Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пояснительная записка

Знание истории родной земли, традиций и обычаев своего народа, бережное отношение к народному творчеству, глубокое осознание своих корней – это основа воспитания гражданина, патриота своей страны.

О повышении роли народной культуры как средства патриотического, духовно-нравственного воспитания современных школьников, приоритетной задачи в современной образовательной и культурной политике РФ шла речь на заседании Госсовета РФ 26 декабря 2006 года. Министерство образования и науки РФ приняло решение о патриотическом и духовном воспитании, коллегия Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ решение «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (май 2006 года). Эти документы дали новый импульс развитию интереса к народной культуре.

В Белгородской области с 1993 года стали приоритетными изучение, сохранение, возрождение и распространение самобытной народной культуры: ремесел, бытовавших на территории края, традиционных видов декоративно-прикладного творчества, богатейшего песенного, инструментально-музыкального, хореографического, устного народного творчества, обычаев, обрядов, праздников.

Но, к сожалению, ничего не было предпринято для приобщения школьников и студентов к традиционной народной культуре. В школьном учебном плане нет предметов, вводящих школьника целенаправленно, в системе, к материальному и духовному наследию русского народа.

Если учащиеся общеобразовательных школ могут получать сведения о традициях, обычаях и обрядах в своей семье, то учащиеся интернатных учреждений, лишены этой возможности.

Цель данной программы:

Создание условий для освоения детьми и подростками традиционной культуры русского народа в системе воспитательной работы.

Для успешного выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- подготовить педагогические кадры интерната, познакомить с основами традиционной культуры, через педсоветы и семинары;

- обеспечить литературой;

- разработать систему классных часов согласно возрастным особенностям учащихся;

- подготовить материалы для проведения годового цикла народных праздников;

- разработать программы (или адаптировать предложенные к местным условиям) работы кружков;

- подготовить положение о проведении конкурсов, выставок.

Вся воспитательная работа в 2010-11 учебном году будет построена по направлениям:

- Святыни России (природные, исторические, религиозные, культурные);

- Светочи России (о людях, прославивших страну);

- Традиции, обычаи, обряды русского народа.

Классные руководители, воспитатели в планировании работы опираются на данную программу и соответствующую ей литературу.

Научные сотрудники музея народной культуры приезжают с выставками, музейными уроками один раз в четверть (5 человек).

Мониторинг выполнения программы ведут совместно зам. директора по воспитательной работе интерната и отдел научно-методического и информационного обеспечения Белгородского государственного музея народной культуры.

Работа с педагогическими кадрами

Содержание работы Сроки Ответственные
Заседание педсовета «Роль народной культуры в формировании личности учащегося» август Басаргина А.А.
Семинар
- методика воспитания учащихся на Святынях русского народа
- фильм Н. Ряполова
По согласованию Басаргина А.А.
Мастер-класс «Ручное ткачество» По согласованию Можевитина Н.С.
Мастер-класс «Кукла-закрутка» По согласованию Можевитина Н.С.
Семинар «Роль обрядовой культуры в воспитании учащихся» По согласованию Басаргина А.А.
Малый педсовет «О первых итогах апробации программы» январь Басаргина А.А.

Работа с педагогическими кадрами

Наименование Сроки Автор/составитель
Разработка программы «Школа народной культуры» Июль-август Басаргина А.А.
Мордынская А.А.
Таран А.А.
Программа «Уроки о вечном» (корректировка) август Басаргина А.А.
Программа «Ручное ткачество»   Згинникова М.И.
Программа «Народные куклы России»   Станкевич В.И.
«Уроки о вечном» (методическое пособие)   Басаргина А.А.
Программа «Мир природы и народные традиции»   Басаргина А.А.
«Мир природы и народные традиции» (методическое пособие) июль Басаргина А.А.
Сборник «Народные игры» сентябрь Анкудинова Г.К.
«Народные праздники в школе» (Вып. 2)   Басаргина А.А.
Народоведение (1-4 кл) учебное пособие   Басаргина А.А.
Лисова
Суворова Г.Ф.

Святыни России

Святыня – это предметное воплощение Высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает значительный ущерб достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвим и духовно бессильным.

Троицкий В.Ю.

Родные святыни – это природа страны, история своей земли с ее победами, это древние крепости и города, монастыри и чудотворные иконы, это русский народ, его традиции и обычаи.

Это крепкая, дружная семья – опора государства.

Объединиться вокруг святынь – значит узнавать их, понимать, сопереживать, чувствовать единение, общность свою с народом, со всеми русскими, связь с отчизной, землей отцов и дедов своих, гордость за Россию, горячее желание разделить свою судьбу с судьбой страны, строить ее, благоустраивать и защищать.

Природные

1. Земля-матушка, земля- кормилица.

Осознание неразрывной связи земли и человека. Пословицы о земле. Обряды с землей, клятвы землей. Народный календарь земли.

Практическая работа.

Составить рукописный сборник песен и стихов о земле.

2. Вода-царица.

Живая и мертвая вода. Святая вода, дни водосвятий. Закликание дождей. Родники, криницы, колодцы. Обряды с водой.

Практическая работа.

Встреча со священником: обряд водосвятия.

3. Красное солнышко.

Легенды и предания о солнце. Солнце в русских пословицах, приметах, суевериях. Обряды, связанные с солнцем.

Практическая работа.

Солнце в русских пословицах, приметах, суевериях.

4. Огонь в жизни человека.

5. Ночное небо.

Вера в очищающую силу звезд. Народные названия фаз Луны. Приметы по Луне. Лунный календарь.

Практическая работа.

Наблюдение вечернего неба. Млечный путь. Большая Медведица.

6. Русское поле.

Дикое поле (наша территория в древности). Поле в жизни русского крестьянина. Аграрные традиции и обряды.

Практическая работа.

Составить рукописный сборник песен о поле.

7. Волшебный мир дерева.

Сказание о Мировом древе. Дерево в жизни человека, в семейных и календарных обрядах. Деревья-обереги.

Практическая работа.

Научиться по листьям определять дерево.

Религиозные

1. Наш храм.

История храма, когда построен, был ли закрыт. Священнослужители храма.

Внутреннее пространство храма.

Практическая работа.

Экскурсия в храм.

2. История Казанской иконы Божьей Матери.

Как нашли икону. Храмы в честь иконы. Праздники иконы, летний (21 июля) и осенний (4 ноября).

3. Смоленская икона Божьей Матери.

Белгородские легенды об иконе. Смоленский храм в Белгороде.

4. Икона Николая Ратного.

Николай Угодник, иконы в его честь. Праздники: весенний (22 мая), зимний (19 декабря). История белгородской иконы Николая Ратного.

5. Холковский монастырь.

Значение монастырей в истории России. Холковский монастырь – исцеляющая обитель.

Исторические

1. Белгородская оборонительная черта.

Древние города-крепости. Фильм П. Разумовского.

Практическая работа.

Работа с картой Белгородчины.

2. Московский Кремль.

История кремля. События, связанные с Кремлем. Важнейшие сооружения кремля. Царь-колокол. Царь-пушка.

3. Прохоровское поле.

История прохоровского сражения.

Экскурсия на Танковое поле и в Прохоровский музей.

Культурные

1. Семья – опора государства.

Традиции русской семьи. Семейные праздники.

Практическая работа.

Собрать пословицы и поговорки о семье.

2. Хлеб насущный.

Обряды, связанные с хлебом. Заповеди русского народа о хлебе.

Практическая работа.

3. Великий и могучий русский язык.

Богатство словарного запаса русского народа. Красна речь пословицей.

Практическая работа.

4. Русская песня.

Роль песни в жизни народа. Колыбельные песни их значение для развития ребенка. Песни лирические и др.

Практическая работа.

Разучивание русских народных песен. Фильм Н. Ряполова «О чем поет жалейка».

Светочи России
(о людях, прославивших страну)

Не говори с тоской: их нет,

а с благодарностью: были.

В.А. Жуковский.

Подвижники нужны как солнце; составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают, облагораживают. Их личности – это живые документы, указывающие обществу, что … есть еще люди подвига, веры и ясно осознанной цели.

А.П. Чехов.

Святые

1. Борис и Глеб – первые русские святые.

2. Илья Муромец – богатырь земли русской, святой.

3. Легенда об Андрее Первозванном.

4. Легенды об Георгии Победоносце.

5. Жизненный подвиг Кирилла и Мефодия.

6. Сергий Радонежский.

7. Серафим Саровский.

8. Святитель Иоасаф Белгородский.

9. Перт и Феврония.

10. Святой Иоанн Кронштадский.

11. Святая Матрона.

12. Святой Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий).

13. Почитаемый старец Серафим.

14. «Белый ангел России» (великая княгиня Елизавета Федоровна Романова).

15. Святой воин-современник (Евгений Родионов, павший за веру в Чечне).

Народные герои

Былинные герои (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Евпатий Коловрат).

Ермак Тимофеевич, Степан Разин, В.И. Чапаев, Г.К. Жуков.

Заступники Отечества

Святой А. Невский

Святой Д. Донской.

Знаменитые флотоводцы:

Ф. Ушаков (причислен к лику святых), А. Нахимов.

Знаменитые летчики:

В. Чкалов, А. Покрышкин, И. Кожедуб, А. Маресьев.

Женщины летчицы:

М. Раскова, В. Гризодубова, П. Осипенко, Н. Федотенко (уроженка п. Ракитное), М. Попович.

Военачальники:

наш земляк Н.Ф. Ватутин.

Пионеры-герои:

Леня Голиков, Зина Портнова, Володя Дубинин, Марат Казей.

Дети-герои Белгородчины:

Витя Захарченко, М. Полицкий, К. Синицын, П. Игнатенко (г. Грайворон).

Молодогвардейцы.

Герои-космонавты.

Знаменитые земляки

Актер М.С. Щепкин, дирижер и композитор С. Дегтярев, писатель А.И. Гессен, инженер и ученый В.Г. Шухов, режиссер, актер П.Л. Барвинский, художник А.И. Игнатьев, С. Косенков, В. Ярошенко, В. Я. Торин.

Традиции, обычаи и обряды русского народа

Старь новь держит.

Пословица.

С закономерностью глубокой,

Познанья жаждою полны,

Мы нынче тянемся к истокам

Своей российской старины.

Я. Смеляков.

Народные традиции

1. Разучиваем весенние заклички.

2. Учимся закликать дождь.

3. Разучиваем народные игры.

4. Род и родство в народной культуре.

5. Традиции русской семьи.

6. «Живы родители – почитай, умерли – поминай» (традиции поминовения).

7. Престольный праздник.

Сценические реконструкции обрядов

1. Святочные посиделки.

2. «Бабьи каши»

3. Крещение кукушки.

Годовой цикл народных праздников

1. Осенины.

2. Синичкины именины (12 ноября).

3. Наум-грамотник (14 декабря).

4. Зажги свечу (1 неделя ноября)

5. Святки.

6. Масленица.

7. Сороки.

8. «Вы венчики, веночки мои» (к Троице).

Праздники родной природы

1. Праздник родной речки.

2. Березы, русские березы.

3. Соловьи, соловьи.

4. Цветы России.

5. Праздник русского дерева.

6. Рябинкины именины.

Конкурсы

1. Конкурс знатоков крестьянского подворья.

2. Конкурс «Русская красавица».

3. Конкурс-выставка «Природа и фантазия».

4. Выставка народной игрушки.

Музейные уроки
(проводят научные сотрудники музея народной культуры)

1. Приданое куклы Арины.

2. Растения, которые кормят.

3. Растения, которые одевают.

4. Что едали в старину.

5. Все о лошади.

6. Русские рушники.

7. Поэзия народного костюма.

8. Русское чаепитие.

9. Народные музыкальные инструменты.

10. Что делает мастер из дерева?

11. Русская матрешка.

12. Чисто-бело полотно, как постирано оно.

13. Древнерусское оружие.

14. Русская икона.

15. Слышен звон бубенцов.

16. Игровая программа «Летний калейдоскоп».

17. Игровая программа «Станем все в хоровод».

18. Игровая программа «Троицкие забавы».

Кружки

1. Народные куклы России.

2. Мир природы и народные традиции.

3. Ручное ткачество.