Белгородский государственный музей народной культуры

Проспект Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 19:00,
в среду c 11:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 32-13-50 - администратор

   Посмотреть на карте

Электронная почта приемной:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В фондах Белгородского государственного музея народной культуры хранится небольшой инструмент. Выполнен он из дерева в виде продолговатого ящичка длиной 62 см,  с ввинчивающимися ножками, украшен фигурной резьбой. Инструмент имеет семь струн. Это – гусли. Реконструированный новодел живо представляет нам новгородские гусли, найденные при раскопках одной из улиц Новгорода XII века.

ГУСЛИ
Гусли. Реконструкция.
Фонд Белгородского государственного музея народной культуры.
Мастер В.П. Зубко

Несмотря на то, что на белгородской земле гусли не бытовали, роль их в отечественной культуре трудно переоценить. Это древнейший и популярнейший музыкальный инструмент русского народа. Первобытные гусли – досковидные, с небольшим резонансным ящиком и немногими струнами. Играли сидя, положив их на колени плашмя или в наклонном положении, иногда на стол перед играющим.

ГУСЛИ
Гусляры в изображениях ритуальных плясок на браслетах XII-XIII вв.

 

ГУСЛИ
Баян. Гравюра В.А. Фаворского к «Слову о полку Игореве»

Звуки производились ударами пальцев о струны. Такой тип гуслей получил в народе название «звончатых» от металлических звенящих струн. Название же «яворчатые» или (чаще) «яровчатые» произошло от названия материала, из которого их делали в старину: белый клён (явор). Явор также заменяли яблоней, рябиной, а в XVIII в. – елью. Древность наших русских гуслей определена приблизительно в тысячу лет. Народные гусли были малых размеров: их можно было носить под полою, под мышкой, вешать на стену. Отсюда поговорка: «Жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь».

Искусными гуслярами считались наши былинные богатыри: Добрыня Никитич, Садко, Соловей Будимирович. Благодаря «Слову о полку Игореве» широко известен древнерусский певец и музыкант Боян: «Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещая персты на живые струны въскладаше; они же сами князем славу рокотаху».

Известно, что гусли были и неотъемлемой частью скоморошьего искусства. Осёдлых, степенных и серьёзных сказителей-«боянов» постепенно сменили кочующие профессиональные певцы и музыканты («умельцы») – «скоморохи-потешники», «весёлые люди». Очевидно, эта профессия была довольно доступной, вследствие чего в XVI – XVII вв. скоморохи составляли уже целые ватаги не слишком приличного вида, которые в голодный час не останавливались перед воровством и бесчинством. «Бог дал попа, а чёрт скомороха» – так характеризует то время народ своей пословицей. И ещё: «бесстыден, как скоморох». Этими фактами отчасти объясняются суровые кары церковных властей и присоединившихся к ним светских, которые требовали почтения государевой власти и не терпели никакой её критики.

ГУСЛИ
Скоморохи.
Картина А.М. Васнецова «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века»

Своеобразной кульминацией этого, по известному свидетельству Адама Олеария от середины XVI века, стали и гонения на все «гудебные сосуды», как атрибуты скоморошества, которые (ок. 1649) были отобраны по московским домам, нагружены на пяти возах, свезены на Москву-реку и там сожжены. Тем не менее, скоморохи Московской Руси оставили глубокий след в нашей культурной истории, став, по сути, отцами  современной музыкально-певческой культуры.

Гусли, как свидетельствуют многие сложившиеся пословицы и поговорки, были всегда особенно созвучны русской душе: «У него дело, как гусли идет», «на словах что на гуслях, а на деле что на балалайке». «Хороши гусельки (или гусельцы, гуселюшки...), да не хорош гуслист». Народная поэтическая фантазия неслучайно создаёт образ знаменитого гусляра Садко, который именно игрою на яровчатых гуслях приводил в движение водную стихию (образ морского царя).

ГУСЛИ
Современные гусли звончатые трапецевидные.
Играет Любовь Басурманова

Современные звончатые гусли имеют много разновидностей: трапецевидные, крыловидные, шлемовидные (гусли-псалтирь), прямоугольные, клавироподобные и столообразные, щипковые и клавишные. Как и сама русская песня, при бережном к себе отношении этот инструмент оказался способен пережить века. Первоисточник его волшебства  – это музыкально-певческий гений самого русского народа, его самодеятельного, по большей части коллективного творчества. Именно это имел в виду наш великий соотечественник Михаил Глинка: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».

Источник: Д.П. Тихомиров. История гуслей // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 116. Тарту, 1962 г. 93 с.