Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

I. Вступление

Без воды нет жизни, поэтому народы всех времен и континентов неизменно обожествляли эту стихию как вечно живой родник, при помощи которого оплодотворялась другая великая стихия - земля.

И наши предки, и народы других стран с особым чувством благодарности относились к большим и малым рекам.

Первые поселения устраивались вдоль рек, по которым проходили торговые пути. Река испокон веков много значила в судьбе человека.

Убедительно об этом писал известный русский историк В.О. Ключевский: «На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку. Никакой другой стихии своей страны он не говорил в песне таких ласковых слов – и было за что. При переселении река указывала ему путь, при поселении она – неизменная соседка. Он жался к ней, на ее неспокойном берегу ставил свое жилье, село или деревню. В продолжение постной части года она кормила его. Река являлась даже своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. Она и сама любит порядок, закономерность. Русская река приучала своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности. Воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному артельному действию, заставляла размышлять, изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, общаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром, знать обхождение».

С реками связано немало исторических событий, на берегах рек построены города, поселки, села.

Река не только давала возможность обустроиться на её берегах, не только поила и кормила, но и защищала, служила форпостом от нападений кочевников.

Она всегда много давала, но ничего, кроме порядка, не просила взамен.

Да нашим предкам и не нужны были просьбы, они сами знали, что река нуждается в заботе и уходе.

Наши современники утратили понимание важности реки в жизни человека, поэтому наши реки обрастают не только кустарниками, лианами бешеного огурца и хмеля, но и кучами мусора. На берегах реки можно видеть следы веселой гулянки: пластиковые бутылки, пакеты и другой мусор.

Школьники изучают на уроках природу многих стран мира, но о своем крае многие, к сожалению, могут вместе с белгородским поэтом В.Черкесовым сказать:

Траву не назову по именам,

Деревья не окликну,

Как товарищей,

Я птиц не знаю…

II. Цель: вовлечение школьников в исследовательскую и природоохранную деятельность, проведение природоохранных мероприятий по берегам Ворсклы.

Задачи:

- Познакомить и изучить историю древних крепостей (Карпов, Хотмыжск, Вольный), некоторых поселков и городов, расположенных на Ворскле;

- изучить флору и фауну реки;

- провести уборку берега реки в своем поселении.

Участие в проекте позволит лучше узнать свой край.

Проект предусматривает проведение традиционной недели родной речки, работу над исследовательскими проектами и проведение трудового десанта.

III. Реализация проекта

Неделя родной речки
(примерный план)

1 день

Заочное путешествие по Ворскле

Физико-географические данные реки

Села, поселки, города, стоящие на берегах Ворсклы.

Покровка Ивнянского района (исток)

Яковлево Яковлевского района

Томаровка Яковлевского района

Кустовое

Серетино

Стригуны Борисовского района

Борисовка Борисовского района

Головчино

Грайворон Грайворонского района

Гора – Подол

2 день

Ворскла в истории страны

Древние крепости: Карпов, Хотмыжск, Вольный

Полтавская битва

Великая Отечественная война на берегах Ворсклы

3-й день

Конкурс на знание флоры и фауны Ворсклы

Уроки по географии (7-8 классы)

Уроки внеклассного чтения «Река в творчестве белгородских поэтов»

4-й день

Экологическая конференция. Итоги исследовательских проектов. Участие экологов / Встреча с экологами

5-й день

Реке детства посвящается – творческий день (стихи, песни, рисунки)

6-й день

Трудовой десант

Уборка берега реки

Определить территорию. Обеспечить транспорт для вывоза мусора

Подведение итогов

Направления исследовательской деятельности

1. История названия реки

2. Ворскла в истории страны

3. Флора Ворсклы

4. Фауна Ворсклы

5. История водяных мельниц на Ворскле

6. Левые притоки Ворсклы

7. Правые притоки Ворсклы

8. Птицы

9. Достопримечательности на берегах Ворсклы

10. Река в творчестве поэтов и писателей

11. Праздники и обряды, связанные с рекой.