Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ВВЕДЕНИЕ

У всех народов мира возникала потребность измерять время природы, как только осознавалась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, времён года). Календари создавались в разных уголках земли, но это – итог длительной эволюции человеческой мысли.

Славяне тоже осваивали способы времяисчисления, вырабатывали свой календарь с разными понятиями, как крупными, так и мелкими (век, эпоха, сутки…).

Славянский календарь в своей основе был земледельческим. До начала XX века русский народ, включая и население городов, разделял точку зрения крестьянина на природные явления. Земледельческий календарь был ориентирован по солнцу.

С принятием христианства появляется православный календарь, ориентированный по луне. Постепенно складываются три вида календаря: народный сельскохозяйственный, православный и гражданский, включающий государственные праздники.

Издавна жизнь русских людей состояла из будней и сменяющих их праздников. Будни – это дни трудов и забот: пахали, сеяли, жали, растили скот и птицу, воспитывали детей, работали в мастерских и т.д. Вся жизнь в будни в семье проходила в пределах дома и хозяйства. Всё было спокойно, обычно, одним словом, буднично.

Праздники же – время отдыха, веселья, радости, встреча с родными и соседями, односельчанами и вовсе незнакомыми людьми. Молодёжь знакомилась, водила хороводы, расширялся их круг знакомств.

Праздничных дней в России XVIII-XIX вв. было до 150 в году. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём. Начинались они в декабре, «когда солнце поворачивало на лето», и продолжались в течение всего года, заканчивались осенью с окончанием уборки урожая.

Самыми главными были те, которые отмечали четыре самых важных природно-астрологических явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Главными праздниками были Святки, Масленица, Семицкая неделя, Иван Купала.

Праздники православного календаря стали устанавливаться в конце X века после принятия Русью христианства, но широко стали отмечаться лишь с конца XVI-начала XVII вв. Первоначально задачей православных праздников было вытеснить языческие праздники из быта народа. В дальнейшем яркое, пышное празднование должно было укреплять веру в Бога.

В эпоху Петра I стали отмечаться в России государственные праздники: Новый год, праздники в честь побед русского оружия, в честь именин членов императорской семьи и др. Их цель – воспитание в людях чувства патриотизма, укрепление боевого духа армии, приобщение к европейской культуре.

Все эти праздники составляли единую систему. Многие православные праздники по времени совпадали с языческими: Рождество с праздником «неумирающего солнца», Пасха приходилась на период весенних языческих празднований, Рождество Иоанна Крестителя совпадало с древним праздником Купалы.

Великими праздниками православной церкви считались двунадесятные, т.е. 12 праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять, посвящённых евангельским событиям.

Большим праздником считался престольный праздник (по названию прихода церкви). Несмотря на десятилетия борьбы с церковью, престольные праздники и сохраняют у народа своё значение.

Кроме больших праздников, отмечавшихся повсеместно, были и малые, известные в одной или нескольких деревнях. Они устраивались в честь святых покровителей животных, в дни местночтимых святых, в начало или окончание полевых работ.

На Руси праздником считалось и воскресенье – день отдыха. В древности день назывался «неделя», т.е. в этот день не принято работать. С конца XIII-нач. XIV века этот день стал называться «воскресение» в память воскресения Иисуса Христа.

Праздники обычно отмечались всем селением, в них участвовали все взрослые люди. Если кто-то не придерживался общего праздника, то это рассматривалось как грех, нарушение Божеских установлений.

Существовали и семейные праздники: именины, семейные братчины.

Каждый из праздников имел свою программу, атрибуты, песни, заговоры, нередко и особые блюда.

Русские люди считали праздник необходимым для человека, говорили: «Жизнь без праздника, что еда без хлеба». Считали, что любой праздник требовал к себе уважения. Оно выражалось, прежде всего, в прекращении работ. К празднику обязательно приводили в порядок дом: белили, отмывали окна, двери, полы. Столы застилались праздничными скатертями, развешивались яркие, нарядные рушники. Все члены семьи надевали праздничную одежду. В некоторых белгородских сёлах у женщин были понёвы для разных праздников: великоденскую надевали только один раз в году на Пасху, воскресенскую – в воскресенье и т.д. Убирали не только дом, но и во дворе, и на улице. Работа в праздник, грязная одежда, неубранный дом, заваленная снегом деревня считались неуважением к празднику. Кроме того, праздник требовал уважительного отношения друг к другу, гостеприимства ко всем. Обязательно надо было навестить больных, старых одиноких людей, приветить сироту.

Праздники объединяли людей: молебен, крестный ход – всё это сближало, поддерживало чувство единства, способствовало укреплению родственных связей, развитию взаимопомощи.

Общение с приехавшими на праздник гостями из других мест, с ярморочными торговцами, нищими, богомольцами позволяло узнавать новости, обмениваться впечатлениями о событиях.

Проходят года, столетия, но роль русского народного праздника и по сей день занимает огромное значение в жизни народа.

Основной задачей изучения народных традиций через народные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Молодой человек, получивший образование в школе-интернате, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению сложных социальных проблем, поэтому одним из основных компонентов образовательного процесса в школе является духовно-нравственное воспитание, оно помогает ученикам умело использовать полученные знания на благо своей страны, найти достойное место в жизни и стать честными, добрыми, трудолюбивыми людьми.

Педагогам коррекционных школ необходимо работать над становлением культурной идентификации воспитанников через знакомство учащихся с традициями и обычаями русского народа через праздники, народные промыслы. Выбор данного направления был обусловлен тем, что русская народная культура всегда помогала своему народу выжить, сохранить самобытность, высокую духовность и нравственность.

Хорошо известно, что одним из ключевых видов деятельности, имеющих большое воспитательное значение, является игра. Народный праздник – это большая яркая и глубоко содержательная игра. Поэтому участие детей в данных мероприятиях имеет огромное воздействие на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКА

Детский праздник - явление очень сложное, где нередко соседствуют веселое и грустное, минуты шумного оживления и молчаливой душевной сосредоточенности, ясное видение прошлого и, может быть, первый в жизни серьезный взгляд на собственное будущее.

Организация детского праздника или воспитательного мероприятия требует от педагога умения продемонстрировать свою педагогическую культуру, душевный такт, терпение и способность наладить контакт с детьми.

Существуют определенные правила подготовки и проведения любого мероприятия в детском учреждении.

1. Необходимо создать у детей предпраздничное настроение. Оно всегда связано с ожиданием чего-то приятного, доброго, сказочного. Предвкушение праздника - это лишь начало, нужно поддерживать этот праздничный дух.

2. Сюрпризы обязательны. Детям необходимо знать, что на празднике их ждет что-то интересное и таинственное. Это может быть что-то новое, оригинальное в оформлении зала или кабинета, подарки, интересный гость, неожиданные повороты в сюжете праздника.

3. Праздничное общение. Дети любят то, что помогает им общаться друг с другом энергично, увлеченно, весело. Интересная игровая программа, концерт, капустник, если их готовят сами ребята, будут ими приняты и могут стать хорошей традицией.

4. Добровольность участия в празднике. Если детям обещан интересный праздник, если он - их коллективное творение, с радостью и охотой примут в нем участие. В данной ситуации недопустимо принуждение. Общность пережитых чувств обогащает эмоциональный опыт детей, а сам массовый праздник, вызвавший совместные волнения и радости, становится эффек¬тивным средством в системе воспитательной работы педагога. Хорошо известно что все ребята, пришедшие на праздник, хотят быть не только зрителями, но и участниками действий. Приемы, помогающие стереть грань между аудиторией и исполнителями, могут быть разнообразными: коллективное пение, хоровод, конкурсы, игры.

Успех детского мероприятия обеспечивается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздействия на его участников. Ведущее место в нем принадлежит слову, содержащему основную информацию, влияющему на интеллект, воображение, чувства детей. Воздействие слова усиливают средства наглядности: демонстрация репродукций, художественных изделий, оформление места проведения мероприятия. Созданию эмоционального настроения участников действа способствуют игры, соревнования, музыка.

При проведении народных праздников необходимо перед праздником дать детям основные сведения о проводимом празднике, о тех обрядах и обычаях, которые в нем используются.

Музыкальное оформление играет огромную роль в любом мероприятии. Замечательная особенность музыки состоит в том, что знакомые мелодии вызывают у человека ассоциативный ряд, помогают воссоздать нужные зрительные образы, готовят к встрече с участниками мероприятия, подводят к восприятию определенной мысли. Любому детскому учреждению необходимо иметь фонотеку разнообразной тематики. Перед конкретным мероприятием желательно записывать все музыкальные фрагменты в один плейлист, чтобы во время проведения праздника не было заминок.

Игра - очень важный компонент праздника. Нет необходимости на протяжении всего мероприятия находиться в одном помещении. Поздней весной и ранней осенью игровые и массовые блоки праздника можно провести во дворе детского учреждения, зимой - аттракционы, спортивные конкурсы и подвижные игры устроить в фойе.

Соревнование разнообразит и обогатит праздник или мероприятие. Оно укрепит чувство принадлежности к своему коллективу, сформирует навыки сотрудничества. Это приведет к тому, что соперничество перерастет в дружбу.

Оформление зала также играет важную роль в успехе мероприятия. При оформлении зала необходимо, чтобы элементы декорирования не выглядели навязчивыми, не «приглушали» друг друга. Необходимо проявить фантазию, выдумку, умение видеть вещи в неожиданном ракурсе, чтобы при минимальной затрате сил, времени и денег создать неповторимое решение. Декорации могут использоваться в разных постановках. Важно, чтобы они были удобны в использовании, универсальны. При этом очень важно беречь помещение, в котором проводится мероприятие: не повреждать стены, не оставлять беспорядка в зале.

Здесь же необходимо сказать о подготовке к празднику. Репетиции - важный этап в подготовке праздника. Чтобы они были плодотворны, нужно учитывать следующие моменты:

1. Репетировать надо по частям, по эпизодам;

2. Проводить репетиции желательно весело;

3. Разучивать массовые сцены.

4. Не жалеть времени на то, чтобы большая группа выступающих могла без шума построиться за кулисами или уйти за кулисы без звука.

Для того чтобы мероприятие удалось, очень важно учитывать возрастные особенности его участников и зрителей. Наибольший воспитательный результат чаще всего достигается, когда праздник рассчитан на одну возрастную группу. Но осуществление возрастного подхода не означает, что не может быть интересных и необходимых праздников для разновозрастного коллектива. В этом случае важно при распределении обязанностей по подготовке и проведению действа учитывать, что у детей разных возрастных групп уровень знаний и умений, опыт общественной работы неодинаковы.

Очень важен анализ проведенного мероприятия. Обсуждение совместного важного дела - заключительный аккорд праздника. Во время обсуждения детям необходимо задать три вопроса:

1. Что у нас получилось хорошо? Даже если ребят постигла неудача, обязательно найдите что-то хорошее, что удалось.

2. Что у нас было плохо? Если в минуту общей радости и удовлетворения от успеха дети научатся замечать, что и почему им не удалось, они будут избавлены от опасных болезней, имя которым - зазнайство, самодовольство, самоуспокоенность.

3. Что нужно учесть на будущее? Данный вопрос учит извлекать из удач и ошибок полезный опыт и закреплять его в коллективном сознании.

Эти три вопроса не такие уж простые. Они несут в себе глубокий смысл, ускоряют накопление общественного, нравственного опыта всей группой и каждым обучающимся в отдельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

СВЯТКИ

Святки в христианской традиции - время с Рождества Христова до Крещения Господня.

Во время проведения праздника, можно, спланировать проведение ярмарки сувениров, угощением участников.

На празднике конкурсы и забавы чередуются с концертными номерами - частушками, танцами, песнями о зиме, Рождестве.

Ведущие одеты в народные костюмы. Они приветствуют собравшуюся публику, и объявляет открытие праздника, посвященного Святкам и предстоящему Крещению.

Инвентарь: рождественская звезда, маска козы, медведя, предметы для проведения гаданий (блюдо, свечи, зерно, кольцо, ножницы, компьютерный диск, ручка, нож, крупа, монетка, топорик).

КЛАССИКИ О ПРАЗДНИКЕ

Предновогодье и первые дни нового года обыкновенно называли Святками. Продолжались они двенадцать дней. С 7 по 14 января (нового стиля) их называли святыми вечерами, с 14 до 19 числа Святки слыли как страшные вечера. Деление новогоднего периода на светлую и темную части восходит к весьма отдаленным верованиям, когда полагали, что радость от разгорания солнца и увеличения дня непомерно бесит вредоносную нечисть, подстраивающую всяческие козни на вечерних игрищах крестьян. Согласно же христианским преданиям, Бог, справляя рождение сына, на радостях отворяет ад, чтобы выпустить оттуда бесов повеселиться на празднике.

Накануне святок – рождественский сочельник. К этому времени в избах делали большую уборку: мыли потолки и стены, скоблили ножом и натирали можжевельником полы. Ходили в баню, меняли белье, накрывали соломой стол. Ели в сочельник по строгому: капусту с квасом, хлеб, взвар или сочево, вроде компота из яблок, груш, слив и вишен. Пожилые люди старались не есть «до звезды». Вечером на стол ставили скудную кутью: разваренную пшеницу или ячмень с черемухой, а кто побогаче – рис с изюмом.

Стряпухи начинали готовиться к завтрашнему пированию: затирали пироги, ставили блины, месили кислое тесто для пышек.

Когда совсем смеркнется, по домам ходила Коляда – в вывороченной шубе, со звериной маской на лице, при ухвате или палке. «Уродилась Коляда накануне Рождества», - распевали за окнами колядовщики – деревенские парни и девушки. Постращает Коляда детей, напотешит взрослых, да и уйдет с толпой к соседям. Колядовщики на Святках еще дадут много представлений, в рождественский сочельник же они совершают как бы свой первый обход.

А. Стрижев

Шумят веселые святки от самого дня Рождества Христова до праздника Крещения Господня играми да плясками, да песнями на светлорусском просторе привольном потешаются, вещими гаданиями честному люду православному тайные веления судеб открывают. Гудят пиры-беседушки затейные, зеленым вином поливаются, плещут пивом, брагою, медами ставлеными. Что ни день на Святках, то свои поверья, что ни час - новый сказ, корнями живучими приросший к сердцу народному. Гуляет матушка Русь; положено дедами, прадедами заповедано гулять – веселиться широкой русской душе по святочному обычаю. И словно воскресает на эти дни, сбрасывает с тысячелетних плеч саван векового забвения старина стародавняя. День Крещения Господня Святки кончает, над праздничными гулянками крест ставит, до широкой – разгульной Масленицы с многошумным весельем прощается. Вечер под Крещенье, подавая весть о близящемся конце Святок, заставляет красных девушек вспоминать обо всех знакомых деревенскому люду гаданьях. Звончей – голосистее поются на беседах и песни святочные – подблюдные. Затейливей сами собой становятся и игры обрядовые.

А старикам со старухами, которым уже много лет назад надоскучило и петь-играть, и рядиться, святошничать, своя забота об эту пору. Первее всего – ставят они мелом на всех дверях, на всех оконных рамах знаки креста, чтобы оградить свое жилье от посещения бесовского. Ходит-гуляет в этот вечер нечистая сила, всяким оборотнем прикидывается. Не начертай в крещенский сочельник креста у себя на дверях, позабудь об этом строго соблюдаемом на Руси обычае: быть худу, жди беды. Так уверяли строгие блюстители прадедовских сказаний.

А. Коринфский

Рождественские колядки

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.
Ходит коляда по святым вечерам,
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!


Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.


Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи, Младенец Святой.
Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй.
Над уснувшей землёй.
Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой.
И сияет красой.


Нынче Ангел нам спустился
И пропел: "Христос родился!".
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.


Эта ночь святая, эта ночь спасенья
Возвестила всему миру
Тайну Боговоплощенья.
В эту ночь у стада пастухи не спали.
Светлый ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.
Страх объял великий тех детей пустыни,
Но сказал им: о, не бойтесь, —
Всему миру радость ныне.
Где Христос родился людям на спасенье,
Вы пойдите, посмотрите
На великое смиренье.
И с высот небесных раздалось вдруг пенье:
Слава, слава в вышних Богу,
На земли благоволенье.

Гадание - кем я буду, когда вырасту

Одно из самых интересных гаданий на Рождество. На столе раскладывают предметы, по которым угадывается профессия. В старину это были хлеб, книга, ключи, уголь, означающие труд крестьянина, кузнеца, священника и купца. Сейчас используются современные вещи, но среди них должно быть обручальное кольцо. Дети с завязанными глазами выбирают предмет:

Ножницы – это будет модельер, компьютерный диск – программист, свечка - священник, ручка – писатель (чиновник), нож – военный, крупа - бизнесмен, монетка - щедрый, топорик - строитель.

ЧЕСТНАЯ ГОСПОЖА МАСЛЕНИЦА

Ма́сленица - славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели (иногда трёх дней) перед Великим постом. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей.

Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

Лучше всего масленичные гуляния проводить на улице.

По всей территории хаотично расположите балаганы для проведения конкурсов, имитирующих народные забавы и игрища русских людей на празднествах «Масленицы», со скоморохами, палатками для угощения чаем, кофе, блинами, пирожками, а также сладостями. Участники конкурсов могут заработать жетоны и в конце праздника использовать их на аукционе.

Для проведения праздника необходимо подготовить ведущих из числа старшеклассников (это могут быть скоморохи, насмешники, зазывалы, сказочные персонажи и т д.), которые будут оповещать народ о следующем действии, происходящем на сцене или на «балаганной площадке».

Инвентарь: масленичное чучело, подушки набитые соломой, канат, веревка, бревно, самовар.

КЛАССИКИ О ПРАЗДНИКЕ

Самым веселым, вернее, разгульным народным праздником с незапамятных времен на Руси слыла Масленица. Сама природа к этому времени принимается ликовать, как бы предчувствуя приближение Весны Красной и скорую гибель Мораны-зимы, внесшей в ее светлое царство оцепенение смерти.

Солнышко начинает пригревать в полуденную пору совсем по-весеннему, и оно словно тешится-играет, заставляя плакать белые снега слезами горючими, а зябкий, хотя и привычный к морозу, люд деревенский радоваться да чествовать госпожу Масленицу, широкую, веселую да затейливую. Она до сих пор остается одним из любимейших праздников русского народа, удалому размаху которого открывается такой простор в живучих обрядах и обычаях старины стародавней.

Масленица приходится как раз на ту пору зимы, когда победа животворящих сил природы над смертной мощью мрака и холода становится все ощутимее: стоят оттепели, с крыш льет капель, день подрастает все заметнее. Во мраке веков этот праздник и возник в виде тризны по умершей зиме-стуже и радостных игрищ в ознаменование воскресения света-тепла весеннего. Убегало наводившее страх на все живое и жаждущее жизни чудище Морана, и бегство его было равносильно смерти вплоть до новой зимы. Появлялось, словно возрождалось к новой жизни, светлое божество весеннего плодородия земли – веселая красавица Лада. И шла красавица, озаряя Русь своим разгульным весельем, шла-ехала на поиски дремавшего где-нибудь в глубоких снегах, усыпленного – зачарованного Мораною Леля (божество, связанное благотворной для земли деятельностью с месяцем маем).

Шли за веками века, оставлявшие языческие сказания о богах в затуманенной новой жизнью дали; и мало-помалу красавица-богиня, вестница весны и любви, Лада превращалась в Масленицу, объединившую в себе несколько потерявшее уже первоначальную окраску понятие о ней и ее спутниках. Заклятый враг ее, Морана, также растеряла по многовековой путине свою свиту.

А. Коринфский

Конкурсы на Масленицу

1. «Ходули». Два человека на скорости должны пройти на ходулях до отметки и обратно, победитель тот, кто выполнит задание быстрее.

2. «Петушиные бои». Внутри круга два человека. Каждый правой рукой берёт свою правую ногу, а левую руку закладывает за спину, прыгая на одной ноге нужно вытеснить соперника за черту круга. Оставшийся в кругу - побеждает.

3. «Бой подушками». Два участника с подушками поднимаются на брус, укреплённый на земле. Задача - подушкой сбить противника с бревна (возможно три попытки).

4. «Кушак». Соперники становятся по разным сторонам начерченной на земле линии, связывают руки кушаком (поясом, ремнём). Середина кушака ослаблена, левая рука заложена за спину. Задача для участников - перетянуть соперника за линию. Проигрывает тот, кто заступает за линию противника.

5. «Силачи». Для этого конкурса необходима гиря. Победитель тот, кто больше всех поднимет гирю, тот и получает жетон.

6. «Перетягивание каната». В конкурсе могут участвовать два и больше участников, соревнуясь в перетягивая каната. Группа победителей получают жетоны.

7. «Палка». В кругу два участника, с правой стороны руками закрепляют палку. Задача - упираясь палкой, вытолкнуть соперника за границы круга. Оставшийся в кругу - победитель.

8. «Наездники».

1) Соревнуются команды, состоящие из двух человек. Один - в роли наездника другой - в роли коня. Нужно преодолеть определённые участки, вернуться на старт. После этого наездники и лошади меняются местами. Конкурс повторяется, пара победителей получает жетоны.

2) Команды состоящие из двух человек исполняющие роли - наездника и лошади, две или несколько ведут «бой»: задача наездников скинуть наездников. Победившая пара получают жетоны.

9. «Столбоходы». К ногам участников привязываются деревянные «спилы» высотой 20-25 см (или пустые консервные банки длинной 20-25 см). Соперникам необходимо преодолеть определённые препятствия. Первый преодолевший препятствия, получает жетон.

10. «Паук». Концы каната привязываются к двум участникам, а середина помечается красной лентой - она совпадает с начертанной на земле линией. Участники становятся на четвереньки спиной друг к другу на длину вытянутого каната. Задача - перетянуть соперника на свою сторону от черты. Победитель получает жетон.

11. «Кулачные бои». Принцип амреслинга, но только стоя и в начерченном круге. Задача вытолкнуть соперника из круга (даются три попытки). Победитель поощряется жетоном.

СОРОКИ

Со́роки, Жа́воронки – день народного календаря у славян, приуроченный к дню памяти Сорока Севастийских мучеников Русской православной церкви – 9 марта (22 марта). Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие).

Праздник можно провести в этнографическом уголке школы. Обязательно весь праздник должен сопровождаться звуковым сопровождением. Это может быть аудиозапись пения птиц, звуков леса, игра на свистульках, голосовая имитация пения птиц. Обязательный атрибут этого мероприятия булочки «Жаворонки». Можно угостить ими детей или изготовить их своими руками из соленого теста.

Оборудование: свистульки, тесто.

КЛАССИКИ О ПРАЗДНИКЕ

22 марта – Сороки – день равен ночи. Все шире раздаются полыньи на быстрине: скоро реки вскроются. Ревучие воды повергнут твердыни зимы, напитают молодую землю свежей влагой, и зазвенит снова яркая жизнь всюду…

На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка. Загодя домашние стряпухи выпекали из теста – «жаворонков», вкладывали внутрь конопляные семечки. Давая «птиц» детям, ласково приговаривали: «Жаворонушки прилетели, на головку деткам сели».

Деревенская детвора выбегала на сугробы, привязывала «жаворонков» к шесту и, раскачивая самодельных птиц, восклицала:

Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну-красну,
Зима надоела,
Весь хлеб поела.

Затем выпеченных птиц крошили и раскидывали по сторонам. В этот день и вправду можно было услышать трезвон полевого жаворонка. Журчит, переливается, сверлит высь неба так, что у слушателя сердце зайдется от радости. За солнечные, заздравные гимны эта простенькая птичка-невеличка искони на Руси почитается символом Родины, патриотизма. В героической «Задонщине» жаворонок возвещает победу, одержанную русским оружием. «О жаворонок, летняя птица, красных дней утеха, возлети под небеса, посмотри к стольному граду Москве, воспой славу». Это – одно из волнующих мест стариннейшей повести. «Сколько проталинков – столько и жаворонков», - уверяет старозаветная молва.

На Сороки с новой силой звучали хороводные, «сборные» песни. Их назначение – приглашать в хоровод. Ведь посиделки кончились на масленицу, и теперь хороводные игры способствуют веселью и встречам. Для хороводов выбирают место повыше – пригорки, бугры. Там суше и виднее. Такие горки чаще всего называют красными, особенно торжественными. Танцующие наряжаются в самое лучшее. Молодые красуются юностью, старые вспоминают былые дни.

А. Стрижев

Заклички

Жаворонки, жаворонки,
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!

Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.

Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!

Ты пчелынъка,
Пчелка ярая!
Ты вылети заморе,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимынъку,
Зимынъку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, принесите нам
лето теплое.

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.

Весна весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

ИГРЫ

ИГРА «АЙ ДА ПТИЦА, ЧТО ЗА ПТИЦА! »

Дети стоят в кругу. Водящий, взяв в руки любой предмет, кладет его на пол и говорит:

Ай да птица, что за птица!
Что за птица за орел!
Сосед поднимает предмет и быстро отвечает:
Ай да птица, что за птица!
Что за птица — ворон!

Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не назовут по птице. Из игры выбывает тот, кто повторится или ошибется. Можно усложнить правила игры, предложив называть только перелетных птиц (зимующих, водоплавающих, хищных и т. п.).

ИГРА «ЛЕТЯТ, ЛЕТЯТ»

Ребята слушают прибаутки о летящих птицах и насекомых, и должны говорить: «Летят, летят», – и поднимать руки. Кто из детей будет невнимателен и ошибется, поднимет руки по ошибке, – в игре больше не участвует.

Скворцы летят,
На всю Русь кричат:
– Это мы! Это мы!
Возвращаемся в домы!

Можно называть других птиц и животных, например: вороны, страусы, лягушки, жуки, котята, черепахи летят.

Булочки «Жаворонки»

Дрожжи развести в теплой воде, добавить муку, сахар, растительное масло, ванилин, немного морковного сока для цвета и замесить тесто (оно должно быть более плотной консистенции, чем обычное постное тесто).

Дать ему подняться, затем раскатать на посыпанной мукой поверхности и нарезать полосками длиной 15 см и шириной 2 см.

Каждую полоску завязать узелком так, чтобы сверху получилась «головка птички».

На нее прилепить 2 изюминки - «глаза», на конце полоски - «хвосте» - провести ножом несколько неглубоких линий.

Жаворонки посыпать сахаром и выпечь в духовом шкафу.

Можно сформовать и символизирующее тепло - «солнышко»: кусочки теста раскатать в виде кружочка, прилепить «лучики», а из изюминок сделать «глаза» и «ротик».

ТРОИЦА

День Свято́й Тро́ицы, Пятидеся́тница, Неде́ля святой Пятидеся́тницы, иногда Духов день - один из главных христианских праздников.

Православные церкви празднуют День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи. Праздник входит в число двунадесятых праздников.

Праздник проводится на лесной поляне. Центр поляны - импровизированная сцена, посреди которой установлено деревце-берёзка. До начала представления идёт фонограмма, русские народные песни о березке. Детям можно предложить конкурс на самый оригинальный венок или букет из трав. В этот день девочки могут «покумиться», стать друг другу как родные сестры. Стоит продумать троичное угощение для детей – яичницу или омлет.

Оборудование: ленты, цветы, венки, скатерть, яйца, кукла-«кукушка».

КЛАССИКИ О ПРАЗДНИКЕ

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или семицкою неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия, как ни с одним из других праздников, кроме святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, на которые приходится-падает Троицын день, особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпадает в этом случае с христианскими праздниками, дал повод для объединения их с собою. Мало-помалу древнее почитание весны богини весны-златокудрой Лады – было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

А. Коринфский

В Троицу уходили куда-нибудь за деревню в березовый перелесок, где вплетали в зеленые березовые косы красные яркие ленты, сверху надевали ситцевый платочек, и под этой березой молодые девки с парнями водили «карагоды», под ней же и щедро потчевались, и непременными на праздничной «скатерти-самобранке» были яйца – как на Пасху, крашеные, расписанные яйца-писанки, в росписи которых уже бессознательно выжили древнейшие славянские символы-обереги, образно воплощающие Вселенную с Мать сырой-землей, с верхними и нижними водами, хотя уже само яйцо без росписи являлось символом Мира, символом Солнца, символом нарождения новой жизни.

Это был один из самых впечатляющих русских праздников, когда от плача и причета по усопшим переходили к песням и буйным, как вешняя зелень, пляскам, когда очистительно горюнилась, страдала, а потом живительно ликовала русская душа, всякий раз вновь обреталась, укреплялась, чтобы вновь и вновь дивить мир своей невиданной силой и красой, заключенной в редчайшем терпении, в любви и жалости ко всему сущему на земле. И как все же скорбно, как непостижимо умом, что этот праздник, а равно и зимние святки и весенняя масленица, дивные по своей величавой, буйной обрядово-поэтической красе, народившись в славянской древности веков за двадцать пять до нынешнего времени, переборов христианское неприятие, в теперешнем же веке за какие-то два-три десятка лет исчезли из народной жизни. Двадцать пять веков жили, а тут на тебе, разом канули, как и почти канула, едва уже теплится и сама народная культура, выраженная и в устном слове, и в прикладном творчестве. Все это наводит невольно на мысль о какой-то воистину злой воле, по старанию которой и уходит в небытие национальная культура, а вместе с ней и сама нация. Но при оптимистическом взгляде можно все же надеяться, что наступит и пробуждение от «мертвого сна» - и как в древних сказках просыпается изрубленный на куски богатырь, орошенный «живой водой», так и проснется наша великая Россия, Русь.

А. Байбородин

Хороводные песни

«Во поле береза стояла»

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла. (2 р.)
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю. (2 р.)
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка. (2 р.)
Четвертую балалайку.
Пойду на новые сени.
Люли, люли, на сени. (2 р.)
Стану в балалаечку играти,
Стану я старого будити,
Люли, люли, будити: (2 р.)
«встань ты, мой старый, проснися,
Борода седая, пробудися,
Люли, люли, пробудися. (2 р.)
Вот тебе помои, умойся,
Вот тебе рогожка, утрися,
Люли, люли, утрися. (2 р.)
Вот тебе лапотки, обуйся,
Вот тебе шубенка, оденься.
Люли, люли, оденься». (2 р.)
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла. (2 р.)
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю. (2 р.)
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три годочка. (2 р.)
Четвертую балалайку;
Пойду на новые сени,
Люли, люли, на сени. (2 р.)
Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити,
Люли, люли, будити: (2 р.)
«встань ты, мой милый, проснися.
Ты, душа моя, пробудися,
Люли, люли, пробудися. (2 р.)
Вот тебе водица, умойся,
Вот те полотенце, утрися.
Люли, люли, утрися. (2 р.)
Вот тебе башмачки, обуйся,
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Люли, люли, оденься…» (2 р.)

«Вселиственный мой венок»
(Белгородская область)

Вселиственный мой венок,
Ладо ладо, мой венок,
Вселиственннй дорогой,
Ладо ладо, дорогой.
Он дорогой, золотой,
Со золотом совитой.
Куда венок положить?
Положу венок в тереме же,
Во тереме же каравать,
У батюшки в головах.
Вот там вянку местечкя,
Вот там венок не обомнут,
Вселиственный не оботрут.
На поле ягоды горели
А я, млада, там была,
Я там была, тушила,
Ведром воду носила.
Сколько в ведре водицы —
У батюшки правдицы.
Вселиственный мой венок,
Вселиственный дорогой,
Он дорогой, золотой,
Со золотом совитой.
Куда венок положить?
Положу венок в тереме,
Во тереме кровать,
У милого в ногах.
Вот там венку не местечко,
Вот там венок обомнут,
Все золото оботрут.
В поле ягоды горели,
А я, млада, там была,
Я там 6ыла, тушила,
Решетом воду носила.
Сколько в решете водицы —
у милого правдицы.

Игры на Троицу

Горелки

Играя в горелки, вставали парами (чаще парень с девушкой) - длинной вереницей, брали друг друга за руки. «Горящий» становился впереди пар на несколько шагов, и ему нельзя было оглядываться.

В это время играющие хором произносили закличку:

«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – птичка летит,
Колокольчик звенит».
Или:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле –
Гляди в поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо –
Звезды горят,
Журавли кричат –
Гу-гу, убегу.

«Раз, два, не воронь, Беги, как огонь»

При словах «глянь на небо» водящий смотрел вверх, а в это время последняя пара разъединяла руки и бежала вдоль вереницы, чтобы успеть добежать, встать впереди первой пары и соединить руки. Но «горящий» должен был этому помешать, так как если они успеют это сделать, то ему придется водить опять. Поэтому «горящий» бросался за той парой, которая разъединила руки, чтобы схватить себе пару. Достаточно было коснуться руки убегающего, как «горящий» вместе со своей парой становятся впереди вереницы, а для нового «горящего» опять начинают закличку.

«Майское дерево»

Красивая и старинная игра на Троицу, характерная для разных христианских народов, - «Майское дерево», или, как его еще называли, «Троицкая береза».

Это высокое дерево или столб, которое устанавливали к празднику и наряжали - листьями, цветами. Существовали традиции похищать «Майское дерево», а еще - соревноваться в том, кто быстрее залезет к самой его верхушке.

ОСПОЖИНКИ

Осени́ны, Оспожинки - день народного календаря восточных славян, по времени проведения совпадающий с христианским праздником Рождества Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября. Праздник урожая, гостевания, угощения; окончание уборки яровых хлебов и огородных культур; встречи осени. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу.

Во время проведения праздника, можно, спланировать проведение ярмарки даров осени, угощение участников. Зал оформлен в виде русской избы. На столе стоит сноп и каравай, висят косы с луком и чесноком, в корзинах лежат овощи. Детей встречает ведущий в русском народном костюме.

Инвентарь: пшеничный сноп, ленты, серп, грабли, каравай.

КЛАССИКИ О ПРАЗДНИКЕ

На Спожинки - там, где к этому времени заканчивается жатва, - по деревням устраивают «мирскую складчину», варят «братское пиво» и пекут праздничные пироги из новой муки. На пирушки созываются все родные и добрые соседи - «пировать Успенщину». В урожайные годы в этот день ко¬лют купленного на мирские деньги барана. В старину в этот день крестьяне собирались гурьбою на боярский двор, где и праздновалось окончание жатвы, сопровождаясь особыми, приуроченными к тому обрядами. Жницы обходили все дожатые поля и собирали оставшиеся несрезанными колосья. Из последних свивался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке, и затем все шли с песнями к господской усадьбе. По дороге толпа увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо хором выходил боярин с боярынею и с боярышнями и приглашал жниц во двор, принимая венок и сноп, которые после этого и ставились в покоях под божницею. Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам.

А. Коринфский

Загадки

 

На поле ногайском,
На рубеже татарском
Стоят столбы точёные,
Головки золочёные.

(Рожь или пшеница)

На поле ногайском,
На рубеже татарском
Лежат люди побитые,
Головы обриты.

(Снопы)

Бабушка Андреевна,
Сгорбившись, стоит,
Ноженьки – в земелюшку,
Рученьки расширила,
Всё хочет схватить.

(Соха)

Железный нос в землю врос;
Роет, копает, землю разрыхляет.

(Плуг)

В поле едет на спине,
А по полю на ногах.

(Борона)

Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку.

(Коса)

Сто братьев
В одну избушку
Соткнулись ночевать.

(Зёрна в колосе)

Летят гуськи, дубовые носки,
Летят и говорят: «То-то мы, то-то мы».

(Молотят цепами)

Липинка да дубок,
Посередине – говядинка.

(Цеп)

Маленький, горбатенький,
По ниве бежал, каждый колос задрожал.

(Серп)

Баба Яга, вилами нога,
Весь мир кормит – сама голодная.

(Соха)

Брат брата трет,
Белая кровь течет.

(Жернова)

Стоит сноха и ноги развела:
Мир кормит, сама не ест.

(Соха)

Зубасты, а не кусаются.

(Грабли)

Птица Юрица
На ветер глядит,
Крыльями машет,
Сама ни с места.

(Мельница)

 

Песня – игра

 

Девушки, девушки,
Молоденькие жнеюшки,
Жнеи молодые, серпы золотые.
Жали пожинали, песню запевали.

 

(Выходят девочки с серпами и снопами, обыгрывают, поют).

 

Жницы не дремали,
Жницы жито жали.} 2 раза
Связали снопами,
Связали снопами} 2 раза

 

(Снопики вяжут в один сноп и отдают с поклоном хозяйке, отходят назад).

 

Хозяйка: Жали - пожали, три пряди нажали.
Одну на снопок ( показывает)
Другую в горшок (обыгрывает).
А треть на венок.

 

(Берет сплетенный из колосьев венок и с девочками под пение общее возлагает его себе на голову).