Масленичные дни имели каждый свое название. Так, понедельник – встреча масленицы, вторник – заигрыши, когда улицы оживлялись толпами бродячих скоморохов, в изобилии чествуемых за свою потеху веселую блинами маслеными со всяким припеком, с пивом да с брагой. Недаром сложилось присловье старое: «Масленица-блинница – скоморошья радельница!». Среда – лакомство - тещи приглашали зятьев на блины. В четверг происходил самый широкий разгул – «разгуляй-четверок» или «широкий четверг» - устраивались самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечёрки – зятья звали тещу на угощение. В субботу – золовкины посиделки. И, наконец, воскресенье именовалось – прощеным - последнее воскресенье перед Великим постом Церковь вспоминает о «первородном грехе» человечества, поэтому литургическое название этого воскресенья — «Воспоминание Адамова изгнания» («Изгнание Адама из рая»). Прощеное воскресенье — кульминация подготовительного периода к Великому посту. В этот день принято прощать друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост. Обычно при взаимном прощении принято три раза поцеловаться, потому это воскресенье в центральных губерниях России называли «прощаньями», или «проводами», а в северных губерниях и Сибири — «целовником», или «целовальником». В Прощеное воскресенье навещают родственников: в прежние времена, согласно сложившемуся обычаю, младшие ходили к старшим, бедные к богатым; новобрачные ездили к тестю и теще, отдаривая их и сватов за свадебные подарки, на «прощание» дарили пряники. В каждой семье «прощались» после ужина: дети кланялись родителям в ноги, целовались друг с другом и на слова «Прости меня» отвечали: «Бог тебя простит, меня прости». Этот день имел особое значение еще и потому, что по народному понятию «светопреставление» последует в ночь на Прощеное воскресенье. Вот почему, как бы в преддверии Страшного суда, крестьяне искренне испрашивали последнее прощение у близких людей.
Масленицу издавна называли обманщицей: развеселит, раззадорит, полыхнет огнем и погаснет. И именно догоравшими кострами и уставшей, нагулявшейся толпой, расходившейся по своим домам, и заканчивалась масленица. Все друг другу сообщали: «Сгорели молоко да масло, остался редькин хвост на Великий пост». Наступающий после Прощеного воскресенья Великий пост прерывал шумные и веселые развлечения и вносил большие изменения в повседневную жизнь верующих.
Прощай, честная Масляна!
Хоть год прождать,
Да ведать- знать,
Что Масляна придет опять…
Главное угощение на масленице - блины - пеклись добрыми хозяйками всю неделю и поедались в несметных количествах. Приготовление первой опары держится стряпухою втайне от домашних: не то – всю неделю не будет ей давать покоя тоска-докука. На первой опаре гадали. Замешивать ее выходили на берег реки или к колодцу, творя заклинания с обращениями к месяцу. Выпекание блинов А.П. Чехов сравнивал со священнодействием: «Глядя на женщину, пекущую блины, можно подумать, что она выпекает духов или добывает из теста философский камень». А какое разнообразие русских блинов! Русские блины отличаются особой консистенцией: они мягки, рыхлы, ноздреваты, легки и при этом как бы полупрозрачны, с четко различимым рисунком многочисленных пор. Такие блины, как губка, впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными. Блины бывают пшеничные, ржаные, яшные, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста, из манной крупы, из творога, блины с луком, с яйцами, со снетками, с маслом, со сметаной, с припеком. Кроме этого имеют место быть в русской кухне и блинчатые пироги, блинчатые караваи. Не станем уж говорить об оладьях и пышках, которые в достаточных семьях заменяют блины и помогают им как разнообразие: «Где оладьи, тут и ладно; где блины, там и мы», — говорит поговорка. «Без пирога не именинник, без блинов – не Маслена».
Самые лучшие блины получаются из дрожжевого теста, его ставят загодя, за несколько часов до выпечки.
Сначала для блинов готовят опару. В теплой воде или молоке разводят дрожжи. Количество дрожжей зависит от вида муки. Для теста из гречневой муки их нужно взять немного побольше, чем для теста из пшеничной. Обычно на 4 стакана муки требуется 25—30 г свежих дрожжей. После дрожжей в жидкость постепенно добавляют муку, замешивая тесто. Для опары берут половину всей муки, которая пойдет на блины. Лучше замешивать опару из смеси воды и молока. Молоко улучшает вязкость теста, усиливает процесс его разрыхления. Кроме свежего молока для замеса теста можно использовать кефир, пахту, сыворотку и другие молочные продукты.
Посуду с опарой накрывают не крышкой, а чистым полотенцем, чтобы тесто могло «дышать», и ставят в теплое место. Когда опара увеличится в 2—3 раза, добавляют оставшуюся муку, яйца, соль, сметану, масло и другие компоненты, необходимые по рецепту. Тесто перемешивают и снова ставят в теплое место.
Когда тесто поднимется в последний раз, его не надо мешать, чтобы не опало, а брать ложкой и лить на маленькие раскаленные сковородки, смазанные маслом или шпиком.
На русские блины тесто должно быть немного гуще, чем для обыкновенных пресных блинчиков. Поэтому на 3 стакана жидкости (воды с молоком и дрожжами) нужно брать столько же стаканов муки.
Если тесто оказалось густоватым, отделите ложки две в отдельную посуду, размешайте хорошенько с молоком, после чего соедините с общим тестом, слегка размешав его так, чтобы не опало.
Хорошие блины — рыхлые, ноздреватые, легкие. Для рыхлости в тесто вливают взбитые сливки, которые перед этим смешивают со взбитыми белками. Примерно на каждые 400 г муки берут чайную ложку соли и чайную ложку сахара, который растирают с желтками.
Блины лучше всего печь на чугунных или тефлоновых сковородках. Когда блины начнут подниматься и румяниться, их переворачивают и поджаривают с другой стороны. Масла не жалеют. Чтобы готовые блины не остывали, их держат в теплом месте. Лучше начинать печь блины перед самой подачей на стол.
В старину к блинам непременно подавали самое лучшее растопленное горячее сливочное масло, самую свежую сметану, свежую икру, творог, семгу или мелко нарубленную, в молоке вымоченную селедку.
Попробуйте испечь на масленицу истинно русские блины по старинным рецептам. Рецепты даны по книге Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» (С.-Петербург, 1901 г.) и по книге «Сто двенадцать обедов» (Москва, 1907 г.).