отряда определяется тематикой, предложенной научными сотрудниками БГМНК.

4.2. Руководители отряда – педагоги совместно с учащимися-исследователями уточняют темы исследований.

4.3. Руководители отряда определяют вид исследований: индивидуальные, групповые, коллективные.

4.4. В исследовательской деятельности учащиеся используют рекомендации и вопросники, подготовленные сотрудниками музея народной культуры.

V. Оформление материала:

5.1. Все материалы оформляются на электронных и бумажных носителях.

5.2. В папке или альбоме должны быть:

- договор о сотрудничестве школы с музеем;

- данное положение;

- материалы по технике безопасности;

- приказ о создании отряда;

- приказы о походах, экспедициях;

- вопросник;

- отчеты (индивидуальные, групповые, коллективные);

- рисунки, карты, фотографии;

- режим дня отряда;

- план работы.

VI. Информационно-методическое обеспечение работы отряда осуществляют сотрудники музея народной культуры.

Инструкция по технике безопасности во время работы в школьном этнографическом лагере

1. Обязанности руководителя группы

1. Руководитель группы несет ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей, за выполнение плана мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной, познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.

2. За нарушение инструкции руководитель несет дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

3. Руководитель обязан до начала работы в летнем этнографическом лагере:

- укомплектовать группу (включив в её состав учащихся, не имеющих медицинских противопоказаний);

- организовать всестороннюю подготовку участников работы в лагере, проверить наличие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность;

- подготовить маршрутные документы (маршрутный лист) и приказ на участие в работе лагеря;

совместно с учениками:

- заочно познакомиться с населенным пунктом, в котором будет работать лагерь;

- подготовить вопросники, разработать программу и режим работы лагеря, наметить время и место сбора группы, сроки возвращения;

- проинформировать родителей;

в этнографическом лагере:

- принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до прекращения работы лагеря в связи с возникшими опасностями;

- принимать срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников в ближайшее медицинское учреждение;

- организовать в случае необходимости оперативную помощь другой группе, работающей в лагере.

2. Обязанности школьников, пребывающих в школьном этнографическом лагере

1. Точно выполнять все распоряжения руководителя.

2. О всякой замеченной опасности немедленно сообщить руководителю.

3. Запрещается хранить в рюкзаке, сумке, карманах колющие, режущие предметы, отравляющие и взрывоопасные вещества.

4. Во время следования по железной дороге:

- выходить из вагона только с разрешения руководителя;

- в тамбурах не стоять;

- на ходу дверей поезда не открывать, из вагона не высовываться;

- садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.

1. Не использовать попутный автотранспорт, пользоваться только оборудованными машинами и автобусами.

Во время поездки в автобусе:

- покидать салон только с разрешения руководителя;

- во время движения из окон не высовываться, мусор в окна не выбрасывать.

2. Строго соблюдать правила дорожного движения во время пешеходных переходов:

- при движении вдоль дороги из строя не выходить, движение производить по левой обочине, навстречу движущемуся транспорту;

- быть предельно внимательным при переходе через дорогу, не мешать при этом движению членам группы.

3. Без разрешения руководителя территорию лагеря не покидать.

4. Без разрешения руководителя воду из колодцев, ручьев и других открытых водоемов не пить.

5. О малейших признаках заболевания, утомления и т.п. немедленно сообщать руководителю.

6. Трав и кореньев в рот не брать, незнакомых грибов и ягод не есть.

7. Без разрешения руководителя не купаться, переправ не устраивать.

8. Не разводить костер без разрешения руководителя, не бросать горящих спичек, не оставлять горящий костер без присмотра.

9. Без разрешения руководителя свечи не зажигать. 10.Работать в рукавицах топором запрещается.

11. Тяжелых бревен и камней не переносить.

12. Аккуратно обращаться согнем и кипятком. Бачки с горячей пищей и водой ставить или у самого костра, или далеко от костра в специально отведенном для этого месте.

13. У костра работать в головном уборе и в хлопчатобумажной одежде, для переноски горячих бачков с пищей и дров иметь рукавицы.

14. При обнаружении оружия или боеприпасов немедленно сообщить об этом руководителю. Самим найденные предметы не трогать. О найденных боеприпасах сообщить в милицию, военкомат или в местные органы самоуправления.

Памятка опрашивающего

1. Знать, где и как будут использованы материалы исследования.

2. Значение предмета народоведческого исследования, его терминологии - необходимое условие успешного проведения опроса.

3. Добиться успеха поможет хотя бы поверхностное изучение истории, традиций населенного пункта, образа жизни его обитателей.

4. Очень важен выбор собеседника, который умеет и любит рассказывать.

5. Беседа будет проходить раскованно, если привлечь собеседника чем-то, скажем, заинтересовав его или вызвавшись помочь по хозяйству.

6. На доверие к тебе, гостеприимство со стороны того, кого отпрашиваешь, влияют внешний вид, манера поведения, скромность, вежливость, выдержка.

Плодотворным для дела бывает постоянный контакт с информантом на протяжении длительного времени (в роли таких информантов часто выступают родные и их знакомые).

7. Человек чувствует себя более раскованным, лучшее раскрывается и охотнее отвечает на вопросы, если его рассказ сопровождается конкретной наглядной работой, связанной с темой беседы.

8. Удовлетворяя свою любознательность, не ленитесь отвечать на вопросы собеседника, учитывая и его потребность в той или иной информации.

9. Опрашивающий всегда должен иметь при себе бумагу и карандаш - этнографическую информацию по теме, которая его интересует, он может получить там, где и не ожидал, от случайного собеседника.

10.Свои наблюдения, ответы на вопросы старайся записывать аккуратно, разборчиво, как можно полнее, не надеясь, что в дальнейшем удастся все переписать.

Рекомендуем:

- обязательно записывать, от кого получены сведения - фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения;

- на фотоснимках на обратной стороне карандашом написать, что снято, когда и кем;

- обязательно записывать названия предметов, явлений (так как произносят их местные жители);

- при сборе местного словарного материала надо записывать слова не изолировано, а в предложениях, фразах. Слова и выражения следует записывать так, как они звучат. Записывать надо все значения слова. Если предмет или понятие имеет несколько названий в данном говоре, надо записывать все названия и указать все оттенки их значений. В записываемых словах ставить ударение;

- все сведения заполняются аккуратно, не внося поправок.