Белгородский государственный музей народной культуры

Проспект Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 19:00,
в среду c 11:00 до 20:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 32-13-50 - администратор

   Посмотреть на карте

Электронная почта приемной:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Основная возрастная категория: учащиеся средних и старших классов.

Время проведения музейного урока: 45 минут.

Цель: изучение истории развития фотоискусства в Белгороде на рубеже ХIХ -ХХ века.

Задачи:

- ознакомить с именами изобретателей фотографии;

- сформировать представление о первых фотоателье;

- изучить (исследовать) с помощью подлинных фотографий конца ХIХ – начала ХХ века паспарту (фотографический бланк) как источник информации и предмет искусства;

- познакомить с биографией и фотоработами белгородских фотографов К.А. Скорупского и А.М. Иваницкого, белгородского издателя А.А. Вейнбаума;

- расширить кругозор учащихся, обогатить их словарный запас;

- увеличить долю показа музейных предметов от общего количества предметов музейного фонда.

Форма проведения занятия – музейный урок.

Локация: основная экспозиция «Уездный город», раздел «Фотоателье».

Методы и приемы: демонстрационный метод, метод «погружения» в прошлое, практический метод.

Оборудование и материалы: фотоальбом, фотографии на паспарту, лупа, иллюстрационный материал по теме, карта г. Белгорода 1911 г., открытки с видами г. Белгорода начала ХХ века.

Расширение словарного запаса: камера-обскура, паспарту, литография, тиснение, клише, почтовая карточка.

Ход урока

Вступительное слово.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о старинной фотографии. Для современного человека фотография стала обыденностью. В каждом мобильном телефоне есть фотокамера. Многие и вовсе перестали её печать на фотобумаге, довольствуясь электронным видом. Но открывая старинные альбомы, невозможно оторвать взгляд от снимков, запечатлевших ушедшую эпоху. Старые фотографии – это настоящая кладовая истории. Они могут многое рассказать о том, как жили люди много десятилетий назад, чем они интересовались, какую одежду носили.

Основная часть.

Фотография в переводе с греческого языка («photos» - свет, «grapho» - пишу) означает «светопись».

История фотографии начинается в первой половине ХIХ века и связана она с именами трех человек: двух французов Жозефа Ньепса (изобретатель, отставной офицер), Луи Дагера (художник) и англичанина Генри Тальбота (физик, химик). Ньепсу первому удалось зафиксировать изображение с помощью камеры-обскуры (предшественника фотоаппарата) на металлической пластине, покрытой природным слоем асфальта (смолы). Дагер, используя наработки Ньепса, смог добиться более качественного закрепления изображения на серебряной пластине. 7 января 1839 г. на заседании Парижской Академии наук было сделано сообщение о его изобретении, этот день вошел в историю как День рождения фотографии. Вскоре после опубликования изобретения Дагера Генри Тальбот разработал способы размножения и увеличения фотографий.

В России фотография развивалась стремительно. Буквально через несколько месяцев после открытия принципов получения фотографии, русские ученые начали активно применять светопись в России.

В России фотография покорила не только крупные торгово-экономические центры – такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Харьков, в 70-х годах XIX века фотомастерские появляются практически во всех регионах России, в том числе на Белгородчине. Изначально в фотографии господствовал жанр портрет, т.к. иметь на память фотографии родственников или друзей желали многие.

Фотография была преимущественно мужским занятием. Фотографами становились люди самых разных сословий и профессий. В их числе были дворяне, мещане, купцы, рабочие, крестьяне; доктора, дантисты, аптекари, чиновный люд и, даже, студенты. В Белгороде в конце XIX – начале XX века в разное время работало как минимум 12 фотомастеров (показ инфографики в экспозиции). Одни работали довольно долго, другие в условиях жесткой конкурентной борьбы смогли продержаться лишь незначительное время.

Как же выглядели первые фотоателье? Изначально они представляли собой тесные каморки под самыми кровлями. Зачастую потолок в них был застеклен и перекрывался регулируемыми шторами. Свет также проникал в помещение через боковые окна, расположенные на северной или северо-западной стороне дома. Искусственное освещение было редкостью вплоть до конца XIX века. Обстановка ранних ателье была крайне скупа. Главными и нередко единственными предметами интерьера являлись аппарат для съемки и стул или кресло с зажимом для головы, которое помогало клиенту некоторое время удерживать позу. По конструкции это был тяжелый штатив с подковообразным передвижным кронштейном, при помощи которого подпиралась голова клиента. Благодаря этому нехитрому приспособлению посетители часто сравнивали свои ощущения от посещения фотоателье с приемом в зубоврачебном кабинете (демонстрация иллюстраций).

Во второй половине XIX века в арсенале ателье появляется раскрашенный или разрисованный фон. Для поясных или погрудных портретов фон делался светло-тоновым, нейтральным; при изображении в рост (одиночных или групповых композиций) использовались специальные сменные конструкции – декоративные фоны. Их рисовали на холсте, а для придания иллюзии пространства на переднем плане выставляли несколько реальных или бутафорских предметов по теме. Порой фотомастерская напоминала театральные декорации со сложными драпировками из ткани. Хороший мастер для удовлетворения вкусов своих клиентов имел обычно несколько фонов: интерьер жилой комнаты, деревенская околица, панорама лесного озера, берег моря, крепостные стены средневековых замков.... Для маленьких клиентов имелся целый набор детских игрушек: куклы, мячи, лошадки на колесиках и др. (демонстрация фотографий с разнообразными фонами, рассматривание фотоателье в музейной экспозиции).

Наше фотоателье принадлежит Константину Андреевичу Скорупскому. Мы не случайно выбрали имя именно этого фотографа. Портреты, которые делал Константин Андреевич, пользовались невероятной популярностью у его современников. Именно у него предпочитали сниматься белгородцы в начале ХХ века. Об этом свидетельствуют фотопортреты прабабушек и прадедушек, бережно хранящиеся в семьях коренных белгородцев. Фотографии талантливого фотомастера есть в фондах белгородских музеев, государственного архива Белгородской области и в частных коллекциях. Кроме того фотографическое заведение Константина Андреевича находилось в доме Черкашиных на Корочанской улице (ныне Гражданский проспект), именно об этой улице конца ХIХ – начала ХХ века идёт речь в экспозиции «Уездный город».

Константин Андреевич был запасным старшим унтер-офицер, происходил из потомственных почетных граждан. Своё фотоателье в Белгороде открыл 20 сентября 1892 года.

Фотоделу обучался в Москве у знаменитых мастеров Таубе и Александрова. В течение пяти лет заведовал Киевской инженерной учебной фотографией. За это время выполнил съемку местности в Подольской губернии, на границе с Австрией, в окрестностях Киева, в Киевской крепости, а также съемку Юго-Западной железной дороги. С 5-го апреля 1891 года работал в Харькове у знаменитого фотографа Федецкого. В 1904 году за свою добросовестную и высококачественную работу был удостоен высочайшей благодарности Его Императорского Высочества великого князя Сергея Михайловича.

Известен был не только в Белгороде, но и далеко за его пределами. Кроме белгородской мастерской имел павильоны в Рыльске, Льгове, Обояни, а в начале 1910-х годов открыл мастерскую в Старом Осколе на Курской улице. После Октябрьской революции жил и работал в Москве, где снимал известных людей. Существует легенда, что он снимал самого вождя революции В.И. Ленина.

К сожалению, найти портрет самого фотографа, нам пока не удалось, но у нас есть портреты белгородцев, сделанных в ателье К.А. Скорупского (демонстрация фотопортретов).

Все портретные съемки производились при натуральном дневном свете. Необходимость производить съемку при сильном естественном освещении обусловила и время работы – первая половина дня, как правило, с 10 до 15 часов. С появлением электрического освещения фотосъемку стало возможным

производить в вечернее время и пасмурную погоду. А в 1910-е годы в области фотодела распространилось фотографирование со вспышкой.

Для популяризации своих заведений фотографы прибегали к услугам рекламы. Вывеску старались сделать поярче, получше, чтобы заметна была издалека. Многие помещали свою рекламу в печатных изданиях – возможности такой рекламы были гораздо шире: в ней сообщались сведения не только о том, где располагалось фотографическое заведение, но и давался подробный перечень оказываемых услуг, оговаривались цены и т.д. (демонстрация фотографий с вывесками фотомастерских).

Много внимания уделялось оформлению фотографии. Изображение печаталось на тонкой фотобумаге, которую затем аккуратно наклеивали на специальный фотографический бланк – паспарту из многослойного картона. Это обеспечивало длительную сохранность фотографии, а, чтобы предохранить её от возможных повреждений (царапины, загрязнения, выцветание), на тыльной стороне по верхнему краю тонкой линией приклеивалась папиросная бумага, чистая или с рекламным текстом фотографического заведения (так называемый «фартук»), которая перекидывалась на лицевую сторону. Поскольку полученные в ателье фотографии по большей части вставлялись в альбомы или в рамки, «фартуки» редко сохранялись (демонстрация фотографий с «фартуком» и со следами оторванного «фартука»).

Самые ранние паспарту были безымянны; в лучшем случае фотограф, обрезая картон непосредственно в мастерской, на обороте ставил штемпель с указанием своей фамилии. В 1860-х гг. появляются паспарту всевозможных цветов, от нежно-розового до темно-коричневого и даже черного с золотым или серебряным обрезом, выполненные в художественном оформлении – на лицевой стороне тиснением обозначалась фамилия фотографа, на обороте тоновой печатью в красивом вычурном оформлении – фамилия, адрес мастерской, изображения полученных медалей и информация о благодарностях различных обществ и выставок. Например, Иоаким Петрович Борковский был удостоен благодарности Курской губернской ученой архивной комиссии. Иногда на оборотах паспарту встречаются изображения мольберта, палитры, кистей для рисования, которые должны были подчеркнуть принадлежность фотографа к миру искусства (демонстрация разнообразных паспарту).

Вначале паспарту поступали из-за границы, а в 1872 г. в Петербурге появилась первая фабрика по производству картона с собственным литографическим заведением, специализировавшимся на изготовлении паспарту (литография – способ печати, при котором оттиски получаются в ре-зультате переноса краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы (камня) непосредственно на бумагу).

У владельцев литографий имелись готовые клише – менялась только фамилия мастера и адрес его ателье; иногда рисунок паспарту разрабатывался индивидуально – многие из них имеют действительно высокохудожественное оформление. С 1880-х гг. на паспарту стал появляться текст – «Негативы сохраняются». Если заказчику позже вдруг потребуется еще несколько понравившихся снимков, сделать дополнительный отпечаток с хранящегося в ателье негатива было легче, нежели снова повторять весь процесс съемки и изготовления фотографии.

Задание для аудитории: представить себя коллекционерами, интересующимися старинной фотографий, в руки которых попала небольшая коллекция фото. Необходимо изучить внешний вид фото, паспарту и выяснить как можно больше информации о предметах фотоколлекции (для исследования предоставляются подлинные фотографии или фотокопии, лупа, белые перчатки).

Старинные фотографии имели различные форматы. По данным Фотографического календаря на 1891 год к 1890 году использовались следующие форматы паспарту (бланков) для фотографий. Самым маленьким форматом был «Миньон-портрет». «Визит-портрет» (Visit Portrait или Victoria Portrait) наиболее подходил для того, чтобы дарить карточку или оставлять на память при визите (отсюда – их название); «Кабинет-портрет» (Cabinet Portrait или Portrait Album) был удобен для того, чтобы в кабинете поставить в рамке на столе или повесить на стену (способ применения дал название этому формату); «Макарт-портрет» (Makart Portrait) почти равен кабинетному по высоте, но отличался от него шириной – он более узкий, подходящий для изображения в полный рост; «Променад-портрет» (Promenade) – такой же удлиненный, но размерами побольше; немного крупнее (главным образом шире) «Будуар-портрет» (Boudoir Portrait); еще больше – Империал (Imperial); и, наконец, Рояль (Royal) и Панель (Panel). Большинство фотографий, сохранившихся в семейных альбомах или имеющих хождение у коллекционеров, относятся к первым двум видам. Они были самыми популярными, и до нашего времени дошли в значительном количестве (параллельно с рассказом о форматах демонстрируются фотокопии или подлинные фотографии соответствующие определенному формату).

Название формата фотографии Размер паспарту / фотографии, мм
Миньон 40 х 78 / 36 х 70
Визитный или Виктория 65 х 105 / 56 х 94
62 х 101 / 54 х 92
82 х 127 / 70 х 105
Кабинетный 108 х 166 / 100 х 137
110 х 170 / 100 х 137
Променадный 105 х 210 / 93 х 200
Будуарный 135 х 220 / 123 х 189
Империал 175 х 250 / 160 х 217
Панель 180 х 320 / 160 х 300

В 1910-х годах производство паспарту значительно сократилось, и искусство фотографического бланка стало угасать.

Постоянно увеличивающееся количество фотографий в доме поставило вопрос о способах их хранения. Рынок быстро наводнили фотоальбомы. Среди них были и совсем простенькие, приобрести которые могли люди небогатые, и роскошные экземпляры с золотыми обрезами, переплетами из кожи, плюша, бархата, с дорогими застежками и украшениями из кости, перламутра и др. Листы альбомов из толстого картона имели сквозные окошки различных размеров – можно было оставить открытой оборотную сторону паспарту, или же вставить в то же окошко на обороте еще одну карточку (демонстрация фотоальбомов).

Кроме альбомов большой популярностью пользовались фоторамки: резные деревянные, литые бронзовые, тисненые картонные. Вставленные фотографии в них всегда были доступны для обозрения домочадцев и гостей дома; их ставили на письменные столы, этажерки, вешали на стены (демонстрация фоторамок).

В конце ХIХ – начале ХХ века начинает набирать популярность видовая съемка (городской пейзаж). Этому способствовал выпуск такого вида почтовой корреспонденции как иллюстрированное открытое письмо или почтовая карточка (открытка). Подавляющее большинство сюжетов занимали виды городов Российской империи, в том числе и Белгорода. Почтовая карточка стала не только популярным средством общения (ее используют, как возможность послать по почте небольшое письменное сообщение), но и предметом коллекционирования (многие из них сохранились «чистыми», т.е. не прошедшими почтового гашения).

Нам известны две серии почтовых карточек с видами Белгорода. Автором одной из них стал Алексей Михайлович Иваницкий, а издал её известный белгородский купец 2-ой гильдии Александр Александрович Вейнбаум (демонстрация почтовых карточек, обращение аудитории к фотографиям с видами Белгорода, присутствующим в экспозиции).

Для почтовых карточек Иваницкий А.М. запечатлел городские площади и улицы, храмы, гимназии и училища, торговые заведения, гостиницы, сады для гуляний.

Алексей Михайлович Иваницкий родился в 1855 году в Белгороде, в обедневшей дворянской семье отставного майора (демонстрация портрета фотографа). После смерти родителей Алексей остался на попечении своей старшей сестры Ангелины, которая отдала его на учебу во 2-ю Харьковскую гимназию. Но из-за трудного материального положения Алексей смог окончить только 4 класса, после чего поступил учеником в фотомастерскую Ю.Е. Глентцтнера, имевшего мастерские в Харькове и Белгороде. Превзойдя учителя в мастерстве, в 1882 году выкупил фотоателье в Харькове и Белгороде (дом Чумичёва на Соборной улице ныне Свято-Троицком бульваре) и начал работать самостоятельно (демонстрация паспарту с адресом белгородского фотоателье Иваницкого А.М.). Увлеченность, трудолюбие принесли свои плоды. Его работы были отмечены многими наградами. Особую известность фотографу принесли фотоснимки крушения царского поезда в 1888 году под Харьковом на станции Борки. Благодаря Алексею Михайловичу мы имеем возможность увидеть, как выглядел город Белгород в начале ХХ века. В 1911 году он сделал серию фотографий на 8

почтовые карточки, которые издал А.А. Вейнбаум. А.М. Иваницкий запечатлел многих своих современников – известных деятелей литературы и культуры: А.П. Чехова, А.М. Горького, Ф.И. Шаляпина, В.Ф. Комиссаржевскую, А.Н. Бекетова и других. Жизнь нашего земляка оборвалась трагически. Во время Гражданской войны 7 декабря 1920 года он был расстрелян в Крыму, так как принадлежал к дворянскому сословию.

За возможность увидеть Белгород начала ХХ века мы благодарны не только фотографу Иваницкому, но и издателю почтовых карточек Александру Александровичу Вейнбауму. Его имя неразрывно связано с центральной улицей нашего уездного города.

Родился Александр Александрович в 1867 году и проживал в Белгороде с женой Августиной и дочерью Ниной. Происходил из обрусевших венгров и принадлежал к купеческому сословию. В 1903 г. на улице Корочанской (ныне Гражданский проспект) им был построен большой двухэтажный дом (демонстрация фото дома в экспозиции). Дом до сих пор является достопримечательностью нашего города, в настоящее время в нем располагается управление культуры Белгородской области. Сначала на фоне небольших строений уездного Белгорода он выделялся своими размерами, сейчас – радует своей стариной и индивидуальностью.

В начале XX века в доме Вейнбаума была устроена лучшая в городе гостиница на 11 номеров с телефоном и ванной, а на первом этаже – книжный, писчебумажный, игрушечный и музыкальный магазины и аптека провизора Когана.

Открытки с видами Белгорода начала ХХ века печатались в его типографии, расположенной в этом же доме, в его же магазине и можно было их приобрести. Типографское дело Вейнбаума развивалось успешно – по заказам печаталась различная продукция: бланки, афиши, объявления, свадебные и визитные карточки, обложки для ученических тетрадей. Огромную ценность представляют книги и брошюры, изданные Вейнбаумом. Выпускались они небольшим тиражом и сегодня являются библиографической редкостью. В течение 10 лет в его типографии издавалась газета «Белгородский листок», в которой печатались различные объявления и реклама.

По свидетельству современников, Вейнбаум дорожил своим делом и вкладывал в него немало энергии и средств. В 1910 году он установил в своей типографии электрический двигатель с динамо-машиной, а спустя несколько лет приобрел новые скоропечатные машины, благодаря которым стоимость продукции, выпускаемой типографией, значительно снизилась.

Значительное внимание Александр Вейнбаум уделял благотворительности – много лет состоял членом сиротского суда по Белгородскому уезду, заведовавшего сиротскими и опекунскими делами лиц городских сословий.

После установления советской власти судьба Вейнбаума сложилась трагически – его дом и типография были национализированы, а сам владелец был вынужден бежать в Харьков. Однако попытка скрыться от новых властей оказалась безуспешной и в 1919 году он был арестован и вместе с женой приговорен к расстрелу.

Заключение

Сегодня мы заглянули в прошлое и познакомились лишь с малой долей богатейшей истории фотографии. Мне хочется надеяться, что после нашего занятия, вы откроете семейный альбом, и возможно отыщете фотографии вековой давности, вспомните о паспарту, о форматах фотографий, о фотомастерских и их владельцах, и сможете самостоятельно исследовать найденные раритеты. Прекрасно, если в семье хранятся сведения о тех, чьи лица запечатлены на фотокарточках, но так бывает не всегда. Со временем стираются имена, родственные и дружеские связи, и последующие поколения, не имея представления о портретируемых, легко избавляются от старых фотографий, которые для нас – историков, краеведов, музейных работников являются ценным источником информации, отражением ушедшей эпохи. Если в вашей жизни наступит такой момент, и вы поймете, что в семейных архивах есть старинные снимки на паспарту неизвестных вам людей, вспомните о музее, мы с удовольствием примем в дар подобные снимки и сохраним их для будущих поколений как образцы фотографии конца XIX – начала ХХ столетия.

Список литературы:

  1. Дмитриева О.Н.. Страницы старого альбома / О.Н. Дмитриева // Памятники Отечества. Святое Белогорье. – 2001 г. – № 50. – С. 94 – 96.
  2. Дутова Е. Город в дымке вишнёвых садов / Е. Дутова // Наш Белгород. – 2019. – 30 апреля. – № 17. – С. 16.
  3. Зарождение фотографии // Студенческая библиотека онлайн. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://studbooks.net/1896185/tehnika/zarozhdenie_fotografii (дата обращения 28.06.2019).
  4. Как работали и что собой представляли первые фотоателье? // PROPHONOS. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://prophotos.ru/lessons/4388-pervyie-fotograficheskie-atele (дата обращения 27.06.2019).
  5. Крупенков А.Н. Пройдемся по старому Белгороду / А.Н. Крупенков. – 5-е изд. Белгород: КОНСТАНТА, 2011. – 652 с.
  6. Плаксин И.М. Развитие фотодела в Российской провинции (на примере Курской губернии второй половины ХIХ – начала ХХ в.) // Научные ведомости БелГУ. Серия «История. Политология». – 2015 г. – № 19 (216). Выпуск 36. – С. 96 – 102.
  7. Фотографы дореволюционной и послереволюционной России // Аркадий Зражевский. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://zrazhevsky.krasno.ru/Oldfotos/Oldfotos_The_Head.htm (дата обращения 27.06.2019).