Крестьяне говорили, что человека, работающего в великий праздник, весь год будут преследовать беды и неудачи. В некоторых местах запреты распространялись и на соседние дни - канун праздника и послепраздничную неделю, особенно на благовещенскую пятницу.
Название праздника - «Благовещение» стало употребляться не ранее VII века. Древняя церковь называла этот день по-разному: «День приветствия», «Возвещение», «Радуйся, Благодатная», «Приветствие Марии».
Впервые дата 25 марта, то есть 7 апреля по новому стилю, появилась в сочинениях западных авторов III века. Существует два подхода к определению даты Благовещения. Во-первых, это связь с днём Рождества Христова: 25 марта отстаёт ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
День Благовещения связывают с днём сотворения человека. Некоторые церковные авторы полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека. Потом человек был наказан за первородный грех и должен был быть воссоздан в то время, в какое он был первоначально сотворён. Считается, что Бог, отправив Архангела с Благой вестью в тот же день, 25 марта, таким образом дал второй шанс человечеству.
При описании событий, во время которых Дева Мария получила Благую весть, впервые в Евангелии упоминается Богородица. И хотя само слово «Евангелие» переводится на русский с греческого именно как «Благая весть», само Благовещение изложил лишь апостол Лука. И он же является творцом первой иконы Девы Марии. Её подлинник не сохранился, но наиболее древняя её копия - это Владимирская икона Божией Матери, одна из самых чтимых реликвий Русской православной церкви, считающаяся чудотворной.
На всех благовещенских иконах обязательно изображается лилия - символ непорочности Девы Марии, чистоты духовных помыслов и благочестия.
Одна из наиболее прекрасных, а также наиболее прославленных в мировом сообществе песен - «Ave Maria» - приурочена к Благовещению, и это не что иное, как молитва Богоматери «Дево, радуйся!». Молитва возникла ещё до начала деления христианской религии на Западную и Восточную. «Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобою», - это слова, с которыми Архангел обратился к Марии. «Благословенна Ты в жёнах и благословен плод чрева Твоего», - это слова Елизаветы, ожидавшей рождения Иоанна Крестителя и признавшей особое положение Марии среди людей.
В честь празднования Благовещения в России возведены многочисленные храмы и соборы. Особо чтимый всеми — Благовещенский собор Московского Кремля.
На Благовещение в России принято отпускать на волю птиц. Это делается в напоминание о Благой вести и свободе, которые даны не только людям, но всем божьим творениям. Следуя этому обычаю, ежегодно Патриарх Московский и всея Руси с паперти Благовещенского собора выпускает стаю голубей.
В народе на Благовещение в третий и в последний раз закликалась весна. Считалось, что именно в этот день вся природа окончательно пробуждается от зимнего сна. Крестьяне говорили: «На Благовещение весна зиму поборола», «Цыган на Благовещение шубу продаёт», «Покров - не лето, Благовещение - не зима», «На Благовещение щука хвостом лёд расколотила». Поэтому повсюду весну не просто зазывали, а уже приветствовали, встречали с пирогами и хлебом-солью, распевали в её честь песни-веснянки. Занимались этим преимущественно дети и молодежь. «Гукали весну» на восходе солнца с возвышенных мест.
Хотя и считался этот праздник большим, но разгульного веселья не наблюдалось, так как чаще всего он приходился на период Великого поста. Встав рано, надев все чистое, крестьяне спешили в церковь к заутрене, а по возвращении садились за стол. Церковь в честь праздника разрешала послабление поста: можно было есть рыбу и использовать растительное масло. У И.С. Шмелева в «Лете Господнем» есть такие строки: «Пахнет рыбными пирогами с луком. Кулебяка с вязигой - называется «благовещенская», на четыре угла: с грибами, с семгой, с налимьей печенкой и с судачьей икрой, под рисом, - положена к обеду, а пока - первые пироги».
Крестьянский стол победнее, но пекли в этот день повсюду. Особая роль отводилась благовещенской просфоре. Как правило, просфоры пеклись в церквах из мирской муки, или ее покупали на пожертвования крестьян. Там, где просфоры пекли дома, обязательно освящали их в церкви. После благовещенской обедни и освящения просфор большая их часть раздавалась прихожанам (по одной в каждую семью). В любом случае на столе просфора занимала почетное место. Её хранили на божнице или клали в закром с зерном, чтобы урожай будущим летом был хороший. Приписывались благовещенской просфоре и целебные свойства. Просфору берегли именно до первых дней посевной: ее брали с собой в поле, там съедали или измельчали и вместе с семенами разбрасывали по пашне.
Во многих губерниях крестьяне занимались приготовлением благовещенской соли, пережигали ее в печи. Использовали ее, как соль Великого четверга: давали больным, добавляли в корм скоту, чтобы лучше плодился и не болел. В этот день в Воронежской губернии и в ряде сел Белгородской области хозяйки пекли с ней небольшие булочки («катушки», «бяшки»), которые скармливали овцам для защиты их от хвори и лютого зверя. Солью посыпали капусту и соленья, когда они портились.
В некоторых местах в ночь на Благовещение разжигали костры — «палили зиму» и «грели весну». В огне жгли солому, мусор, тряпки, старую обувь, навоз. Вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь. Благовещенские костры символизировали возрождение солнца и весеннее тепло. В некоторых местах «пускали огонь по воде» - раскладывали костёр из соломы на старой бороне и сплавляли его по реке. Не тушили огней в избах на ночь - лучше уродится лён, не выжжет молнией урожай и постройки.