29 августа церковь отмечает праздник перенесения нерукотворного образа Господня. Предание гласит, что Иисус Христос, умывшись, вытер лицо полотенцем, на котором отпечатался его лик. Это полотенце доставили князю Эдессы, который в силу болезни не мог сам встретиться с Христом. Полотно помогло князю исцелиться от проказы, после чего нерукотворный образ Спасителя был помещен в нише над городскими воротами Эдессы. С тех пор и пошел обычай защищать городские стены и жилища изображениями Иисуса Христа, а нерукотворный образ Спасителя стал любимым изображением на хоругвях и знамёнах и, по сути, первой иконой. В 944 году император Константин, спасая святыню от арабов, перенёс её из Эдессы в Константинополь. В честь этого и был установлен «Торжеством нерукотворного убруса (образа)».
А вот в народе этот день именуют по-разному: третий Спас называют и Ореховым, и Хлебным, и Спасом на полотне. В этот день в храмах освящали хлеба, испеченные из муки нового урожая, и приговаривали: «Хлебный Спас хлеба припас». Устраивались хлебные ярмарки, на которых можно было отведать душистого хлеба, пирогов да калачей. Чтя традиции, проводятся такие ярмарки и в Белгороде.
Еще в этот день на Руси начинали торговать полотном. Шить одежду принято было только после освящения холстов, которое проводилось в храмах 29 августа. Считалось, что такая одежда не только убережет хозяина от дурного глаза, но и способна излечить недужащего.
Еще говорят, что третий Спас - венец лета. К этому времени в России поспевают лесные орехи, вот праздник и получил название Ореховый Спас. В этот день заготавливают ветки орешника для банных веников, с которым, кстати, в этот же день можно отправиться в парилку. Только самому себя парить нельзя, это должен сделать кто-то из родственников. Говорят, от такой процедуры прибавляется бодрости и здоровья.
С этого дня можно и нужно было есть орехи, которые к этому времени уже поспевают. Народная мудрость, основанная на многовековом опыте, оказывается, и здесь права. Если в это время есть много мяса, можно сильно прибавить в весе. А в орехах содержится такой белок, который не образует жира. Поэтому наши предки старались в конце августа-сентябре есть больше орехов и грибов.
Лесные (фундук) и грецкие орехи еще в глубокой древности слыли «пищей для ума». И действительно, как теперь установили ученые, они содержат целый комплекс биологически активных веществ, которые благоприятно влияют на сосуды головного мозга. А орешки сибирского кедра не только обладают особенным смолистым привкусом, но и превосходят его.
Наши предки смотрели на урожай орехов: если он хороший, в следующем году непременно уродится зерно. Считается, что Господь дает много орехов за праведные дела, а если и дальше жить по законам Божьим, то и хлеба будет вдоволь.
На Руси к хлебу всегда было особое отношение. Сказать на хлеб худое слово недопустимо, грешно. На Руси немалым грехом считалось уронить и не поднять хотя бы крошку хлеба, ещё больший — растоптать кусок хлеба ногами. Вот как думал народ: кто, вкушая, роняет крошки хлеба наземь, за тем подбирают нечистые духи, и если собранные ими крошки будут весить больше самого человека, то душа его по смерти достаётся дьяволу. Напротив, кто ест чёрствый и цвелой (с плесенью) хлеб, тот не будет бояться грома, не потонет в воде, доживёт до преклонных лет и не изведает нищеты. Нельзя катать из хлеба шарики, не то Бог накажет неурожаем и голодом.
А в наши дни нередко можно увидеть картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду очень многих людей.
Если у вас появились излишки хлеба, то не дайте им испортиться и заплесневеть. Порежьте хлеб на небольшие ломтики или кубики да насушите сухарей в духовке при температуре 150- 200 градусов. Держите их в чистом полотняном мешочке - у вас будут настоящие хлебные консервы. Это незаменимые заготовки для приготовления всевозможных деликатесов - хлебных супов, тортов, оладий, запеканок, киселей и квасов.
В последние годы на Белгородчине активно занялись высадкой ореховых деревьев. Большой ореховый сад уже появился в селе Шушпаново Валуйского района, и это только начало. Так что в обозримом будущем мы будем обеспечены собственными орехами, как и медом. И в Белгороде начнут проводиться не только медовые и хлебные, но и ореховые ярмарки.
Еще в народе говорят, что «третий Спас - на воде». В этот день наши предки чистили колодцы и святые источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы «замыкая» тёплое времечко. Знающие люди говорили, что если взятой в этот день ключевой водой обмыться, избавишься от хворей и напастей.