Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

"Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно...".

А.С. Пушкин

I. Введение

Все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Уходят ветераны войны, труженики тыла. Дети военных лет давно стали бабушками и дедушками. Знают ли их внуки, какой ценой досталась стране великая победа, готовы ли они хранить память о том героическом времени, готовы ли воспитать в будущем своих внуков истинными патриотами своей Родины?

Чтобы с твердой уверенностью отвечать на эти вопросы, надо неустанно трудиться всем: родителям, детям, учителям и воспитателям, общественности. Трудиться над тем, чтобы собрать, сохранить и передать потомкам все, что знаменует славную эпоху.

Если о боевых действиях сохраняются документы, собрано много свидетельств, создано немало произведений, то о том, как жили в оккупации наши земляки, каковы были быт и культура после освобождения и в период восстановления народного хозяйства, нет полной и ясной картины.

Важно было узнать, где брали продукты, чем питались, во что одевались и обувались люди в то лихое время. Собрать примеры предприимчивости, смекалки народных умельцев, которые из снарядных гильз делали ведерки и светильники, из автомобильной резины клеили галоши, из рваных шинелей шили бурки и т.д. Записать рассказы о тех, кто в этот период учился в школе, собрать все, что характеризует это время. Собрать, чтобы изучить, восхититься мужеством земляков, сохранить и передать потомкам все свидетельства трудной эпохи.

В нашей стране не найти семьи, которая не была бы, прямо или косвенно, связана с событиями Великой Отечественной войны. Интересно и очень нужно определить вклад каждого рода в Великую Победу.

Полуголодные, раздетые и разутые, они все отдавали для фронта, для победы, об этом надо помнить всегда.

II. Цели и задачи

1. Сбор, изучение и сохранение материалов народной культуры 40-50-х годов XX века.

2. Формирование активной жизненной позиции, стимулирование интереса молодежи к народной культуре, традициям и обычаям русского народа.

3. Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, приобретение ими знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально значимых проектах.

4. Активизация деятельности органов ученического самоуправления, детских и юношеских общественных организаций.

5. Укрепление взаимосвязей с учреждениями в социуме, сплочение внутришкольного коллектива.

6. Совершенствование опыта использования краеведческого и этнографического материала в учебно-воспитательном процессе.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПРИЗВАНА СПОСОБСТВОВАТЬ :

- повышению эффективности воспитания школьников;

- обновлению содержания воспитания, прежде всего в сфере ученического самоуправления;

- развитию творческого потенциала, повышению активности педагогических работников;

- укреплению и расширению взаимосвязей в социуме;

- созданию банка данных о быте и культуре населения города (села).

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Учащиеся 1-11 классов, учителя, родители, работники культуры, ветераны и др.

III. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-воспитательный процесс

I. Расширение программ:

1. История - углублённое изучение темы "Великая Отечественная война" (за счёт интенсификации учебного процесса и творческих заданий учащимся).

Результат - разработка методики преподавания темы.

2. Литература - углублённое изучение Великой Отечественной войны путем расширения списка произведений для внеклассного чтения, организации самостоятельного чтения учащихся и громких читок (на классных часах, в группах продлённого дня).

Результат – составление списка литературы, разработка методики организации работы.

3. МХК - глубокое изучение темы "Музыка, живопись, искусство, кино в годы Великой Отечественной войны".

Результат - разработка темы.

4. Музыка - глубокое изучение темы «Песни военных лет». Беседы об истории развития песен.

Результат - разработка уроков. Концерт военной песни.

5. Изоискусство - глубокое изучение тем «Великая Отечественная война в живописи», «Война глазами детей».

Результат - разработка уроков, выставка детских работ.

6. Иностранный язык – углублённое изучение материалов по теме «Великая Отечественной война».

Результат - разработка темы.

7. Начальные классы – чтение о войне.

Результат - подбор текстов о войне для чтения, пересказов. Список произведений.

IV. ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. День рождения комсомола

2. "Зажги свечу" - день поминовения

3. Вечер песни военных лет

4. Встреча трех поколений "Время выбрало нас"

5. Фольклор в годы Великой Отечественной войны

6. Соловьи, соловьи...

7. Армейский магазин (конкурсная программа для старшеклассников)

8. Кинолекторий (ежемесячно)

9. Общешкольная акция "Мой род в Великой Отечественной войне"

10. Праздник Победы (подведение итогов выполнения проекта)

V. СИСТЕМА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Начальные классы

Цель: формирование у детей патриотизма, гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

1. Экскурсии по городу.(селу)

2. Встречи с теми, кто в 1943 г. пошел в 1 - 4 класс. "О времени и о себе".

3. Посещение кинолектория.

4. Громкие читки (на классных часах). (Списки составляют сами учителя).

5. Беседы о юных героях - белгородцах.

6. Участие в акции "Мой род в Великой Отечественной войне".

7. Конкурс чтецов (стихи о Великой Отечественной войне)

8. Участие в Неделе Памяти.

9. "Зарничка"

5-6 классы

Цель: воспитание у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, приобщение к поисково-исследовательской деятельности.

1. Индивидуальные задания по исследуемой теме, ведение экспедиционных тетрадей.

2. Посещение кинолектория.

3. Громкие читки, конкурсы рассказчиков, читательские конференции. (Список литературы составляют классные руководители совместно с учителем литературы и библиотекарем)

4. Участие в акции "Мой род в Великой Отечественной войне"

5. Беседы членов лекторской группы старшеклассников.

6. Встречи с ветеранами.

7. Уход за братскими могилами.

7-8 классы

Цель: воспитание у учащихся, гражданственности, патриотизма, уважение к истории своей страны, истории родного края, привитие навыков исследования, самостоятельности, инициативы.

1. Создание творческих групп учащихся для выполнения поисково-исследовательских заданий. Ведение экспедиционных тетрадей.

2. Посещение кинолектория.

3. Изучение истории родного края. Библиографический список. Конкурсы знатоков родного края.

4. Участие в акции "Мой род в Великой Отечественной войне".

5. Встречи с ветеранами (в рамках изучаемой темы).

6. Встречи с членами лекторской группы старшеклассников.

7. Участие в Неделе Памяти и празднование Дня Победы.

9-11 класс

Цель: формирование познавательных мировоззренческих позиций по основным социальным, историческим, нравственным проблемам, развитие ответственности, навыков исследовательской деятельности.

1. Исследования по предложенным темам. Подготовка выступлений, обработка и оформление собранного материала. Ведение экспедиционных тетрадей.

2. Подготовка выступлений в составе лекторской группы.v

3. Конкурсы знатоков истории родного края.

4. Участие в работе кинолектория

5. Участие в акции "Мой род в Великой Отечественной войне".

6. Встречи с ветеранами.

7. Подготовка и празднование Дня Победы.

VI. РАБОТА ЛЕКТОРИЯ УЧАЩИХСЯ

9-11 классов

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ.

1. День защитника Отечества.

2. Великая битва под Москвой.

3. Оборона Кавказа.

4. Сталинградская битва.

5. Освобождение Северного Кавказа.

6. Курская битва

7. Героическая битва за Ленинград.

8. День Победы.

9. Герои Белгородчины.

10. Белгород оккупирован.

11. Освобождение Белгорода.

12. .Дети и война.

13.Дети-герои.

14.Победа ковалась и в тылу.

15.Женщина на войне.

VI. Участие в акции "Мой род в Великой Отечественной войне"

Цель:

омочь учащимся осознать значение победы советского народа в Великой Отечественной войне через судьбы своих родственников, судьбы земляков. Главное в акции - заинтересованность всех участников, общая работа всей семьи по сбору материалов.

Участники:

учащиеся, их родители, учителя, представители общественности.

Содержание деятельности

1. Составление родословной семьи.

2. Сбор материалов об участии родственников в боевых действиях (документы, грамоты, справки, копии).

3. Составление карты фронтовых путей родственников.

4. Запись воспоминаний ветеранов или их близких. Точная (документальная) запись всех фамилий, имён, отчеств, дат, названий местности.

5. Сбор данных об участниках трудового фронта.

6. Сбор материалов о родственниках по теме "Дети и война", военном детстве.

7. Обобщение собранного материала (в форме рассказа, эссе, альбома и др.)

8. Выступление с сообщением в классе.

Подведение итогов

1. Публикация наиболее интересных материалов в СМИ.

2. Передача всех материалов в районный краеведческий музей.

VIII. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Заседание педсовета (с приглашением всех заинтересованных сторон):

- Обсуждение положений Проекта.

- Утверждение оргкомитета.

2. Обсуждение проекта в детских организациях.

3. Информирование родителей о работе над Проектом.

4. Подготовка статьи в районную газету.

5. Работа над общешкольным планом.

6. Анализ планов классных руководителей.

7. Разработка совместно с отделом кинофикации плана кинолектория.

8. Создание лекторской группы старшеклассников.

9. Создание творческой группы учителей.

10.Создание творческой группы учащихся.

11.Заседания оргкомитета.

X. Информационно - методическое обеспечение проекта

1. Семинар для классных руководителей "Организация поисково-исследовательской работы учащихся".

2. Выставка в школьной и районной библиотеках.

3. Заседания МО "Об использовании краеведческого материала в преподавании..."

4. Систематическая информация из Интернета.

5. Выпуск бюллетеней, газет о ходе работы над Проектом.

6. Семинары для членов лекторских групп.

7. Консультации творческим группам.

IX. Поисково-исследовательская деятельность школьников

1. Город (село) в годы Великой Отечественной Войны и восстановления народного хозяйства:

а) численность всего населения до 1941 года - начала войны (если возможно, то установить по категориям: дети, трудоспособное население, мужчины и женщины, пенсионеры). Основные занятия населения;

б) численность всего населения в 1945-1950 гг. (по категориям);

в) количество улиц, их названия, протяженность;

г) количество дворов;

д) перечень предприятий, работающих до войны и после освобождения;

е) перечень учреждений, возобновивших работу сразу после освобождения, их размещение;

ж) имена возглавлявших райкомы партии, комсомола, райисполком и другие учреждения, их судьба;

з) вид города (села) после освобождения: разрушения, сожжённые строения;

и) запись воспоминаний о жизни в городе (селе) во время оккупации и после его освобождения;

к) старые фотографии /фотокопии, Выполненные по воспоминаниям рисунки.

2. Население:

а) численность призванных в ряды Красной Армии в 1941 г., 1943 г.;

б) численность призывников, не вернувшихся с войны;

в) ознакомление с материалами о погибших в музеях (школьном и краеведческом), пополнение записей воспоминаний о них;

г) восстановление городских (сельских) предприятий: кто в основном работал на восстановлении;

д) сообщения в местных газетах о тружениках города (села);

е) запись воспоминаний участников восстановления города (села);

ж) поиск фотографий того времени;

з) сбор материалов о людях, награжденных медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне";

и) поиск людей, работавших в годы войны на оборонных предприятиях.

3. Дети:

а) количество детей, родившихся в изучаемый период;

б) имена тех, кто оказывал медпомощь детям в период оккупации;

в) одежда малышей;

г) игрушки, которыми играли дети войны. Изготовление игрушек военного времени по воспоминаниям земляков;

д) время возобновления работы детских яслей, садов; имена тех, кто в них работал. Запись воспоминаний;

е) поиск людей, пришедших в 1-й класс 1 сентября 1943 г. Запись их воспоминания;

ж) игры, в которые играли дети в военный период;

з) жизнь подростков во время оккупации;

и) участие подростков в восстановлении города (села);

к) участие в разминировании.

4. Школа:

а) выпуск 1941 года: как сложилась судьба выпускников;

б) школа в период оккупации: кто в ней работал, по каким программам и учебникам велось обучение;

в) материальное положение школы после освобождения города (села);

г) школа в 1943-1945 годы: количество учащихся, имена учителей. Программы, учебники, наглядность;

д) работа педсовета: проблемы для обсуждения, решения.

е) выпускники 1945 года: их судьба;

ж) деятельность комсомольской организации. Комсомольские вожаки: их судьба;

з) деятельность пионерских организаций: дела, оставшиеся в памяти земляков;

и) помощь нуждающимся, организация питания для школьников;

к) общесоюзные акции, в которых школа принимала участие.

5. Жилище:

а) постройки домов в сороковые годы, до войны. Поиск в городе (селе) жилья довоенной постройки. Фотографирование, описание расположения комнат, их характеристика. Вид крыши (двухскатная, четырехскатная), содержание. Рисунок или фотография окна, двери, крыльцо. Определение размеров (дом в целом, окна, двери);

б) количество разрушенного во время войны жилья;

в) восстановление жилья после освобождения: кто работал, какие материалы использовали, чем крыли крыши. Поиск жилья, построек военных лет: описание, фотографирование;

г) мебель (преимущественно) в домах военного периода;

д) печи: вид, мастер (печник или другое лицо);

е) топливо для печи: вид, где и как заготавливали;

ж) приготовление пищи в летнее время;

з) освещение жилищ: из каких материалов делались каганцы, светильники;

и) предметы украшения дома: занавески, скатерти (вышивка, вязание) и пр.

6. Одежда и обувь:

а) одежда подростков в разные времена года (девочки, мальчики): вид, где и как приобреталась;

б) обувь, которую носили осенью-весной, летом и зимой: вид, где покупали, кто изготавливал;

в) одежда и обувь женщины, мужчин: точная запись названий;

г) одежда и обувь стариков;

д) прически девочек и женщин. Поиск фотографий.

е) мужские стрижки;

ж) бельё: стирка (щёлок, мыло и пр.), глажка;

з) нижнее белье: мужское, женское.

7. Кухня:

а) продукты, выращиваемые на огородах;

б) питание во время оккупации: где покупали хлеб, крупы и другие продукты;

в) еда, которую в основном готовили во время оккупации; Запись рецептов. Особое внимание – рецепту выпечки хлеба;

г) засолка, маринады на зиму. Место хранения;

д) голод 1946 года: как пережили. Названия дикорастущих растений, которые использовали в пищу;

е) посуда: название, материал.

8. Письма с фронта и на фронт:

а) поиск писем с фронта: вид, содержание;

б) работа в библиотеках, поиск книг с публикациями фронтовых писем ("В суровую пору" и др.);

в) посылки на фронт незнакомым солдатам (уточнение факта);

г) публикация писем с фронта в местных газетах (уточнение факта);

д) сбор денег на постройку самолета или танка (уточнение факта).

9. Транспорт и связь:

а) транспорт для связи с сёлами, района - с областным центром;

б) транспорт, с помощью которого добирались из сел на рынок;

в) транспорт для перевозки зерна, свеклы в колхозах, городе;

г) использование лошади для перевозок. Запись и зарисовка всех деталей упряжи, фотографирование.

д) типы повозок;

е) виды средств связи в военный и послевоенный период.

10. Культура.

10.1. Библиотека, Газета

а) размещение библиотеки до войны, количество книг (примерно), сотрудники;

б) библиотека во время оккупации;

в) открытие библиотеки после освобождения: место, время, библиотекарь;

г) книги, которые пользовались наибольшей популярностью в военное и послевоенное время;

д) дата создания местной газеты;

е) местная печать после освобождения, сотрудники газеты;

ж) основные темы, по которым печатались материалы в газете. Поиск экземпляров газет тех лет.

10.2. Клуб:

а) работа клуба до войны: местоположение, содержание;

б) клуб во время оккупации: кто занимал и как использовал помещение;

в) дата открытия клуба после освобождения, сотрудники, мероприятия;

г) фильмы, которые демонстрировались в изучаемый период. Наиболее популярные фильмы;

д) киномеханик: имя, судьба;

е) художественная самодеятельность в изучаемый период (вид, участники);

ж) любимые песни наших земляков в этот период: список песен этого периода (составление сборника);

з) частушки, которые пелись военное и послевоенное время: запись текста;

и) праздники, которые отмечались: названия, содержание. Поиск фотографий праздников тех лет.

10.3. Церковь:

а) церковь во время оккупации: служба, церковнослужители;

б) престольные праздники (установление факта, описание);

в) взаимоотношения церкви и местной власти.