Неотъемлемой частью русского традиционного женского костюма является головной убор. Головные уборы делятся на девичьи, замужних женщин и старушечьи. Каждый из женских головных уборов имеет своё название, свою уникальную конструкцию и внешний вид. Одним из традиционных головных уборов замужней женщины является сорока.
Сорока относиться к древнему по способу ношения головному убору русской женщины. Данный тип головного убора схож со скифскими калафами и характеризуется яркими красками, огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.
Фонды Белгородского государственного музея народной культуры хранят сороки разных районов Белгородской области. Называясь одинаково, каждая из них имеет свой неповторимый внешний вид. Так головные уборы замужних женщин с. Прудки и с. Верхососны Красногвардейского района Белгородской области под тем же названием «сорока», состоят из трёх частей: кички, позатыльня и, собственно, «сороки», но внешний вид имеют абсолютно разный.


В данной статье мы рассмотрим сороку конца XIX века села Прудки Красногвардейского района Белгородской области.



Кичка является основой всего головного убора и представляет собой твёрдую налобную часть в виде подковы с торчащими вверх рожками, из-за чего получила второе название роги. Твёрдая основа обтянута холстом и простёгана. Сверху на лобную часть пришивали кусок холста или кусок ситцевой ткани. Кичку надевали на голову на уровне лба и тщательно закрывали куском ткани волосы, затем фиксировали шнуром ткань на голове.

Позатылень является задней частью головного убора. Его роль прикрыть (спрятать) волосы замужней женщины на затылке. Состоит из полосы расшитого золотыми нитями бархата, который закреплён для жесткости на кусочке бересты, а с появлением картона в России (с 1910 г.) стал использоваться и он. Подкладкой мог служить холст и хлопчатобумажная ткань, реже шёлковая ткань. Украшали позатылень «кружками», бусинами, пайетками. К верху пришивали кусок ситца, к боковым сторонам куски бархата и завязки по краям. Завязки перекрещивали на лбу и несколько раз обвязывали вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем.

И, наконец, сверху на кичку надевали сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает всё это сооружение. Верхняя часть головного убора - это маленькая шапочка на твёрдой основе каблукообразной формы. Очелье и хвост вышиты золотным шитьём, крылья из бархата. На крыльях и хвосте пришиты «кружки». Сорока украшена галуном, вьюнчиком, бусинами и пайетками.



Сороки послевоенных лет, а также современные копии и реконструкции подлинных головных уборов уже не придерживаются к точному канону изготовления. Такую сороку одевают как шапочку, так как в ней сразу сшиты вместе позатылень и сорока, а кички и вовсе нет. Вместо золотного шитья используют готовые погоны или парчу.
Есть такая сорока и в фондах музея. Она была изготовленная в послевоенные годы в том же селе Прудки Красногвардейского района Белгородской области.


