Белгородский государственный музей народной культуры

Проспект Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 19:00,
в среду c 11:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Касса прекращает работу
за 30 минут до закрытия музея

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 32-13-50 - администратор

   Посмотреть на карте

Электронная почта приемной:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В разделе «Музыкальные инструменты» экспозиции «Мир народной культуры» представлен новодел удивительного музыкального инструмента, который имеет многовековую историю. О нём даже есть древнерусская загадка: «В лесу вырос, на стене вывис, в руках плачет, кто слушает - скачет». Это гудок. Копию старинного струнного смычкового музыкального инструмента для белгородской экспозиции изготовил хранитель Музея забытой музыки города Воронеж, мастер С. Плотников.

Реконстукция музыкального инструмента XVII века C.И. Плотников. Воронеж, конец XX в.
Реконстукция музыкального инструмента XVII века
C.И. Плотников. Воронеж, конец XX в.

Долгое время учёные не могли найти ни одного экземпляра русского гудка. Имелись лишь упоминания о нём в народных песнях и изображения на старинных рисунках. Представление о подлинном гудке стало возможным благодаря археологическим раскопкам Древнего Новгорода в 1951-1962 гг. Были найдены фрагменты инструментов XI – XIV вв. Наиболее ранний целый экземпляр из найденных относится к середине XIV в.

Новгородский гудок XIV века (реконструкция)
Новгородский гудок XIV века (реконструкция)

Первые исторические сведения о гудке относятся к XI – XII вв. В это время всякая игра на любом струнном инструменте называлась гудением, гудьбой. Самыми «гудящими» стали смычковые инструменты, поэтому именно они и были названы гудками.

Новгородский гудок XII века (реконструкция)
Новгородский гудок XII века (реконструкция)

Гудки часто использовались в небольших ансамблях, как с другими инструментами, так и с родственными.  Их существовало целое семейство, в котором они выделялись по размерам и по характеру звучания: гудок, гудочек и гудище.

Гудок
Гудок,гудочек, гудище

Также встречается и другое название музыкального инструмента – «смык».

Гудок («смык») представляет собой выдолбленный или клеёный корпус из особой древесины – резонансной ели, как правило, овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую 3 струны (иногда 4). Головка прямая или слегка отогнута назад. Длина инструмента – 30-80 см.

На гудке играют с помощью смычка, водя им по струнам. Изначально смычок представлял собой нечто вроде охотничьего лука. На Руси его называли лучок. В XVIII в. смычок стал вытянутым – сначала коротким, а затем более длинным и тонким.

Лучок и смычки
Лучок и смычки

Основные части смычка – гибкая деревянная трость и лентообразно распластанный волос (волосы конского хвоста). Волосы смычка натирались смолой  и при трении о струну извлекали из неё красивый, насыщенный и довольно продолжительный звук, который по своему характеру приблизился к человеческому голосу.

Наигрыш на гудке.
Исполняет С. Плотников, хранитель Музея забытой музыки г. Воронеж

Гудок был распространён как инструмент скоморохов (носителей традиций исполнительства на музыкальных инструментах) и служил для развлечения простонародья. Согласно былинам и историческим песням гудок сопровождал многолюдные народные торжества.

Скоморохи на празднике
Щрилёв. Скоморохи. 1993 г.

Ценные сведения о гудке и о музыкантах, играющих на нём, –   «гудошниках», сохранились и в дворцовых документах Петровской эпохи: в «Расходных записках» Екатерины I и в «Походных журналах» Петра Великого. В этих источниках отражены факты повседневной придворной жизни, отчёты о расходах на содержание царского двора и о военных деяниях. В них же впервые встречаются сведения о женщинах-исполнительницах на гудке.

Наиболее часто упоминается имя гудошницы Настасьи Игнатьевой, крепостной крестьянки князя Н.И. Репина. Исследователи предполагают, что она была одной из основных придворных гудошниц. Она сопровождала Екатерину I во время её разъездов. Если же Настасья не участвовала в поездках, её отпускали на время отсутствия императрицы домой.

В «Расходных записках» есть заметки о покупке для неё различных предметов одежды: «дано гудошнице Настасье на башмаки, на чулки, на рубашки 2 р.»

В 1725 г. гудошница вышла замуж за слугу Мишку – любимого денщика его величества Василия Поспелова. На этой свадьбе присутствовали «его императорское величество и ея великая государыня императрица и многия разные особы; и для той свадьбы собраны были все гудошники».

Расходные документы за 1721 – 1725 гг. фиксируют выплаты за игру на гудке: «дано солдату Филату, который играл в Преображенском в доме его величества на гудке 3 р.», «крестьянину Ульяну Иванову, который был взят для игранья на гудке - рубль» и «гудошнице Настасье 5 р.»

Несмотря на долгое одновременное сосуществование в народной практике гудка и скрипки, последняя в XVIII в. всё же вытеснила старые смычковые инструменты.

В начале 1900-х годов композитор Н. П. Фомин на основании старинных рисунков и описаний предпринял попытку реконструировать гудок. Им было создано семейство инструментов (по типу струнного квартета) - гудочек, гудок, гудило и гудище. Однако возродить ансамблевую игру на гудке не удалось.

В советское время археолог Борис Александрович Колчин первым классифицировал, описал и попытался реконструировать музыкальные инструменты. В 1972-1973 гг. под его руководством мастера В.Г. Погодин и Н.Л. Кривонос впервые смогли восстановить облик гудков по найденным археологическим находкам.

Продолжил изучение и реконструкцию древнерусских музыкальных инструментов Владимир Иванович Поветкин. В 1990 г. в Великом Новгороде он создал «Центр музыкальных древностей», где осуществляется изучение и реконструкция древнерусских музыкальных инструментов, в том числе и гудков.

Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина
Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина
Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина