Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как правильно разработать выездную экскурсию (методические рекомендации

«Экскурсия (от лат. ехcursio) - поездка) - коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т.п. в учебных или культурно-просветительских целях под руководством экскурсовода», - такое определение экскурсии дается в «Энциклопедии туриста», изданной научным издательством «Большая Российская энциклопедия» в 1993 г.

Более глубокое пояснение сущности экскурсии приводится в «Словаре русского языка» (1988). В нем говорится: «Экскурсия - организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью».

Крупный теоретик и организатор экскурсионного дела в Советском Союзе и современной России Б.В. Емельянов (1985) под сущностью экскурсии понимает «наглядный процесс познания окружающего нас мира», связанный с заранее подобранными объектами, которые изучают на месте их расположения. И далее: «Экскурсия - это целенаправленный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений».

Из вышеприведенных дефиниций «экскурсии» становится ясно, что специфика любой экскурсии заключается в единстве показа и рассказа. И если отсутствует показ, то этот вид культурно-просветительной и учебной работы, каковой является экскурсия, перестает ею быть, а превращается в лекцию или беседу. В первичности показа состоит специфика экскурсионного метода. Но лишенная глубокого анализа, пояснений, объяснений увиденного экскурсия предстанет перед ее участниками просто осмотром достопримечательностей. Сущностью экскурсии является органическое неразрывное единство в ней показа с рассказом.

Экскурсия – это целенаправленный, заранее запланированный процесс. Признаки экскурсии:

- протяженность по времени проведения от одного часа до одних суток; - наличие экскурсионной группы;

- наличие квалифицированного руководителя – специалиста в определенной отрасли знаний, обязанности которого выполняет экскурсовод;

- показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений, обязательный выход экскурсантов из автобуса для непосредственного наблюдения объектов;

- передвижение участников мероприятия по заранее составленному маршруту;

- целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

Важнейшими элементами экскурсии являются показ объектов и рассказ о них.

Осмотр – это поверхностное, чаще всего бесплановое знакомство с памятными местами. Показ – это более глубокое ознакомление с объектами. Показ на экскурсии представляет собой наблюдение объекта под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода). При осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе же он не только видит памятник, но при помощи экскурсовода различает в нем разные стороны, части, принимает участие в их анализе.

Показ

наблюдение ознакомление с экспонатами прием зрительной

достопримеча- «портфеля экскурсовода» реконструкции

тельностей

Особенности показа на экскурсии:

1. Активность показа

2. Логическая последовательность показа

3. Опережающая роль показа

Виды наглядности в экскурсии:

1. Предметные подлинные средства – памятники истории и культуры, все те реальные объекты, которые являются основой показа и служат предметом экскурсионного анализа.

2. Изобразительные средства – дополнительный иллюстрационный материал по данной теме, который включен в «портфель экскурсовода».

Рассказ является дополнением к анализу зрительного материала, он особенно необходим в тех случаях, когда зрительный материал по теме плохо сохранился или совсем утрачен, рассказом нельзя злоупотреблять, делая его очень пространным, нельзя при самой сложной теме превращать экскурсию в лекцию.

Особенности рассказа:

1. Зависимость рассказа от скорости передвижения экскурсионной группы.

2. Подчиненность рассказа показу.

3. Использование в рассказе зрительных доказательств.

Классификация экскурсий:

1. По содержанию:

- обзорные (многоплановые) – например, «Город мой – гордость моя»;

- тематические – например, «Белгород в годы Великой Отечественной войны»

2. По составу участников:

- для взрослой аудитории или для детей;

- для местного населения или для приезжающих туристов;

- для городского или сельского населения

3. По месту проведения:

- городские (обзорные, тематические);

- загородные (расстояние до конечного пункта следования не должно превышать 100 км);

- производственные (заводы, разработки полезных ископаемых, фабрики и т.д.);

- музейные

4. По способу передвижения:

- пешеходные;

- с использование различных видов транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи, речные теплоходы, ж/д поезда, поезда метрополитена)

5. По форме проведения:

- экскурсия-массовка;

- экскурсия-прогулка и пр.

Для разработки новой экскурсионной темы создается творческая группа экскурсоводов в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем. Целесообразно обязанности в процессе подготовки экскурсии распределить в соответствии с определенными подтемами. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов.

Технология подготовки экскурсии

1. Определение цели и задач экскурсии

Цель – это конечный результат сознательной деятельности человека или группы людей. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты, это ориентир для рассказа экскурсовода по теме. У одной экскурсии может быть несколько целей, например, показ исторической роли города и знакомство с его архитектурными особенностями. Но ставить более трех целей в экскурсии не целесообразно, можно не достигнуть ни одной.

Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Если целью городской обзорной экскурсии, разработанной для школьников, является воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине», то ее задачами – знакомство экскурсантов с историей возникновения города, выдающимися людьми, жившими и творившими в нем, достижениями в экономике и др.

2. Выбор темы

Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Выбор темы зависит от спроса, заказа, целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Тему экскурсии не следует смешивать с ее названием. Задача темы – сконцентрировать внимание на определенном круге объектов и событий, последовательном и логическом изложении материала. Задача названия – активизировать внимание экскурсантов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к предстоящей экскурсии.

При определении названия экскурсии следует избегать:

- Применения различного рода штампов, обезличивающих тему;

- Использования сокращений слов, аббревиатур;

- Применения иностранных, заимствованных слов, которые могут вызвать нежелательные ассоциации.

Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизведения, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.

3. Отбор литературы и составление библиографии

Источники для сбора материалов по теме:

1. Краеведческая литературы

2. Публикации краеведов в периодической печати

3. Художественная литература

4. Экспозиции музеев

5. Архивные и статистические материалы

6. Консультирование у специалистов по спорным, не до конца ясным проблемам содержания экскурсии

Особо следует обратить внимание на важность при сборе материалов точных указаний на их источник: библиографическое описание книг и статей из газет и журналов, адреса и телефоны музеев, специалистов, консультировавших творческую группу, и др.

4. Изучение и отбор экскурсионных объектов

В качестве экскурсионных объектов могут использоваться:

- природные объекты - геологические обнажения, леса и отдельные виды деревьев, кустарников, грибов, луга и степи, долины рек и составляющие их части, озера, водная растительность, горы и ледники, карстовые пещеры и многое другое;

- произведения архитектуры и градостроительства — гражданские здания, дворцы, замки, кремли, крепости, мавзолеи, триумфальные арки, соборы, церкви, часовни, монастыри, фонтаны, надгробные сооружения, садово-парковые ансамбли, произведения монументальной живописи и скульптуры и т.д.;

- улицы и площади городов и поселков;

- здания и сооружения, связанные с крупнейшими историческими событиями в жизни народов России;

- скульптурные памятники, установленные в честь знаменательных событий или знаменитым людям;

- экспозиции краеведческих музеев, музеев изобразительных искусств и декоративно-прикладного искусства, картинных галерей;

- археологические памятники — городища, земляные валы, дольмены на Кавказе, курганы, каменные бабы, древние рисунки, высеченные на скалах, камнях, и т.п.

В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов необходимо учитывать значение каждого из них для раскрытия освещаемой темы.

Оценка объектов проводится по следующим критериям:

- познавательная ценность объекта, т.е. связь объекта с конкретным историческим событием;

- известность объекта, например, памятник тысячелетия России в Новгороде, мемориал на Мамаевом кургане в Волгограде, исток Волги в Тверской области и др., с которыми обязательно хотят познакомиться экскурсанты;

- экзотичность объекта, его неповторимость;

- выразительность, под чем подразумевается внешняя выразительность самого объекта или его особое - взаимодействие с окружающей средой;

- сохранность, современное состояние объекта, возможность и целесообразность его включения в маршрут экскурсии в том состоянии, в котором он находится;

- месторасположение, удобство подъезда к нему, состояние подъездной дороги, наличие мест для стоянки транспорта и размещения группы при осмотре объекта.

Объекты подразделяют также на основные и дополнительные. Основные — это те, без которых невозможно раскрыть тему экскурсии. Как правило, на показе основных объектов раскрываются подтемы экскурсии. Дополнительные объекты помогают рассказать об отдельных эпизодах, фактах, локальных событиях, обогащающих экскурсию конкретными деталями. Не рекомендуется включать в показ объекты, не связанные с темой, поскольку они отвлекают внимание экскурсантов и нарушают стройность экскурсии. В экскурсионной практике принято в двух-трехчасовой обзорной городской экскурсии использовать 15 - 30, в тематической - 10 - 15 объектов. В экскурсии не следует стремиться к чрезмерному увеличению числа объектов показа, это мешает глубине освещения темы. Недостаточное же их количество не создает полноценного зрительного ряда, что также не способствует повышению качества экскурсии.

После оценки экскурсионных объектов и изучения литературных источников, связанных с ними, на каждый объект составляется карточка.

1. Наименование объекта. Если объект переименовывался, например, улица, то первоначальное название.

2. Исторические события, связанные с объектом, их даты.

3. Местонахождение объекта (адрес).

4. Описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, размеры, тексты надписей на памятнике).

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных (библиографическое описание литературных и архивных материалов).

6. Сохранность объекта.

7. Охрана памятника (на кого возложена, каким решением).

8. Фотография или другой иллюстративный материал.

9. Дата составления карточки экскурсионного объекта, фамилия составителя.

5. Разработка маршрута экскурсии

Экскурсионный маршрут представляет собой путь следования экскурсионной группы. Необходимо стремиться сделать его компактным, чтобы не допускать слишком длинных проездов или проходов между объектами показа. Их время не должно превышать 10 - 15 мин. Маршруты строятся по хронологическому, тематическому и тематико-хронологическому, или комплексному, принципу. Ввиду разбросанности объектов по городу выдержать хронологический принцип при составлении маршрута довольно сложно или даже невозможно. Преимущественно используется тематический принцип, с учетом которого разработано большинство тематических экскурсий. Тематико-хронологический принцип применяется так же часто, особенно при подготовке городских обзорных экскурсий. В них хронологическая последовательность показа объектов и ведения рассказа может соблюдаться только внутри отдельных подтем. При разработке маршрута следует избегать повторных проездов по одной и той же улице или мимо одного и того же экскурсионного объекта.

При разработке маршрута следует избегать повторных проездов по одной и той же улице или мимо одного и того же экскурсионного объекта. Но этого не всегда можно добиться.

Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами показа (в условных знаках) и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии (см. Приложение 1.). На схеме еще может быть указана скорость движения автобуса: «медленная» (около 30 км/ч), «средняя» (40 - 45 км/ч), «быстрая» (около 60 км/ч). Указание на скорость движения автобуса особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсоводами.

6. Объезд/обход маршрута

При организации объезда/обхода маршрута перед членами творческой группы стоят следующие задачи: ознакомится с улицами, площадями, по которым проложен маршрут; уточнить место, где расположен объект, а также место остановки автобуса или группы; освоить проезд на автобусе к объектам и местам стоянок; провести хронометраж времени, которое отводится для показа каждого объекта, его словесной характеристики и передвижения автобуса/группы между объектами; проверить целесообразность использования отобранных методических приемов показа; выбрать лучшие точки для расположения экскурсионной группы и показа объектов.

7. Подготовка контрольного текста экскурсии

Определив маршрут следования, члены творческой группы приступают к составлению контрольного текста экскурсии. В такой текст необходимо включить основные положения, фактический материал для полного и глубокого раскрытия всех подтем и вопросов, входящих в экскурсию. Практически контрольный текст любой экскурсии представляет собой подробный материал к экскурсии.

8. Комплектование «портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» - условное название комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в пакете или небольшом портфеле. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие зрительные звенья при показе. В него включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции промышленных предприятий (если они невелики по размеру), гербарии, коллекции минералов.

9. Определение методических приемов проведения экскурсии

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется наличием зрительных объектов, возможностью раскрытия подтемы на конкретном объекте.

В тех случаях, когда объект не сохранился или его внешний вид значительно изменился за время, прошедшее с момента возведения, при показе обычно используется прием реконструкции. Если же ставится задача подчеркнуть значительную высоту, размеры здания, уместно использовать прием сравнения - сопоставить его с другим многоэтажным домом, размеры которого легко воспроизводятся в сознании экскурсанта. Когда появляется необходимость яснее представить событие прошлого, четче определить его значение, привязать историческое событие к конкретному месту, лучше всего использовать прием локализации событий. Экскурсоводу рекомендуется обратить внимание группы на то, что именно здесь, у этого дома, произошло такое-то событие.

10. Составление методической разработки

После завершения предварительной работы ее авторы приступают к составлению методической разработки – документа, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какие методические приемы следует применить для того, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно и эффективно.

Экскурсовод, готовясь к своей первой экскурсии на данную тему, найдет в методической разработке конкретные советы по структуре мероприятия - в какой последовательности вести показ и рассказ, какие наглядные материалы из «портфеля экскурсовода» и в какой момент лучше всего продемонстрировать. Здесь же содержатся рекомендации по технике проведения экскурсии - расположении экскурсионной группы около объектов, скорости движения экскурсантов на маршруте, пути следования группы от объекта к объекту.

Методическая разработка в краткой форме излагает требования экскурсионной методики к построению конкретной экскурсии с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Рекомендации этого документа по методике проведения экскурсии на определенную тему обязательны для исполнителей (экскурсоводов). Высокое качество методической разработки - одно из важных условий повышения эффективности экскурсионной работы. Без наличия такого документа, как методическая разработка, экскурсия на данную тему не может проводиться.

Если в контрольный текст экскурсии включается все, что должен сказать экскурсовод, то методическая разработка содержит советы, когда и как организовать показ включенных в маршрут экскурсионных объектов, как, вести рассказ об этих объектах и о событиях, с ними связанных, как демонстрировать наглядные пособия.

В методической разработке указываются цель и тема экскурсии, перечисляются объекты показа, формулируются подтемы и включенные в них основные вопросы, называется общая продолжительность экскурсии и время, отводимое на каждую из ее частей, перечисляются методические приемы показа и рассказа, даются советы по их использованию.

Маршрут экскурсии Остановка Объекты показа Продолжительность экскурсии Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

11. Составление индивидуальных текстов (составляется по той же схеме, что и общий текст экскурсии)

12. Прием/сдача экскурсии

Прием/сдача экскурсии творческой группой

Сдача новой экскурсии обычно поручается руководителю творческой группы. Прием/сдача экскурсии проводится в форме товарищеской дискуссии, открытого обмена мнениями

13. Утверждение экскурсии

Список литературы

1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 272 с.

2. Основы экскурсоведения: Учебное пособие / Р.А. Дьякова, Б.В. Емельянов, П.С. Пасечный; Под ред. Б.В. Емельянова. – М.: Просвещение, 1985. – 256 с.

В написании работы были использованы материалы лекций курсов туристических маршрутов.

Приложение 1.

Технологическая карта.
Схема маршрута обзорной экскурсии
по г. Ростов-на-Дону

Источник:

Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – С. 71