Пояснительная записка
Курс «Основы музейного дела» разработан для руководителей школьных музеев, начинающих создание этнографического уголка или музея, а также отдельные темы могут быть использованы при прохождении студентами ВУЗов музейной практики.
Курс рассчитан на 5 дней при шестичасовом рабочем дне.
Лекционные и практические занятия ведут заведующие отделами музея.
По окончании курса слушателям выдаётся справка с указанием содержания изученного материала.
I. Организационно-методический раздел.
1.1. Цели и задачи изучения курса «Основы музееведения».
Целью курса является освоение слушателями особенностей музейной деятельности, ознакомление с системой оформления музейной документации.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, культурно-образовательной и научно-методической работы в музее.
2. Ознакомить с оформлением учётной документации, работой с картотекой.
3. Создать у слушателей чёткое представление об организации научно-исследовательской деятельности.
4. Научить проводить простейшие социологические исследования.
5. Ознакомить с системой повышения квалификации работников.
II. Требования к освоению курса, основным знаниям и умениям.
В результате изучения курса «Основы музееведения» слушатели должны знать:
- методику комплектования, типы музейных коллекций, структуру музейного фонда;
- основные этапы и приёмы создания экспозиции;
- основные направления и программы культурно-образовательной работы в музее;
- сведения о современных информационных технологиях.
Должны уметь:
- описать предмет, работать с картотекой, составить акт, сделать запись в инвентарной книге;
- разработать сценарий мероприятия или музейного урока;
- создать мини- выставку или экспозицию, создать виртуальную экскурсию;
- разработать личный творческий план (самообразование).
III. Объём курса и виды учебной работы.
1. Общий объём курса – 30 часов.
2. Лекции – 20 часов.
3. Практикум – 8 часов.
4. Подведение итогов (зачёт) – 2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Научно-фондовая работа в музее.
1. Законодательство РФ о музейном фонде и музеях.
Создание правовой базы для сохранения и развития отечественной культуры. Законодательные акты, относящиеся к деятельности музеев.
2. Задачи, цели и направления научно-фондовой работы музея.
Своеобразие научно-фондовой работы. Нормативные документы. Задачи и цели фондовой работы. Основные направления научно-фондовой работы. Содержание научно-фондовой работы. Обеспечение научно-фондовой работы.
3. Фондово-закупочная комиссия.
Компетенция ФЗК. Организация работы ФЗК. Состав ФЗК.
1 час.
4. Научная организация музейного собрания.
Состав музейного собрания, его соответствие профилю музея. Научная классификация памятников. Музейные коллекции, их типы. Структура музейного собрания: основной фонд, научно-вспомогательный фонд, фонд материалов временного хранения, коллекционный фонд, обменный фонд, архивные фонды, научная библиотека. Научно-справочный аппарат фондов.
1 час.
5. Научное комплектование музейного собрания.
Задачи и цели комплектования. План комплектования: текущий, перспективный. Способы комплектования фондов. Формы комплектования. Экспедиция как форма комплектования. Этапы комплектования фондов. Выявление и отбор предметов музейного значения. Методика отбора предметов музейного значения. Оформление результатов комплектования.
1 час.
6. Учёт музейных фондов.
Цели и задачи учёта. Состав учётной документации. Методика проведения основных учётных операций. Виды, формы и методы учёта. Инструкция по учёту и хранению музейных ценностей. Маркировка музейных предметов. Сверка наличия музейных коллекций с учётной документацией.
1 час.
7. Хранение музейных предметов.
Общие правила хранения. Организация охраны музейных помещений. Оборудование экспозиционных залов. Требования к оборудованию фондохранилищ. Режим музейного хранения: температурно-влажностный режим, световой режим, биологический режим, загрязнение воздуха. Комплексное хранение. Раздельное хранение. Топографические описи. Картотека фондохранилища. Транспортировка и упаковка музейных предметов.
8. Реставрация и консервация музейных предметов.
Реставратор. Реставрационные мастерские. Реставрационный совет. Документирование реставрационных работ.
1 час.
9. Изучение музейных предметов.
Задачи и цели изучения музейных предметов. Формирование системы знаний о музейном предмете. Методы изучения музейного предмета: атрибуция, классификация, систематизация, интерпретация, описание. Научная инвентаризация музейных предметов и музейных коллекций. Исследование состава коллекций. Разработка классификационной схемы. Создание системы научно-справочного аппарата музейного собрания. Подготовка каталога коллекции. Составление научного паспорта. Ввод информации в автоматизированный банк данных музейного собрания.
1 час.
Итого: 6 часов.
Культурно-образовательная деятельность музея
I. Основные этапы культурно-образовательной деятельности отечественных музеев.
Просветительная модель: 1870-е-1890-е – середина 1920-х гг. Политизированная модель: 1920-1950-е гг. Информативная модель: 1960-е – середина 1980-х гг. Коммуникативная модель: конец 1980-х – 2000 г.
1 час.
II. Культурно-образовательная деятельность как важный элемент музейной коммуникации. Цели, задачи и направления культурно-образовательной работы. Формы культурно-образовательной деятельности.
1. Направления, формы и методы образовательной деятельности. Экскурсия как форма образовательной деятельности музея, ее специфика. Классификация экскурсий: обзорные, тематические, учебные. Подготовка экскурсии: определение темы, целей и задач, составление библиографии, сбор материала по теме, составление развернутого плана и текста экскурсии. Проведение экскурсии. Мастерство экскурсовода.
2. Другие базовые формы культурно-образовательной деятельности. Лекция: подготовка к лекции, использование музейных материалов, технических средств. Лекция на базе музея. Выездная лекция. Цикл лекций. Клуб: виды клубов, положение о работе клуба, определение тематики заседаний, участие членов клуба в деятельности музея. Кружок.
3. Конкурс (олимпиада, викторина), музейная гостиная, литературный вечер, театрализованный праздник, мастер-класс. Подготовка сценария мероприятия. Оформление зала для проведения мероприятия. Использование дидактического материала и технических средств во время проведения мероприятия.
1 час.
III. Взаимодействие музея с образовательными учреждениями.
Информирование специалистов системы образования о деятельности музея. Планирование совместной деятельности. Образовательные программы. Особенности работы с дошкольниками, учащимися и студентами.
IV. Музей и семья.
Цели и задачи работы музея с семьёй. Построение системы взаимодействия с семьёй. Музейные уроки по народной культуре. Лекции для родителей. Театрализованные праздники с участием детей и родителей.
1 час.
V. Документация культурно-образовательного отдела.
Виды учетной документации культурно-образовательного отдела. Ведение журнала заявок на экскурсии и мероприятия, составление графиков посещения музея образовательными учреждениями. Ведение журналов учета посетителей, лекций, экскурсий. Ведение картотеки посещаемости музея образовательными учреждениями.
1 час.
VI. Рекламная деятельность музея
Работа со СМИ. Издание материалов музея. Адресная реклама.
1 час.
Итого: 6 часов.
Научно-экспозиционная и выставочная деятельность музея
1. Музейная экспозиция.
Основные понятия: экспонат, музейная экспозиция, экспозиционный материал, тематическая структура, экспозиционный комплекс, выставки. Методы построения экспозиции. Виды экспозиционных материалов.
1 час.
2. Научное проектирование экспозиции.
Этапы научного проектирования экспозиции. Художественное проектирование: генеральное решение, эскизный проект. Художник и экспозиционер. Техническое и рабочее проектирование. Разработка научной концепции, расширенной тематической структуры, тематико-экспозиционного плана. Пробная экспозиция.
1 час.
3. Выставочная деятельность.
Основные функции выставки в музее. Формы и виды выставок. Выставочная работа музеев в современных условиях.
1 час.
Итого: 3 часа.
Научно-методическая деятельность музея.
1. Задачи и содержание научно-методической работы, обобщение, унификация типовых приёмов музейной деятельности, изучение и обобщение передового опыта отечественных и зарубежных музеев.
1 час.
2. Разработка частных методик, консалтинговая деятельность.
3. Система повышения квалификации сотрудников. Курсовая подготовка. Самообразование. Наставничество. Индивидуальное стажирование, организация семинаров, чтений, конференций.
1 час.
4. Научно-исследовательская деятельность музея. Направления научно-исследовательской деятельности, её организация. Деятельность научно-методического совета.
1 час.
5. Современные информационные технологии в музее. Интернет в музее. Музей и электронные публикации.
1 час.
6. Музейная социология. Современные социологические проблемы в музее. Методика сбора первичной социологической информации в музее.
1 час.
Итого: 5 часов.
Практикум
1. Научно-фондовая работа.
Атрибуция, классификация, систематизация музейных предметов. Составление акта, работа с картотекой.
2 часа.
2. Экспозиционно-выставочная работа
Создание мини-выставки.
2 часа.
3. Культурно-образовательная работа.
Подготовка сценария мероприятия.
2 часа.
4. Научно-методическая работа.
Создание виртуальной экскурсии по разделу музея. Вариант: разработка личного творческого плана.
2 часа.
Итого: 8 часов.