Белгородский государственный музей народной культуры

Проспект Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 10:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Электронная почта приемной:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Цель: знакомство с культурным прошлым русского народа на материале экспозиции ГБУК БГМНК «Уездный город», раздела «Мастерская модистки»

Задачи:

  • - развить интерес к культурному прошлому своего народа;
  • - расширить представления о мастерских по пошиву одежды;
  • -познакомить с краткой историей моды в России в к. XIX – нач. XX вв.;
  • -познакомить с основными понятиями темы.

Оборудование: экспонаты разделов, дидактический материал (иллюстрации, таблицы), мультимедийный проектор.

Место проведения: экспозиционный зал ГБУК БГМНК по адресу: Гражданский пр-т, 61, 3 этаж

Ход мероприятия:

Мадмуазель Рахлин: Здравствуйте, дорогие гости! Меня зовут Евгения Абрамовна Рахлин. Я рада вас видеть у себя в магазине дамских шляп и галантерейных изделий.

Я модистка, мастерица по изготовлению женских шляп, а также платья и белья. О нас модистках упоминал даже Л.Н. Толстой в своем произведении «Анна Каренина»: «[Анна] отдала модистке для переделки три платья» (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»).

Забота о туалете – это неотъемлемая часть нашего быта. У каждого должен быть гардероб на все случаи жизни. Моя задача – превратить лоскутки бархата, атласа, глясе, блонд, лент и прочее в дивные куафюры и шляпки, приводящие в восторг белгородских щеголих, а мантильи и платья, выходящие из моей мастерской, - совершенное очарование. Одна газета под названием «Молва» так о нас, модистках писала: «Настоящая модистка не работница, которая делает корсеты или вышивает на срок! Нет, она артистка, работающая свободно. Модистка есть поэт».

Мое святилище мод устроено по всем правилам изящного вкуса: есть зеркало, ширма, а всюду в шкафах и вне шкафов предметы дамских нарядов.

У меня в мастерской вы можете заказать платье по последней моде, просмотрев модные журналы. В них, к сожалению, нет выкроек. Поэтому моя задача, посмотрев на картинку вашего заказа, сделать выкройку.

А теперь я предлагаю окунуться в историю моды в России конца XIX начала XX вв.

Предлагается посмотреть презентацию «История моды в России конца XIX начала XX вв.»

Слайд 1. На смену господствовавшему всю вторую половину XIX века историзму приходит новый стиль, получивший в России название модерн. Костюм эпохи как ничто другое отразил смену идеалов красоты: меняются пропорции платья, его конструкция и силуэт, что влечет за собой перемены и в используемых тканях, как в самом материале, так и в орнаменте. Но все это происходит не за один день.

Слайд 2. 1890-е годы. На смену узким драпированным юбкам и тюнику (верхняя часть двойной женской юбки) приходят юбки, мягко облегавшие фигуру и расширяющиеся книзу. Новому силуэту соответствуют и изменения кроя, их шьют из расклешенных полотнищ, иногда закладывая мягкими встречными складками по центру спинки. Лиф и талия еще остаются очень сильно затянутыми. В моду входят огромные пышные рукава с густой сборкой у плеча, получившие название «жиго», явное заимствование из арсенала модного костюма Возрождения.

Слайд 3. Однако во второй половине десятилетия ширина рукава уменьшается, сохраняется лишь небольшой буф у плеча, а в первые годы ХХ в. появляется рукав с буфом между локтем и кистью.

Слайд 4. На вечерних туалетах, как правило, рукав короткий, пышный, фасона «фонарик», иногда драпированный в виде бабочки. Вечерние платья шьют очень открытыми, с большим овальным декольте.

Слайд 5. В качестве верхней одежды широко распространены ротонды и кроткие круглые накидки, широкие, без рукавов. Это единственная верхняя одежда, которую удобно было носить на платьях с рукавом «жиго». Их

делали обычно из сукна или плюша и украшали страусовыми перьями, вышивкой стеклярусом или аппликацией из ткани.

Слайд 6. Одна из особенностей моды этого времени – высокий стоячий воротник на косточках, даже в летних костюмах, где его исполняют из кружева.

Слайд 7. 1900-е гг. Начало ХХ века – это уже период безраздельного господства стиля модерн в искусстве костюма. Изменяется конструкция корсета: теперь он должен был придавать фигуре своеобразный изгиб, напоминающий букву S.

Слайд 8. Он и определял силуэт костюма, подчеркиваемый лифом с напуском спереди, часто с несколько заниженной талией, и юбкой, плотно охватывавшей бедра и лишь у колен расширявшейся и веером распускавшейся по полу. Для сохранения формы платья имели нижние юбки, часто многослойные, из тафты с воланами и плиссированными оборками, шуршащими при движении. В силуэте этих костюмов нашел выражение эстетический идеал стиля модерн, с его тяготением к волнистым линиям и текучим формам.

Слайд 9. В полной гармонии со стилем было и цветовое решение. Платья шьют из тканей неопределенных тонов, используя материи мягкие, пластичные. Излюбленные цвета: палевый, розовый жемчужно-серый, морской волны и т.п.

Слайд 10. Получает свое дальнейшее развитие прием многослойности, когда полупрозрачные ткани – шифон, тюль или кружево – накладываются на ткань в тон основного цвета платья.

Слайд 11. Отличает костюм обилие декора: воланы и рюши, плиссе, тончайшие кружева и вышивка, исполненная в самых разных техниках и с применением различных материалов, - все могло быть использовано даже в одном платье одновременно.

Слайд 12. Особо модным в эти годы становится кружево. Из него исполнялись платья целиком, из кружева делались жабо, вставки-манишки,

воротники, воланы, обрамляющие декольте, оборки на рукавах, всевозможные прошивки в летних платьях из батиста и легкого шелка.

Слайд 13. 1910-е годы. С конца первого десятилетия ХХ века костюм вступает в следующий этап своего развития. Исчезает S-образная линия силуэта, а с нею и корсет, сильно стягивавший и деформировавший фигуру, и широкие нижние юбки. Платье укорачивается и приобретает строгий, стройный силуэт. Лиф его делается мягким, с небольшим напуском и завышенной талией.

Слайд 14. Юбка становится прямой, узкой, часто украшается тюниками разной формы либо ассиметричными, плотно прилегающими к фигуре драпировками, завершающимися небольшим треном: остроугольным овальным или раздвоенным в виде русалочьего хвоста.

Слайд 15. Одной из особенностей моды становятся соединение тяжелых тканей – бархата, парчи, атласа с полупрозрачным воздушным газом, шифоном, тюлем. Платье из тонких воздушных тканей может украшать тяжелая вышивка стеклярусом, бисером, блестками, металлической нитью.

Слайд 16. Одновременно с модными в предшествующий период светлыми тканями встречаются и яркие, часто контрастные тона: малиновый, зеленый, желтый.

А теперь я предлагаю вам выбрать понравившийся фасон платья, собрав картинку.

Предлагается игра «Собери модную картинку» (Задача участников собрать картинку из пазлов)

После того, как мы определились с заказом, модистка снимает мерки. Я предлагаю попробовать себя в роли модистки и снять мерки с фигуры.

Предлагается игра «Сними мерки»

Можно выписать туалеты из Москвы и Петербурга, а то и из самого Парижа. Будет даже дешевле. Французское шелковое платье, которое в Париже можно было купить за 43 рубля, В Петербурге стоит 98. Можно купить у меня или заказать разные дамские мелочи: перчатки, веер, шляпные

булавки, изящные флаконы. Обратите внимание на этот чудесный веер – предмет дамского туалета. С помощью веера женщина адресовала послания мужчине. Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовалось послание.

Предлагается игра «Расшифруй тайное послание»

(Задача участников выразить свои чувства с помощью «языка веера»)

В моем подчинении – штат работниц, которые шьют на машинах «Зингер», более тонкую работу выполняют белошвейки. Пока дама примеряет заказ за ширмой, ее кавалер может присесть в кресло. А готовые заказы особо привилегированным заказчицам мы приносим на дом.

Важнейшая составляющая дамского туалета – платье, которое требует несколько аршин ткани. Недавно дала рекламу в газету: «Нынче невозможно надеть платье из материи, стоящей менее 25 рублей за аршин, ежели она широкая, и 13, если узкая; иначе вы тотчас будете иметь мигрень, спазмы и все их последствия. Поэтому бегите в магазин Евгении Абрамовны Рахлин. Она знает, где покупать ткань».

Чтобы выполнить один заказ, я как-то у местного купца купила пять аршин двойного линона по десяти рублей. А другая моя постоянная клиентка заказала платье из голубого камлота. За камлот он просит по 7 рублей аршин, но так как я пользуюсь особенным расположением, то он взял с меня по пяти с полтиной за аршин. Тафты, к сожалению, у купца не было. Он получит товар через две недели, я куплю на платье.

Предлагается игра «Подай рекламу в газету» (Задача участников придумать текст рекламы в газету на предложенный товар)

В зимнее время года у меня заказов побольше. Поскольку съезжается из своих поместий дворянство, которое после нескольких месяцев однообразной жизни старается вознаградить себя развлечениями: театры, балы, маскарады в дворянском собрании, домашние спектакли, званые обеды, праздничные гуляния.., и потому нужно быть хорошо одетыми.

Недавно была у меня одна посетительница. Дама потребовала всего, что есть нового, лучшего; пересмотрела все: все шкапы, ящики, все картоны; примерила четыре или пять шляпок, шесть или семь чепчиков, беспрестанно подбегала к мужу и к зеркалу, хохотала и не переставала говорить. Пересмотрев отрезы кружева, ленты, оставив за собой кучу разбросанных вещей, дама хлопнула дверями и исчезла.

Одна белгородка выходила замуж, так ее маменька заказали два ящика с туалетами – подвенечное платье из брюссельского кружева с бертою; кружевной шарф; вышитую мантилью из белого пудесуа; белое манто, подбитое ватой; серое домашнее платье на розовой подкладке и шесть носовых платков с отделкой из валансьенского кружева.

Названия, которые я здесь вам наговорила может удержать голова, одаренная редкой памятью. И я вам предлагаю разобраться в этом круговороте названий.

Предлагается игра «Вопросы от модного дома» (Задача участников найти пары карточек: соединить название с картинкой)

Приложения

  • Приложение 1. Игра «Собери модную картинку»
    (Задача участников собрать картинку из пазлов)

    Иллюстрация № 1

    Иллюстрация № 1

    «Детские моды задушевнаго слова». Бесплатное приложение к журналу «Задушевное слово» № 2, декабрь 1885 г.


    Иллюстрация № 2

    Иллюстрация № 2

    «Детские моды задушевнаго слова». Бесплатное приложение к журналу «Задушевное слово» № 4, февраль 1885 г.


    Иллюстрация № 3

    Иллюстрация № 3

    «Детские моды задушевнаго слова». Бесплатное приложение к журналу «Задушевное слово» № 1, ноябрь 1885 г.