Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В последнее десятилетие (время) в музейной педагогике в числе базовых форм утвердился «музейной урок», который направлен на включение музейной аудитории в активную деятельность. Подобная форма в основном ориентирована на школы, гимназии, лицеи, колледжи.

В 1934 г. Т. Самсонов дал определение «музейного урока» – это обычный нормальный урок, отличающийся от рядового только тем, что он проводится не в помещении школы, а в музее и на музейном материале. Интерпретация данного понятия вполне логична, но как быть с настоящим временем, с изменениями в музееведческой структуре и педагогике, с видимыми культурными потребностями общества?

Несмотря на активное распространение и внедрение в практику музейного урока, в музееведческой литературе до сих пор нет ни обобщающего труда, ни точного определения данного понятия, ни методических рекомендаций по разработке и содержанию такой формы музейной коммуникации. Или, по крайней мере, он нам не известен.

Анализируя опыт ведущих музеев России и зарубежья, научных сотрудников ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры» в данной работе, мы постараемся обобщить и структурировать материал в рамках разработки методических рекомендаций к музейным урокам.

При использовании такой формы в музейной практике очень важно разграничить понятия «школьный урок» и «музейный урок» с целью реализации образовательно-воспитательной функции музея на базе его музейного собрания. М.Ю. Юхневич выделила основные различия музейной и школьной сфер образования, которые рассматриваются по принципу взаимодополнения. К ним относятся следующие:

- школа призвана дать базовое образование во всех областях знаний на основе достаточно регламентированных программ, тогда как музей дает избирательное образование;

- по сравнению с информационным подходом, который преобладает в школе, в музее образование осуществляется через расширение чувственно - эмоционального опыта человека, развитие способности к ценностному переживанию, эстетической реакции, визуальному восприятию и постижению «языка вещей»;

- в школе общение участников образовательного процесса носит в основном вербальный характер, музей же не только компенсирует избыток вербальности, но и предоставляет школе редчайшую возможность - учить детей извлекать знания, опираясь на первоисточник, не верить «на слово»;

- образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где человек ощущает свою сопричастность к культуре и возможность диалога с ней;

- в отличие от классно-урочного типа поведения в школе, музей предлагает иной регламент, основанный на признании особого музейного этикета, пространственном перемещении, возможности включения в игровую или творческую деятельность непосредственно на экскурсии.

Итак, обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенность музейных уроков состоит в том, что это область взаимного обогащения двух сфер жизни - образования и культуры. Таким образом, музейный урок – это базовая форма музейной коммуникации, направленная на учащихся школ, гимназий, лицеев, училищ, студентов колледжей, при которой в течение точно установленного времени (40-45 минут) научный сотрудник способствует образованию музейной аудитории путем включения в активную деятельность на базе экспозиции, с использованием дополнительных музейных предметов и дидактической информационной среды.

ПОДГОТОВКА МУЗЕЙНОГО УРОКА.

1. Подготовка музейного урока начинается с определения и разработки его темы. При выборе темы и определении цели и задач музейного урока следует иметь в виду общие цель и задачи цикла или авторской программы.

Соблюдая принцип последовательности, темы и содержание музейных уроков следует формировать таким образом, чтобы знания, получаемые на предыдущих занятиях, обязательно закреплялись на последующих, получали дальнейшее развитие.

На этом этапе работа проходит в двух направлениях:

1) изучение источников и литературы (сделать необходимые выписки, составить библиографию и картотеку).

2) изучение экспозиции музея, фондовых коллекций, в первую очередь, музейных предметов (познакомиться с научными описаниями музейного предмета).

Подбор предметов для проведения музейного урока является одним из самых сложных и ответственных этапов при его подготовке:

во-первых, именно от наличия конкретных предметов, их подбора, зависит во многом содержание занятия, характерное разделение выбранной темы на подтемы.

во-вторых, выразительность и привлекательность предметов помогают насытить встречу впечатлениями, эмоциями.

При подборе предметов желательно подходить не только с позиций их исторической значимости, но и с позиций узнаваемости предметов, богатства сюжетов и тем, которые возможно раскрыть с их помощью;

Момент узнавания детьми предметов - важное и радостное событие для ребенка, это его как бы собственное «открытие», что влияет на эмоциональный настрой, и как следствие - значительно повышает эффективность занятий.

Богатство сюжетов и тем, которые возможно затронуть с помощью тех или иных предметов, позволяет в зависимости от особенности детской группы значительно корректировать содержание занятий, изменяя круг обсуждаемых вопросов.

Для хорошего усвоения материала занятий, отдельные группы предметов необходимо подбирать таким образом, чтобы они были связаны смысловыми цепочками в единые сюжеты. Количество предметов в одном сюжете - четыре - пять предметов (например: чайный стол - самовар с подносом, тарелка, чашечка с блюдечком).

Предметы для занятий желательно отбирать еще и с учетом возможности брать их в руки, рассматривать, ощупывать, приводить в действие (например, завести и прослушать граммофон). Для этого необходимо иметь специально сформированный для интерактивных занятий фонд.

2. Следующий этап подготовки - составление плана-конспекта музейного урока. В нем раскрываются цели, основные задачи, возрастная категория музейной аудитории, время проведения музейного урока, оборудование и материалы (состав демонстрируемых экспонатов, состав дополнительных материалов) словарь новых терминов, содержание текста (вводная часть, основная, заключительная), методы и приемы проведения музейного урока.

Содержание каждого урока надо разбивать на несколько сравнительно небольших и самостоятельных разделов, сюжетов. В этом случае детям легче удержать внимание на конкретной теме, они лучше запоминают содержание занятия.

Вводя в содержание занятий новые понятия, слова, их смысл следует раскрывать на хорошо знакомых уже детям понятиях, в зависимости от возрастных особенностей. Надо помнить, что у детей дошкольного возраста еще не сформировано представление о времени, его протяженности, поэтому в рассказе надо избегать конкретных исторических дат, а давать ориентацию либо от сегодняшнего времени (например, это было сто лет назад; этот предмет был изготовлен 200 лет тому назад), либо соотносить события с различными периодами развития общества, (например, эти предметы сделаны еще в царской России).

Важно заранее, продумать и сформировать в тексте музейного урока и в методических рекомендациях вопросы, с помощью которых можно будет подвести детей к пониманию новых для них слов, понятий. И желательно эти вопросы выстроить таким образом, чтобы у детей могло сложиться ощущение самостоятельного понимания содержания собственного «открытия» истины. Вопросы должны быть очень четкими, конкретными, чтобы они не сбивали с толку детей, а подводили к пониманию темы занятий.

Заранее разработанные варианты различных блоков вопросов позволяют своевременно учитывать специфику различных детских групп, их подготовленность к пониманию содержания занятия.

Кроме того, очень важно в заключение закрепить изученный материал путем повторения и обобщения: беседы, игры, викторины, народных загадок, тестов, кроссвордов, чайнвордов и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Выбор методов и приемов определяется целями и задачами урока, типом отобранных предметов, учетом способностей, навыков и умений учащихся.

1. Демонстрационный метод. Устное изложение темы (материала) музейного урока сочетается с показом экспонатов (музейных предметов), мультимедийных слайдов, фотографий, рисунков, схем и т.д. Рассматривание экспонатов сопровождается пояснениями по каждому из них.

2. Вопросно-ответный метод (прием диалога). В музееведческой литературе этот метод получил название «эвристический» (от греческого слова «эврика», что означает «нашел» — отыскал правильный ответ). Эта беседа в форме вопросов — ответов имеет свои нюансы в зависимости от состава группы. Так, для детской аудитории вопросы должны быть прямыми, то есть предполагающими ответ. В этом случае дети могут быть вовлечены в занимательную беседу, могут проявить свои знания, они учатся размышлять. В такой обстановке даже робкие, неуверенные в себе дети освобождаются от скованности и вовлекаются в активную работу. С помощью вопросов также легче контролировать усвоение детьми темы занятия.

3. Ролевой метод (игра). Хорошо известно, что одна из основных форм деятельности ребенка - игра. Для ребенка игра является средством социализации, благодаря которому он входит в жизнь общества (П.Ф. Лесгафт, Г.В. Плеханов, И.М. Сеченов, К.Д. Ушинский); она помогает личности понять смысл человеческого труда (С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); его социальный и созидательный характер. В коллективной игре у ребенка формируется потребность воздействовать на окружающую среду, он получает возможность выбора действия с учетом собственных интересов, внутреннего творческого потенциала, индивидуальности, так как выполняемые действия в игре являются новоприобретенными, еще не ставшими привычными. Особенно важно использовать прием «перевоплощения», когда дети берут на себя роль другого человека (например, экскурсовода, крестьянина, купца). Они начинают действовать в соответствии с определенными правилами, пропуская информацию через свое «я». При этом научному сотруднику надо создать детям необходимые условия, объяснив правила игры, которые помогут лучше «войти» в образ.

4. Метод «погружения» в прошлое. Это наиболее распространенный метод, используемый научными сотрудниками в музейной практике. Приемы в данном случае могут быть следующие: прием формирования образов окружающей среды (сформировать посредством описания представление об окружающей среде в прошлом, образов тех людей и создать полную картину для изучения того времени), прием сравнения (установить общее и различное в облике древнейших людей и современных), приемы формирования образов материальных предметов (в случае отсутствия музейного предмета можно сформировать его образ посредством описания). Как показывает опыт ведущих музеев, для того, чтобы дети лучше понимали прошлое, необходимо «погружение» в него путем мысленного перемещения (путешествия) в другое время. Для такого «путешествия» надо использовать не только музейные предметы, рисунки, фотографии, но и детское воображение. Надо помочь ребятам представить в своем воображении иной мир, представить его глазами человека иного времени.

5. Метод театрализации. Дети очень любят необычные, яркие события, и таким необычным событием может стать театр. Включение в занятия элементов театрализации делают посещение музея незабываемыми. А удачно подобранный для инсценирования сюжет, поможет порой понять и усвоить даже очень непростые вещи.

6. Проблемный метод (прием заданий). Данный метод направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся и решает следующие задачи: придумай – сопоставь – досочиняй.

7. Практический метод. Данный метод выражается в слове (исполнение песен, частушек, чтение сказок), письменных, графических, предметных (изготовление материальных предметов) работах. Среди приемов данного метода наиболее значимый - прием учебной работы с материальным предметом (например, по ходу рассказа научный сотрудник показывает, как пользовались тем или иным предметов – дети воспроизводят этот процесс).

При написании плана-конспекта музейного урока и его проведении очень важно использовать вышеуказанные методы и приемы в комплексе, что позволит наиболее полно раскрыть тему урока, активизировать деятельность аудитории, и в целом добиться поставленных цели и задач.

В настоящее время большое внимание уделяется использованию в музейной практике интерактивных методов и приемов. Основными критериями интерактивности являются:

1. «Общение без посредника» (экскурсовода, музейного педагога) или при его минимальном участии - лишь в качестве помощника;

2. Множественность форм поведения посетителя в экспозиционном пространстве (включая игровую деятельность, возможность экспериментировать или что-то сделать своими руками);

3. Наличие различных пластов информации, которую посетитель осваивает, совершая определенные действия;

4. Активизация познавательной и мыслительной деятельности, когда человеку не даются готовые решения, а лишь задаются вопросы, предлагающие самостоятельный поиск ответов, мотивацию к поиску, эксперименту.

Необходимым элементом музейного урока является дидактическая информационная среда, которая позволяет расширить фонд знаний музейной аудитории. Источником информации в данном случае будут аудио - видеофонды, мультимедийные презентации, карты, схемы, фотографии, рисунки, пояснительные карточки, таблицы, плакаты и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МУЗЕЙНОГО УРОКА

Общие правила оформления:

• параметры страницы верхнее поле - 2, нижнее - 2, правое - 1,5, левое - 3;

• компьютерная печать шрифт Times New Roman, обычный, размер 14, интервал - полуторный;

• оформление титульного листа по стандарту.

Конспект музейного урока

Тема:

Основная возрастная категория:

Время проведения музейного урока:

Цель:

Задачи:

Форма проведения занятия – музейный урок

Методы и приемы:

Оборудование и материалы:

Предварительная работа: возможна предварительная работа по подготовке урока с учащимися и учителем.

Расширение словарного запаса:

Ход урока

Вводная часть: вступительное слово научного сотрудника, беседа.

Основная часть: основные вопросы плана и краткое их содержание.

Заключительная часть: выводы, повторение и обобщение изученного материала (закрепление и обратная связь), подведение итогов музейного урока (например, рефлексия).

ЛИТЕРАТУРА

1. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие дл вузов по спец. «История»/ Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. М.: Высш. шк.1988. 431 с.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений./В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 576 с.

3. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 2 –е изд. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.

4. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике/М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологи. М., 2001. 224 с.