Пояснительная записка
«Образование – через культуру» - такой девиз для XXI века определён Юнеско.
Взаимодействие, творческое сотрудничество коррекционных школ и музея могут обеспечить достижение нового качества обучения. Школа призвана дать базовое образование во всех областях знаний на основе регламентированных программ, тогда как музей даёт избирательное образование. По сравнению с информационным подходом, который преобладает в школе, в музее образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта человека, эстетической реакции, визуального восприятия.
Музей способен дать человеку то, чего не могут обеспечить ни школа, ни книги, ни другие новейшие достижения цивилизации: опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры.
Обычный школьник может посетить музей со своим классом или с родителями или сам побывать в музее. Ученику с особыми образовательными потребностями это сделать затруднительно. Ученики коррекционных школ страдают от узости круга общения, от отсутствия ярких впечатлений.
В Белгородской области 7 коррекционных школ для детей-инвалидов. В настоящее время отсутствует целостная система ознакомления и освоения детьми-инвалидами традиционной культуры Белгородского края. Большая потребность у воспитанников таких школ в активном включении в процесс познания и преобразования социальной среды. С этой целью необходимо проведение коррекционной работы средствами музейной педагогики. В арсенале музейной педагогики существует несколько психокоррекционных методик. Сюда входят различные виды арттерапии:
- музыкотерапия. Активная музыкотерапия подразумевает активное включение ребенка музыкотерапевтический процесс посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия).
- имаготерапия. Её основой является театрализация психотерапевтического процесса.
- изотерапия. Лечебное воздействие её направлено на коррекцию посредством изобразительной деятельности (рисунок, лепка).
- сказкотерапия. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Цель программы:
освоение детьми-инвалидами национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды, приобщение их к богатому культурному наследию русского народа, формирование у детей личностной культуры.
Задачи:
- познакомить с предметами быта предков и их использованием, одеждой, народным фольклором;
- развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение;
- воспитывать нравственные качества, присущие нашим предкам.
Категория обучаемых:
дети-инвалиды (5-17 лет)
Продолжительность обучения:
2 года
Содержание программы.
1. мероприятия, проводимые непосредственно в стенах образовательного учреждения (выездные музейные уроки, праздники из цикла «Народный календарь», интерактивные выставки, мастер-классы);
2. мероприятия, проводимые дистанционно (дистанционные занятия, виртуальные экскурсии, видео-уроки, интерактивные игры);
3. мероприятия, проводимые в стенах музея народной культуры (on-line – трансляции массовых мероприятий, выставка работ декоративно-прикладного творчества детей-инвалидов, подведение итогов конкурсов и викторин);
4. методическая и консультативная помощь педагогам интернатных учреждений по традиционной народной культуре (беседы о народных праздниках, об обрядах и обычаях, тематика классных часов);
5. учебно-методический комплекс для детей-инвалидов по народной культуре (методические рекомендации для педагогов «Народные праздники», видео-уроки с сурдопереводом и/или бегущей строкой, книги «Загадки, считалки, потешки» с шрифтом Брайля).
Участники реализации музейно-образовательной программы: Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты Белгородской области и г. Белгорода, ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в с. Веселая Лопань, ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат (центр дистанционного образования детей-инвалидов)» и дети-инвалиды из БМООИД «Тепло души».
Исполнители:
научные сотрудники музея народной культуры.
Подведение результата проекта:
1. Проведение конкурса творческих работ «Нет границ для творчества!»
2. Выставка творческих работ «Нет границ для творчества!».
В результате внедрения музейно-образовательной программы «Музей в гостях» в коррекционных школах области будет происходить постепенное формирование целостной системы ознакомления и освоения детьми-инвалидами традиционной культуры Белгородского края, а также создадутся новые условия для воспроизведения музейной среды, творческого развития детей и преодоления социокультурной изоляции детей-инвалидов.