Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Актуальность темы:

В нашей культуре, образовании идет процесс отчуждения россиян от собственных национально-культурных корней.

Процесс этот многообразен, были периоды обострения, революционной ломки и тихие погромы. Охаивание национальных традиций, их неприятие – это реалии нашего времени. Различными путями и методами школьнику внушается комплекс исторической неполноценности, мысль об обреченности жить в самой плохой стране. Испытывая повышенный интерес к собственной личности, школьник стремится к самореализации и самоопределению, требует уважения к своему достоинству, болезненно реагирует на всякое посягательство на него. И поскольку он не имеет опыта жесткой конкурентной борьбы, с которой столкнется в самостоятельной жизни, но испытывает потребность в высоконравственных идеалах.

Навязыванию американо-европейского образа жизни, обрушившемуся потоку псевдокультуры на наше отечество, создающими чуждую среду обитания, школа должна противопоставить научно обоснованную стройную систему воспитания, которая бы восстанавливала историческую память, его культуру, преемственность поколений.

Главная цель такой школы – формирование национального самосознания, национальной гордости, национального характера на основе народных, семейных традиций русского народа.

Известный русский философ И.А. Ильин писал: «Есть закон человеческой природы, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада. Денационализуясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к священным огням жизни; ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли…

…Национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства». (Ильин И.А. Путь к очевидности – М.: Республика, 1993 г.)

Необходимость пробуждения нравственных чувств россиян, высокого уважения своих национально-культурных традиций, их защиты и утверждения – актуальнейшая и важнейшая задача и учреждений образования, и учреждений культуры.

Возрождение таких базисных понятий, как национальная ментальность, гордость, воспитанность, религиозность.

Ввести школьника в мир русской песни, были, сказки, познать глубины народного языка.

В каждом слове, в каждой песне – растворена в тысячелетиях память народа, путь его от рождения до зрелости, неписанная, но потаенно сохраненная история народной жизни и труда.

История Белгородчины, ее культура богата яркими событиями, замечательными людьми, великими свершениями. Государственное учреждение «Белгородский государственный музей народной культуры» ведет большую работу по сбору, сохранению и популяризации материального и нематериального культурного наследия не только Белгородчины, но и России. Музей обладает большим опытом работы в организации этнокультурной деятельности учащихся, в оказании методической и консультативной помощи педагогам. Коллектив педагогов Яблоновской средней школы Корочанского района имеет опыт преподавания народоведения, использует в своей деятельности основы традиционной культуры Белгородчины, организует встречи учащихся и учителей с научными сотрудниками музея народной культуры.

В программе «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области», принятой в 2007 году, подчеркивается необходимость разработки системы мер по целенаправленному изучению этноистории и этнокультуры Белгородчины на качественно новой основе – углубляя содержание образования, расширяя «поле активности» школьников, используя системное сотрудничество, как с учреждениями дополнительного образования, так и с культурно-просветительными учреждениями города и области.

Это определило тему нашего эксперимента: «Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно-воспитательном процессе».

Объект исследования:

развитие национального самосознания учащихся.

Предмет исследования:

процесс развития национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент.

Цель эксперимента:

разработка модели развития национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно-воспитательном процессе.

Задачи эксперимента:

- разработать модель педагогического взаимодействия школы и музея по развитию национального самосознания учащихся;

- разработать технологию изучения (методы, средства, приемы и др.) в учебно воспитательном процессе этноистории и этнокультуры региона как одного из средств духовно-нравственного обогащения личности;

- разработать систему внеклассных и внеурочных мероприятий на основе народной культуры;

- проанализировать состояние проблемы развития национального самосознания учащихся;

- отобрать достаточное для развития национального самосознания учащихся содержание народных традиций и включить его в современный учебно-воспитательный процесс;

- создать условия для включения учащихся в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность.

Методической основой исследования является диалектическое положение о социальной обусловленности формирования личности и закономерностях развития человека как субъекта истории (работы философов И.А. Ильина, Н.Л. Бердяева, К.Н. Леонтьева и др.); культурологические концепции А.Ф. Лосева, Д.С. Лихачева; теоретико-методические исследования проблем воспитания Б.Т. Лихачева, В.М. Коротова, И.Ф. Гончарова; этнографические исследования Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, Г.И. Батуриной, Г.Ф. Суворовой и ряда других; исследования этнографов Т.И. Агапкиной, И.В. Власовой, И.А. Кремлевой, И. Шангиной; исследования особенностей культуры Белгородчины И.И. Веретенникова, С.И. Ботовой, М.С. Жирова, И.Ф. Исаева и др.

Содержание экспериментальной работы включает:

изучение:

- сущности понятия национальное самосознание;

- особенности духовной жизни современных школьников;

- психолого-педагогические закономерности и средства развития национального самосознания школьников на народных традициях;

- содержание этнической культуры Белгородчины;

- особенности взаимодействия школы и музея;

осуществление:

- формирования национального самосознания, чувства гордости за принадлежность к русскому народу;

- освоение основ народной культуры учителем и учащимися;

- организация творческой познавательной деятельности как одного из эффективных средств формирования национального самосознания учащихся;

- воспитание духовно-нравственной культуры на семейных традициях.

Реализация данной программы предполагает:

- разработку модулей культурологического содержания, дополняющих содержание образовательных областей учебного плана;

- разработку системы классных часов на основе народной культуры;

- подготовку цикла общешкольных мероприятий;

- использование современных информационных технологий (виртуальные экскурсии, беседа в онлайн-режиме, интернет-конкурс).

Принципами осуществления образовательного процесса станут следующие:

- принцип культуросообразности основывается на обращении к исторической памяти народа, он позволяет воспитывать бережное отношение к истории России, Белгородчины, его материальной и нематериальной культуре, обеспечить преемственность отечественных этнокультурных традиций и утверждает их в качестве основы формирования национального самосознания учащихся;

- принцип ценностной ориентации предполагает освоение педагогами, учащимися, родителями ведущих ценностей, свойственных отечественному историко-культурному опыту и образу жизни нашего народа, знакомство с его культурным достоянием;

- принцип интерактивности позволяет развивать культурное и духовное сознание участников воспитательного процесса, коммуникативные навыки учащихся, педагогов и родителей;

- принцип системного подхода выступает одним из ведущих, поскольку воспитание на народной культуре является неотъемлемой частью системы воспитания будущих граждан нашей страны, а решение задач формирования их национального самосознания, морально-этического облика решается в комплексе с другими задачами, успешность осуществления которых зависит от согласованности и скоординированности усилий всех участников образовательного процесса.

Основными методами, используемыми в ходе эксперимента, выступает:

- педагогическое наблюдение;

- системный анализ;

- моделирование;

- анкетирование;

- мониторинг.

Сроки эксперимента: 2009-2012 гг.

База эксперимента:

1. МОУ №5 г. Валуйки

2. Белгородский государственный музей народной культуры

Этапы эксперимента:

I этап – 2009-2010 учебный год

Основные направления деятельности:

- разработка программы реализации целей, задач и содержание эксперимента;

- теоретическая подготовка педагогических кадров для реализации содержания эксперимента;

- разработка модели мониторинга деятельности школы, диагностических материалов, используемых для оценки национального самосознания учащихся.

II этап – 2010-2011 учебный год

Этап формирующего эксперимента.

III этап – 2011-2012 учебный год

Аналитический этап.

Прогнозирование при подготовке эксперимента.

В целом результаты будут иметь положительный характер.

Будут разработаны:

- содержательные модули к программам учебных курсов (на основе народной культуры);

- воспитательная система школы с опорой на основы народной культуры;

- модель педагогического взаимодействия школы и музея;

- система классных часов для 1-11 классов;

- программа «Мир природы и народные традиции» (5-7 класс);

- программа и методическое пособие «Уроки о вечном»;

- программа и методические рекомендации для осуществления повышения уровня профессионально-педагогической подготовки педагогов для решения задач развития национального самосознания учащихся.

Промежуточные частичные отрицательные результаты могут быть вызваны:

- неготовностью педагогов к руководству образовательным процессом в соответствии с требованиями, выдвигаемыми программой эксперимента;

- неготовностью некоторых учащихся принять предлагаемые виды и формы деятельности этнокультурного характера;

- несогласованностью действий участников эксперимента.

Компенсация негативных последствий может быть осуществлена:

- путем усиления индивидуальной работы с учащимися и вовлечения их в деятельность, соответствующую их познавательным интересам, склонностям и возможностям;

- путем повышения уровня профессионально-педагогической подготовки педагогов-участников эксперимента.

План работы
подготовительного этапа эксперимента
«Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно-воспитательном процессе»

№ п/п Содержание деятельности Сроки Ответственный Итоговый продукт
1. Нормативно-правовое обеспечение
1.1. Подготовка программы эксперимента «Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно-воспитательном процессе» май 2009 г. Басаргина А.А. Программа
1.2. Определение объема этнокультурной составляющей, необходимой для развития национального самосознания август-сентябрь 2009 г. Басаргина А.А. директор школы Методические рекомендации
1.3. Подготовка программ элективных курсов, кружковой работы август 2009 г. Басаргина А.А.
зам. директора школы
Программа
1.4. Подготовка и заключение договора о совместной деятельности школы и музея июнь 2009 г. Басаргина А.А.
директор школы
Договор
1.5. Разработка программы теоретико-практического семинара «Народная культура как средство развития национального самосознания учащихся» сентябрь 2009 г. Басаргина А.А.
директор школы
Программа
1.6. Разработка модели мониторинга диагностических материалов, используемых для оценки развития национального самосознания учащихся март 2010 г. Басаргина А.А.
школьный психолог
 
1.7. Разработка структурно-диагностической модели взаимодействия образовательного учреждения с музеем по программе эксперимента январь 2010 г. Басаргина А.А.
администрация школы
 
2. Отработка содержания воспитательной деятельности на основе народной культуры
2.1. Апробация и оценка эффективности изучения и популяризации национального культурного наследия в процессе учебной и внеучебной деятельности сентябрь 2009 г.
апрель 2010 г.
администрация школы Рекомендации
2.2. Организация взаимодействия педагогов школы с сотрудниками музея по этнокультуре в течение года администрация школы Рекомендации
2.3. Отработка методики воспитательной системы класса на народных традициях сентябрь 2009 г. январь 2010 г. Басаргина А.А.
администрация школы
Методические рекомендации
3. Подготовка педагогических кадров. Методическое обеспечение
3.1. Выступление на заседании педсовета школы «Цели, задачи, основные направления деятельности по осуществлению программы эксперимента» август 2009 г. Басаргина А.А. Программа эксперимента
3.2. Семинар «Народная культура как средство развития национального самосознания» сентябрь 2009 г. Басаргина А.А. Методические рекомендации
3.3. Индивидуальная работа с педагогами по включению национального культурного наследия в учебно-воспитательном процессе август 2009 г.
январь 2010 г.
Басаргина А.А. Методические рекомендации
3.4. Семинар «Святыни и святые России» январь 2010 г. Басаргина А.А. Методические рекомендации
4. Информационное обеспечение
4.1. Освещение на сайте музея народной культуры Ноябрь 2009 г.
июнь 2010 г.
Басаргина А.А. Информация о ходе эксперимента
4.2. Освещение на сайте школы Ноябрь 2009 г.
июнь 2010 г.
Директор школы Информация о ходе эксперимента