Атрибуция музейных предметов
Одним из важнейших этапов работы музейного работника является изучение предмета, его атрибуция и описание.
Изучение предметов начинается уже на стадии их выявления в среде бытования и отбора для включения в музейное собрание. Предметы реальной действительности, обладающие определенными ценностными характеристиками, превращаются в музейные предметы, и это происходит в результате осуществления музеем одного из основных видов своей деятельности – комплектования музейных фондов.
В «Словаре музейных терминов» даётся такое понятие термину АТРИБУЦИЯ: Атрибуция (определение) – выявление присущих музейному предмету признаков. Этот этап изучения исследует как физические, химические и т.п. свойства предмета (это необходимо для выработки рекомендаций по хранению), так и свойства, позволяющие судить о назначении предмета, его происхождении и истории бытования.
Атрибуция, или определение, ставит своей задачей выявить присущие предмету признаки – физические свойства, функциональное назначение, историю происхождения и бытования. Атрибуция – установление авторов анонимных и псевдонимных научных и художественных произведений или же времени и места их создания (художественные школы, страны и т.п.). Для этого устанавливается материал и способ изготовления предмета (ручной, механический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравюра, литография, письмо, печать и пр.), цвет, форма, размер, вес (в случае с предметами нумизматики и предметами из драгоценных металлов), устройство, авторство, стилистические особенности, время и место создания и бытования предмета, его социальная, этническая, мемориальная принадлежность. Для изобразительных, письменных, фонических, фото- и киноисточников определяются также тема и сюжет. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма, марки и другие нанесенные на предмет знаки, определяется степень его сохранности и описываются имеющиеся на нем повреждения.
Определяется также цвет (в том числе и то, является ли данный цвет естественным, например, у полудрагоценных камней, или полученным при окрашивании, тогда важно знать, каким красителем и каким способом оно производилось). Для некоторых предметов (нумизматика, изделия из драгоценных камней и драгоценных металлов) важно определить вес. Для всех предметов фиксируются размеры, форма, устройство, время и место создания, наличие надписей, клейм, фабричных марок, геральдических знаков и т.п.
В процессе определения музейного предмета проводится сопоставление всех присущих ему признаков, он сравнивается с другими аналогичными и родственными ему предметами. В этой работе большую помощь оказывает научная и справочная литература – монографии, справочники, каталоги, путеводители. Существуют также издания, специально предназначенные для помощи в определении предметов – определители. Они представляют собой иллюстрированные издания, в которых выделены и описаны признаки, присущие той или иной группе родственных предметов. Одни определители описывают предметы, родственные по материалу, другие описывают признаки предметов, родственных по назначению или среде бытования.
Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и научно-справочном аппарате музейных фондов.
Здесь приводится алгоритм атрибуции и описания предмета, который был выработан на основании опыта музейной работы.
Название | Что это? |
Назначение | Для чего? |
Материал | Из чего сделан? |
Техника | Как сделан? |
Размеры | в сантиметрах |
Устройство | Как выглядит |
а) строение, конструкция | от общего к частному |
б) декор | чем, как украшен место расположения орнамента, техника, тип орнамента, композиция, цвет и вид материала орнаментации |
Датировка | Когда сделан? |
Место производства | |
Связь с событием, лицом, краем | |
История предмета | |
Автор | |
Клейма, марки, печати, штампы, подписи | |
Сохранность | |
Бытование | |
Музейное значение |