Корзина - это общерусское название плетёной ёмкости, в которой носят грибы, продукты, бельё и т.д. Корзины изготавливали из пласта коры, корня, веток, дранки, соломы, стеблей. Они могли быть прямоугольные, квадратные, овальные, полусферические, с открытым верхом и закрытым, с крышками или без крышек.

Чаще всего корзины плели из лозы. Лоза – это длинный тонкий гибкий стебель некоторых кустарников, обычно винограда или ивы.

Как утверждают учёные, плетению человечество научилось гораздо раньше, чем гончарному делу. И это не удивительно. Технология здесь достаточно проста, оборудование и инструментарий практически «нулевые». Материал, чтоназывается, подсказан самой природой. Он всегда под рукой.
Чаще всего из ивовой лозы плели корзины, посуду, а подчас и мебель - кружевную, прочную и удивительно лёгкую. Даже игрушки плели – различные корзиночки, ларчики, погремушки и т. п.
Также использовали и другие материалы. Например, из черёмухового прута плели выездные сани, лёгкие тарантасы, чемоданы и дорожные сумки.
Как и в стародавние времена, чаще всего для плетения применяют побеги разных ив, произрастающих по берегам рек, прудов и озёр, в оврагах и других низких местах. Предпочтение обычно отдают так называемой ветле и корзиночной иве. Почти равноценен им белотал (серебристая ива). Даёт он чистый и достаточно длинный прут.
Тонким и хорошим материалом может служить бредина (козья ива). Неплох для плетения и желтолозник (ива пурпурная). А вот шелюга (кустарниковая ива) даёт прут среднего качества.
Красная (каспийская) верба толста, поэтому её используют в основном для мебели.
Заготавливали каждый из названных выше материалов практически в любое время года, однако летом в период бурного роста побегов (вегетации) древесина довольно хрупкая. Прут не столь гибок и даёт до 30% поломок. Поэтому лучшим для заготовки прутьев считалось время с конца осени и до ранней весны, когда интенсивного движения древесного сока не наблюдается.

Чаще всего занимались плетением корзин с обруча, так как это наиболее быстрый способ плетения. Его обычно использовали в тех случаях, когда готовое изделие требовалось получить как можно быстрее (в походе, в лесу или на берегу реки).

Стадии плетения корзины с обруча:
1 - изготовление обруча;
2 - вплетение основы (вертикальных прутьев-стоек);
3 - выполнение простого плетения на бортах корзины;
4 - сгибание прутьев-стоек, изготовление каркаса дна;
5 - оплетение дна корзины;
6 - последовательность выполнения ручки;
7 - вариант оплетения ручки корзины;
8 - готовое изделие.

В старину наши предки использовали корзины из лозы при работе в огородах и на полях. Это было экономно и в какой-то степени даже облегчало их труд. В плетеных ёмкостях они носили фрукты и овощи.

Немного позже в корзинах стали перевозить разные товары, они стали прототипом хозяйственной сумки. В плетеных корзинах овощи и фрукты могли храниться очень долго, ведь в зависимости от того, как мастер затягивал ивовые прутья в плетении, внутри изделия хорошо циркулировал воздух, либо циркуляции вообще не происходило. Позже корзины стали использовать в интерьерах. Это назначение сохранило свою актуальность и сегодня.
Однако корзины на Руси плели не только из лозы. Ещё одним не менее известным материалом для плетения была береста.
Плетение из бересты – один из самых старинных и исконно русских видов народного промысла. Берестой на Руси издавна называли кору молодой берёзы, одного из самых распространённых деревьев в России. Не зря именно берёза всегда считалась своеобразным символом России и русской души. Особенно был развит этот вид промысла в сельской местности северных областей, где из бересты делали буквально всё: от одежды и посуды до мебели.
Само искусство корзиноплетения берёт своё начало в глубокой древности. Народы Египта, Греции, Древнего Рима активно использовали в своем обиходе плетеные корзины.
В Киевской Руси в 9-11 веках среди всех народных ремесел было и плетение корзин из ивовых прутьев.

На распространение этого ремесла повлияла растительная карта страны. В районе Москвы, Костромы, Ярославля, Пскова, Вологды, Новгорода и многих других городов преобладала болотисто-речная местность, где и произрастала чаще всего ива.
В Белгородской области также имелось корзиночное производство. Из земского документа: «В 1902 г. функционирует корзиночная мастерская Белгородского земства в с. Масловой Пристани», в 1914 г. это уже «корзиночная мастерская при Масловском, Белгородского уезда, начальном училище».

Также корзиночное производство имелось в г. Новый Оскол: «Но в виду того, что г. Новый Оскол окружен сыпучими песками, на которых прекрасно растет корзиночный материал – шелюга, уездное земство решило ввести корзиночный промысел в прилегающих к городу слободах. Сыпучие пески уездное земство при помощи Министерства Земледелия засаживает уже несколько лет шелюгой. С целью дать сбыт шелюге и дать населению заработок, решено было познакомить население с производством корзин и корзиночной мебели».
В экспозиции музея народной культуры представлены корзины различного назначения, бытовавшие на Белгородчине: плетёные корзины из лозы в виде ладьи (лукошко) и с ручками, а также корзина из лозы и соломы (кошель) с крышкой.

