Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пояснительная записка

Курс «Основы музейного дела» разработан для руководителей школьных музеев, начинающих создание этнографического уголка или музея, а также отдельные темы могут быть использованы при прохождении студентами ВУЗов музейной практики.

Курс рассчитан на 5 дней при шестичасовом рабочем дне.

Лекционные и практические занятия ведут заведующие отделами музея.

По окончании курса слушателям выдаётся справка с указанием содержания изученного материала.

I. Организационно-методический раздел.

1.1. Цели и задачи изучения курса «Основы музееведения».

Целью курса является освоение слушателями особенностей музейной деятельности, ознакомление с системой оформления музейной документации.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, культурно-образовательной и научно-методической работы в музее.

2. Ознакомить с оформлением учётной документации, работой с картотекой.

3. Создать у слушателей чёткое представление об организации научно-исследовательской деятельности.

4. Научить проводить простейшие социологические исследования.

5. Ознакомить с системой повышения квалификации работников.

II. Требования к освоению курса, основным знаниям и умениям.

В результате изучения курса «Основы музееведения» слушатели должны знать:

- методику комплектования, типы музейных коллекций, структуру музейного фонда;

- основные этапы и приёмы создания экспозиции;

- основные направления и программы культурно-образовательной работы в музее;

- сведения о современных информационных технологиях.

Должны уметь:

- описать предмет, работать с картотекой, составить акт, сделать запись в инвентарной книге;

- разработать сценарий мероприятия или музейного урока;

- создать мини- выставку или экспозицию, создать виртуальную экскурсию;

- разработать личный творческий план (самообразование).

III. Объём курса и виды учебной работы.

1. Общий объём курса – 30 часов.

2. Лекции – 20 часов.

3. Практикум – 8 часов.

4. Подведение итогов (зачёт) – 2 часа.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Научно-фондовая работа в музее.

1. Законодательство РФ о музейном фонде и музеях.

Создание правовой базы для сохранения и развития отечественной культуры. Законодательные акты, относящиеся к деятельности музеев.

2. Задачи, цели и направления научно-фондовой работы музея.

Своеобразие научно-фондовой работы. Нормативные документы. Задачи и цели фондовой работы. Основные направления научно-фондовой работы. Содержание научно-фондовой работы. Обеспечение научно-фондовой работы.

3. Фондово-закупочная комиссия.

Компетенция ФЗК. Организация работы ФЗК. Состав ФЗК.

1 час.

4. Научная организация музейного собрания.

Состав музейного собрания, его соответствие профилю музея. Научная классификация памятников. Музейные коллекции, их типы. Структура музейного собрания: основной фонд, научно-вспомогательный фонд, фонд материалов временного хранения, коллекционный фонд, обменный фонд, архивные фонды, научная библиотека. Научно-справочный аппарат фондов.

1 час.

5. Научное комплектование музейного собрания.

Задачи и цели комплектования. План комплектования: текущий, перспективный. Способы комплектования фондов. Формы комплектования. Экспедиция как форма комплектования. Этапы комплектования фондов. Выявление и отбор предметов музейного значения. Методика отбора предметов музейного значения. Оформление результатов комплектования.

1 час.

6. Учёт музейных фондов.

Цели и задачи учёта. Состав учётной документации. Методика проведения основных учётных операций. Виды, формы и методы учёта. Инструкция по учёту и хранению музейных ценностей. Маркировка музейных предметов. Сверка наличия музейных коллекций с учётной документацией.

1 час.

7. Хранение музейных предметов.

Общие правила хранения. Организация охраны музейных помещений. Оборудование экспозиционных залов. Требования к оборудованию фондохранилищ. Режим музейного хранения: температурно-влажностный режим, световой режим, биологический режим, загрязнение воздуха. Комплексное хранение. Раздельное хранение. Топографические описи. Картотека фондохранилища. Транспортировка и упаковка музейных предметов.

8. Реставрация и консервация музейных предметов.

Реставратор. Реставрационные мастерские. Реставрационный совет. Документирование реставрационных работ.

1 час.

9. Изучение музейных предметов.

Задачи и цели изучения музейных предметов. Формирование системы знаний о музейном предмете. Методы изучения музейного предмета: атрибуция, классификация, систематизация, интерпретация, описание. Научная инвентаризация музейных предметов и музейных коллекций. Исследование состава коллекций. Разработка классификационной схемы. Создание системы научно-справочного аппарата музейного собрания. Подготовка каталога коллекции. Составление научного паспорта. Ввод информации в автоматизированный банк данных музейного собрания.

1 час.

Итого: 6 часов.

Культурно-образовательная деятельность музея

I. Основные этапы культурно-образовательной деятельности отечественных музеев.

Просветительная модель: 1870-е-1890-е – середина 1920-х гг. Политизированная модель: 1920-1950-е гг. Информативная модель: 1960-е – середина 1980-х гг. Коммуникативная модель: конец 1980-х – 2000 г.

1 час.

II. Культурно-образовательная деятельность как важный элемент музейной коммуникации. Цели, задачи и направления культурно-образовательной работы. Формы культурно-образовательной деятельности.

1. Направления, формы и методы образовательной деятельности. Экскурсия как форма образовательной деятельности музея, ее специфика. Классификация экскурсий: обзорные, тематические, учебные. Подготовка экскурсии: определение темы, целей и задач, составление библиографии, сбор материала по теме, составление развернутого плана и текста экскурсии. Проведение экскурсии. Мастерство экскурсовода.

2. Другие базовые формы культурно-образовательной деятельности. Лекция: подготовка к лекции, использование музейных материалов, технических средств. Лекция на базе музея. Выездная лекция. Цикл лекций. Клуб: виды клубов, положение о работе клуба, определение тематики заседаний, участие членов клуба в деятельности музея. Кружок.

3. Конкурс (олимпиада, викторина), музейная гостиная, литературный вечер, театрализованный праздник, мастер-класс. Подготовка сценария мероприятия. Оформление зала для проведения мероприятия. Использование дидактического материала и технических средств во время проведения мероприятия.

1 час.

III. Взаимодействие музея с образовательными учреждениями.

Информирование специалистов системы образования о деятельности музея. Планирование совместной деятельности. Образовательные программы. Особенности работы с дошкольниками, учащимися и студентами.

IV. Музей и семья.

Цели и задачи работы музея с семьёй. Построение системы взаимодействия с семьёй. Музейные уроки по народной культуре. Лекции для родителей. Театрализованные праздники с участием детей и родителей.

1 час.

V. Документация культурно-образовательного отдела.

Виды учетной документации культурно-образовательного отдела. Ведение журнала заявок на экскурсии и мероприятия, составление графиков посещения музея образовательными учреждениями. Ведение журналов учета посетителей, лекций, экскурсий. Ведение картотеки посещаемости музея образовательными учреждениями.

1 час.

VI. Рекламная деятельность музея

Работа со СМИ. Издание материалов музея. Адресная реклама.

1 час.

Итого: 6 часов.

Научно-экспозиционная и выставочная деятельность музея

1. Музейная экспозиция.

Основные понятия: экспонат, музейная экспозиция, экспозиционный материал, тематическая структура, экспозиционный комплекс, выставки. Методы построения экспозиции. Виды экспозиционных материалов.

1 час.

2. Научное проектирование экспозиции.

Этапы научного проектирования экспозиции. Художественное проектирование: генеральное решение, эскизный проект. Художник и экспозиционер. Техническое и рабочее проектирование. Разработка научной концепции, расширенной тематической структуры, тематико-экспозиционного плана. Пробная экспозиция.

1 час.

3. Выставочная деятельность.

Основные функции выставки в музее. Формы и виды выставок. Выставочная работа музеев в современных условиях.

1 час.

Итого: 3 часа.

Научно-методическая деятельность музея.

1. Задачи и содержание научно-методической работы, обобщение, унификация типовых приёмов музейной деятельности, изучение и обобщение передового опыта отечественных и зарубежных музеев.

1 час.

2. Разработка частных методик, консалтинговая деятельность.

3. Система повышения квалификации сотрудников. Курсовая подготовка. Самообразование. Наставничество. Индивидуальное стажирование, организация семинаров, чтений, конференций.

1 час.

4. Научно-исследовательская деятельность музея. Направления научно-исследовательской деятельности, её организация. Деятельность научно-методического совета.

1 час.

5. Современные информационные технологии в музее. Интернет в музее. Музей и электронные публикации.

1 час.

6. Музейная социология. Современные социологические проблемы в музее. Методика сбора первичной социологической информации в музее.

1 час.

Итого: 5 часов.

Практикум

1. Научно-фондовая работа.

Атрибуция, классификация, систематизация музейных предметов. Составление акта, работа с картотекой.

2 часа.

2. Экспозиционно-выставочная работа

Создание мини-выставки.

2 часа.

3. Культурно-образовательная работа.

Подготовка сценария мероприятия.

2 часа.

4. Научно-методическая работа.

Создание виртуальной экскурсии по разделу музея. Вариант: разработка личного творческого плана.

2 часа.

Итого: 8 часов.