Белгородский государственный музей народной культуры

Проспект Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 19:00,
в среду c 11:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 32-13-50 - администратор

   Посмотреть на карте

Электронная почта приемной:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Основная возрастная категория: учащиеся средних и старших классов.

Участники и действующие лица: сотрудник ГБУК БГМНК, учащиеся средних и старших классов МБОУ СОШ г. Белгорода.

Время проведения музейного урока: 45 минут.

Цель: Воспитание интереса к истории, культуре русского народа второй половины19 века.

Задачи: Познакомить с понятием салонная культура. Исследовать разновидности игр в домашнем кругу во второй половине 19 в.

Форма проведения – музейный урок.

Оборудование и материалы: дидактический материал – лото, пазлы, шахматы.

Список литературы:

1. Палий Е.Н. Салон как феномен культуры XIX века. Традиции и современность: Монография. – М.: Изд-во «НЕФТЬ и ГАЗ», 2008.

2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века), 1993.

Ход музейного урока

Здравствуйте.

Предлагаем вам с интересом заглянуть в историческое прошлое русского общества второй половины XIX века. Познакомиться кратко с понятием салонная культура и узнать о домашнем досуге семьи этого периода времени.

(Участникам экскурсии предлагается посмотреть видеоряд в разделе основной экспозиции третьего этажа «Дом состоятельного горожанина»).

Актуальность темы состоит в исследовании салона как определенной изолированной сферы, в которой формировались новые направления в национальной культуре, а также создавалась благоприятная обстановка для роста нового поколения интеллигенции. Изучение опыта салонов и дальнейшее применение этого опыта сможет стать благоприятной основой для развития творческого потенциала современной молодежи. Именно салоны некогда оказывали значительное влияние на развитие общественного сознания: в них складывалось общественное мнение по актуальным вопросам современности, почитались гуманистические ценности, формировались литературно-эстетические вкусы, поддерживались нравственные, культурные традиции российского дворянства, созидалась творческая атмосфера, культивировалось чуткое отношение к дарованию, в какой бы сфере деятельности оно не проявлялось. Салоны постепенно становились неотъемлемым компонентом частной жизни российского дворянства, поддерживая преемственность идеалов и взаимопонимание между поколениями.

Салонная культура – форма организации культурной жизни, имеющая свои специфические особенности. Место проведения – гостиная частного дома влиятельного лица; особая роль хозяина (хозяйки) салона в организации его деятельности, декор гостиной, подбор гостей; соответствующие правила поведения, общения, речи и специфические занятия, главные из которых – общение на темы, связанные, в первую очередь, с искусством, занятие искусствами, камерность.

Салонная культура противостоит массовой культуре, которая ориентирована на «усреднённого» человека, представленного как массового потребителя, которому хочется только развлечений. В этом плане салонная культура сближается с элитарной, ориентированной на небольшую группу людей, обладающих особой, художественной восприимчивостью и развитым эстетическим вкусом. Использование элементов салонной культуры представляет широкие возможности для возрождения духовной элиты общества.

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность – свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности.

Элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно её творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает).

Салоны России XVIII – XIX вв. сыграли заметную роль в формировании художественно-эстетических вкусов публики. В салонах завязывались знакомства, встречались единомышленники, составлялись творческие проекты. Современники объединялись в салонах по призванию, своим дарованиям и способностям, исходя из взаимной привязанности, симпатии, сходства образа жизни, по принципу родственных и дружеских связей, соседства. Если на полях сражений формировался героический дух эпохи, то в салонах, гостиных, кружках закладывался и со временем реализовывался интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал их вдохновителей и посетителей.

В светских салонах XIX века не только читали стихи, беседовали об экономике и политике, но и проводили время за играми. Мы предлагаем вам познакомиться с досугом, который был популярен во времена, когда не было ни телевидения, ни интернета, ни даже электричества. Эти занятия, игры мягко перекочевали из салонов в домашний круг и сформировали особую для каждой семьи атмосферу досуга, взаимодействия в кругу домочадцев.

Игровых занятий было большое количество, мы разберём самые популярные на тот период времени и поиграем в некоторые из них (лото, пазлы, почта, рифмы).

Карточные игры

В XIX веке карты были очень популярны, но считались не самым пристойным развлечением. Их называли «позором гостиных», «растлением нравов» и «тормозом просвещения». Культуролог Юрий Лотман отмечал, что азартная игра встречала «решительное моральное осуждение», а в конце XVIII – начале XIX века была формально запрещена как безнравственная. Но, несмотря на это, в карты играли повсеместно: «…все: и дамы, и девицы, и юноши, предпочитая танцам зелёное поле. В обществе было принято разделять азартные картёжные игры и те, где развивались сообразительность и внимательность игроков.

Юрий Лотман в книге об истории русской культуры писал, что в России XIX века наиболее популярной игрой была штосс. Популярность этой карточной игры нашла своё отражение и в русской литературе. В штосс играли Германн и Чекалинский в «Пиковой даме» Александра Пушкина, Арбенин в «Маскараде» Михаила Лермонтова, Хлестаков в «Ревизоре» Николая Гоголя, Николай Ростов в «Войне и мире» Льва Толстого и другие персонажи.

В карты мы играть с вами не будем, а вот в другие игры попробуем поиграть.

Подвижные игры

Во многих домах было принято между танцами и музыкой забавляться «невинными играми» – так называемые «маленькие игры», непродолжительные

по времени подвижные развлечения. Большая часть таких игр была калькой с дворовых народных забав. Для примера вспомним молодого барина Алексея Берестова – героя пушкинской повести «Барышня-крестьянка» – играл с девушками в горелки – исконно народную забаву.

Другая из «маленьких игр» и очень популярная – фанты – дошла и до наших дней. По правилам игры каждый из игроков складывает фанты в шляпу. После ведущий с закрытыми глазами вынимает фант и даёт хозяину этого фанта самые разные задания: петь по-петушиному, прыгать на одной ножке и тому подобное.

Выпускались сборники советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни, где описывались примеры популярных подвижных игр для взрослых и детских групп.

Рифмы

Играющие садятся в круг. Один из играющих бросает кому-нибудь платок и одновременно произносит слово, а другой должен поймать платок и отвечать в рифму – и так по кругу. Чем труднее загаданное слово, тем неожиданнее и смешнее получается рифма.

Птицы летят

Играющие садятся вокруг стола, на который кладут свои указательные пальцы. Один из игроков начинает перечислять одушевлённые и неодушевлённые предметы, способные летать, а другие должны поднимать пальцы вверх. Если игрок поднял пальцы, когда прозвучало название предмета, который летать не может, он проиграл.

Игра в почту

Всем участвующим в этой игре даётся по кусочку бумаги, на котором каждый пишет какой-нибудь вопрос. Эти бумажки кладутся в шляпу и перемешиваются, затем поочерёдно каждый из играющих вынимает по одной бумажке и, не читая вопроса, пишет на оборотной стороне ответ, после чего складывает бумажку в другую шляпу. Когда все ответы написаны, бумажки вынимают и читают вслух вопросы и ответы — несочетания вопросов и ответов становятся каламбурами.

Двойная декламация

Одна девушка сидит на коленях у другой, которую полностью скрывает покрывало, и читает стихи. Вторая же девушка пытается ей помешать разными жестами и рассмешить наблюдателей. Игра заканчивается, если читающая стихи засмеётся.

Туалет

Игроки называются разными предметами одежды, а ведущий по очереди называет их. По команде «Весь туалет!» игроки должны быстро встать со своих мест и поменять их. Кто не успевает занять место, становится проигравшим. Известен случай, когда в Николаевском дворце распорядителем игры был

сам Николай I, а один из игроков занял стул прежде императрицы, но был за то только поощрен императором.

Настольные игры

В XIX веке в моду вошли настольные игры: в них, как и сейчас, было игровое поле, фигурки, которыми ходили игроки, и кубик, определяющий количество очков или «шагов». Считается, что предшественницей этой забавы стала старинная игра «Гусек», в которой нужно было быстрее всех дойти до финиша, собрав по дороге большее количество гусей.

Игры XIX века стали своего рода путешествиями: например, в «Путешествии по России» нужно было как можно быстрее добраться на локомотиве из Одессы в Москву, самостоятельно разработав маршрут через Киев или через Курск. А игре «В Париж на выставку» нужно было успеть к началу всемирной экспозиции достижений хозяйства в Париже.

Нередко настольные игры носили обучающий характер. В исторической стратегии «Синопское сражение» игрокам предлагалось разыграть театр боевых действий. Один выступал за Россию, другой представлял военные интересы Турции. Существовал также вариант игры в «Гусек», для победы в котором требовались безупречные математические способности. Игровое поле представляло собой множество ячеек с задачками: нужно было быстро умножить или разделить двух- и трехзначные числа. За правильный ответ игрок получал «деньги» из общего банка, за поражение – вносил в общую казну свои.

Лото

Лото пришло в Россию из Италии в XVIII веке и сразу стало очень популярным. В него играли не только на светских вечерах, но и в кругу семьи. Героиня чеховской «Чайки» Ирина Аркадина говорила: «Когда наступают длинные осенние вечера, здесь играют в лото. Вот взгляните: старинное лото, в которое ещё играла с нами покойная мать, когда мы были детьми».

За годы существования игры её правила не изменились. Участники получают карточки с числами, ведущий вытаскивает из мешка бочонки и называет номера. Выигрывает тот, кто первый закроет горизонтальный ряд. Пика популярности игра достигла к 1840-м годам: тогда в лото часто стали играть на деньги в светских клубах. Страсть игроков доходила до того, что за партией проигрывались сотни рублей. Мода на азартное лото привела к тому, что игру в общественных местах признали незаконной. Однако это не повлияло на народную любовь: в лото играют до сих пор.

Пузеля

Пузеля, или, как мы называем их сегодня, пазлы, изобрел английский картограф и гравёр Джон Спилсбери. Он приклеил географическую карту на доску, распилил её на части (пазлы) и предложил детям по памяти собрать полную картинку. В Россию пазлы пришли в XIX веке и стали салонной игрой. Их на немецкий манер называли «пузели» или на французский «пузеля». Тогда

из пузелей собирали уже не карты, а небольшие живописные картины с изображением пейзажа или натюрморта. Заключительная часть В жизни людей, как детей, так и взрослых, игра играет важную роль. Она заполняет досуг, восполняет потребность в отдыхе и разрядке, даёт эмоции и новые впечатления, позволяет выйти за пределы обыденной жизни и окунуться в иной, игровой мир, где царят свои правила и свой порядок. Будучи однажды сыгранной, она остаётся в памяти как некое творение или ценность, передаётся далее, как традиция, в тоже время игра всегда уникальна, невозможно в точности повторить одну и ту же игру дважды. Игра позволяет нам моделировать события, пробовать проявлять себя в безопасной, комфортной обстановке. Чтобы игра осуществилась, нам всегда нужен кто-то или что-то, с кем (чем) ведётся взаимодействие, кто (что) будет отвечать встречным ходом на ход игрока. В игре всегда есть элемент неожиданности, риск, напряжение, возможность нескольких исходов. Именно это придаёт игре особое очарование и позволяет личности развиваться творчески. Играйте, дорогие друзья, во все периоды своей жизни, но мера вещей есть во всём.

Всего доброго. До новых встреч!