I. Введение
Каждая улица города, поселка, села имеет свою историю, у одних она теряется вдали веков, у других измеряется жизнью всего нескольких поколений.
Некоторые улицы своё имя получили раз и навсегда, другим его много раз меняли, следуя коренным изменениям в жизни страны. Иногда название напоминает о первопоселенцах; название других указывает на способ заселения (Новосёловка), на характер первых поселенцев (Самодуровка), на тип построек (Меловенька). Пытливому уму имя улицы очень много может рассказать.
Менялась жизнь страны, менялись и наши улицы. Мазанки, крытые соломой, уступили место деревянным, обложенным кирпичом домам, а тех теснят особняки с арками и башенками и прочими архитектурными излишествами...
Было время, когда по нашим улицам нельзя было пройти без резиновых сапог, а как живет ваша улица сейчас?
Каждый двор, каждый дом - это целый мир со своей историей, своей судьбой, своими радостями и бедами. Познакомиться с этим миром, с семьями, где царят лад и любовь, с трудовыми династиями, ветеранами войны и труда, поучиться у них мудрости, ответственности, доброте и порядочности. Посочувствовать и помочь инвалиду, пообщаться и этим доставить радость одинокому...
А ещё поучиться собрать статистические данные, обобщить их, выделить главное и ярко и красочно представить свой материал.
П. Цель:
изучение истории улиц как составную часть истории родного края, формирование навыков самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся.
III. Этапы работы над проектом:
1. Работа в городском или сельском совете над списками жителей исследуемой улицы.
2. В библиотеке познакомиться с летописью поселения.
3. Изучить литературу по исследуемому населенному пункту, материалы районной периодической печати.
4. Изучить тип построек на улице, сделать снимки типичных и оригинальных строений.
5. Встретиться с жителями улицы, записать их рассказы, сделать фотоснимки.
6. Выяснить, какие общественные постройки есть на улице, сделать снимки.
7. Составить таблицы по анализу собранного материала.
8.Подготовить статью об интересных людях улицы в периодическую печать.
9. Обобщить весь материал и представить в виде рукописной книги, иллюстрированной фотоснимками.
IV. Защита проекта
(форма определяется исполнителями проекта и руководителем)
V. В музей представить копию рукописной книги.
Вопросник к проекту «На свете много улиц разных»
1. Название улицы. Выяснить, какие названия улица имела в разные периоды истории. С чем связано данное название? Если улица названа в честь государственного деятеля или земляка, нужно подготовить краткую историческую справку.
2.Сделать выписки из летописи села (поселка, города), которую ведут библиотеки области.
3. Есть ли в вашей районной библиотеке краеведческая литература? Составьте список, сделайте выписки.
4. Сколько детей дошкольного, школьного возраста проживают на исследуемой улице? Сколько ветеранов войны и труда? . Есть ли трудовые династии?
5. Чем увлекаются жители улицы?
6. Есть ли мастера, известные в селе (поселке, городе)? Назовите их, дайте краткую справку. Если можно, сфотографируйте их работы.
7. Изучение типов жилища.
№ п/п | Всего жителей улицы | Детей до 6 лет | Школьники 7-17 лет | Молодеж 17-25 лет | 26-40 лет | 41-60 лет | Старше 60 лет | Ветераны войны | Имеют гос. награды и знаки | Одинокие, инвалиды |