Питание - есть причастиечеловека ко всему божьему миру "
Архимандрит Антоний,настоятель Троице-Сергиевой Лавры
Большая часть населения России принадлежала и принадлежит сегодня к православной вере. Согласно ей, еда разделилась на скоромную и постную. Количество постных дней составляет от 198 до 216 в году. На этом фоне развивалась особая кухня, в основе которой были грибные блюда, постные щи и каши. Традицией является также и непременное наличие ритуальной еды на религиозных праздниках, а также и на семейных (родины, крестины, свадьбы, похороны). Каждое значительное событие в жизни человека — как радостное, так и печальное- сопровождается трапезой, когда само принятие пищи воспринимается не столько как удовлетворение первейшей потребности в пище, но в первую очередь, как культурный, сакральный, как исходный и итоговый акт перехода в новое качество жизни или подведения ее итогов.
С принятием христианства на Руси стали возникать монастыри, окруженные мощными укреплениями. Они были не просто убежищем для монахов от мирской суеты - ради полного служения Богу, но и центром духовной, культурной жизни, а то и убежищем от вражеских набегов и других сумятиц. Обителям вменялось в обязанность безвозмездно давать кров и еду богомольцам, приезжающим в святые места. Гости монастыря питались в отдельной трапезной. Пищу для них варили на кухне «с молитвой» в огромных котлах. В отдельной «квасной» для паломников стояли огромные бочки с напитком.
Монастыри на Руси — хранители православных устоев. В каждой из святых обителей был свой устав, предписывающий правила строгого монастырского быта в отношении молитвы, послушания, рукоделия. Особую роль в формировании здорового рационального питания диктовал строгий монастырский устав, ограничивающий потребление животных продуктов, а также специальные постные дни и многодневные посты.
У каждого из монастырей, имеющих многовековую историю, были свои рукописные поваренные книги, как правило, составленные из старорусских блюд. Разнообразило их повсеместное использование тех или иных продуктов, имеющихся в данном регионе. Монастырские поваренные книги хранили немало «фирменных» блюд, изобретатели которых, к сожалению, остались безвестными. Зачастую мы не знаем и «места рождения» этих рецептов, которые вписаны в старорусскую кухню как «монастырские». Ценность монастырской кухни -в простоте, доступности, полезности и дешевизне. Основной принцип - максимальное использование натуральных продуктов, больше свежей зелени, овощей, фруктов. Минимум мяса, соли, сахара, специй. Минимум жарения и тепловой обработки продуктов. В этой рубрике Вы познакомитесь с традиционными блюдами, связанными с народным календарём.