Сокровищница белгородского фольклора известна далеко за пределами области. Рождаясь в непростых условиях крестьянской жизни на бескрайних лесостепных просторах, среди ковыльных степей, пришедшая из глубины веков, южнорусская песня отличается удивительной красотой полифонии, жизнерадостным, звонким многоголосием. Она представляет интерес для профессиональных музыковедов-фольклористов и любима эстрадными исполнителями. Достаточно вспомнить «Порушку-Параню» (своеобразный фолк-гимн Белгородской области) с. Афанасьевка Алексеевского р-на, мелодия которой с лёгкой руки ВИА «Ариэль» (1983 г.) разлетелась по всей России и часто звучит на самых разных площадках и даже в ритме северокавказской лезгинки.
Сравните:
Исполнители современного танцевального направления «трайбл» (синтез индийско-арабских танцевальных форм и эксперименты от традиций других стран) тоже не обошли белгородскую песню своим вниманием: фестивальный номер Калины Глазуновой «Славянский трайбл»,основанный на композиции из песен «Девка по саду ходила» и «Через садик, через вишенье…», необычайно красив. А вот та же песня, певшаяся в с. Подсереднее и сделанная в форме колыбельной («Ой-ли, ой-ли») этно-фьюжн-группой «Груня». Прослушайте и следующую композицию «Груни» из этого же списка – «Соловей с кукушкой сговаривался», – это чарующее многоголосие сделано на мотив песни «В тёмном лесу» с. Афанасьевка Алексеевского района.
У рок фолк-певицы Инны Желанной по крайней мере два белгородских «хита»: «Павлин» (рекрутская постовая), инструментованный в духе PinkFloyd, и «Татары шли».
А на сайте Музея народной культуры в плей-листе фольклорного ансамбля «Ладовицы» – новинка, которую мы сегодня хотим предложить вашему вниманию: историческая баллада «Татарский полон» в её редком полнотекстовом варианте! Текст взят с колыбельного напева в исполнении замечательной певицы Ольги Маничкиной из села Подсереднее Алексеевского района, где и родилась эта песня. В основе сюжета – реальная семейная история, в которой, как в светлой жемчужине народной слезы, отразилось время – XVII век, «Татары шли, ковылу жгли, кашу варили; поевши кашу, людей делили…». Запись сделана под гусли звончатые (Ирина Шведова) и арабский барабан – дарбуку (Игорь Побегайло, гр. «Волчье солнышко»).
Напоминаем, что во вкладке «медиа» сайта Музея народной культуры выставлена коллекционная подборка лучших образцов белгородского фольклора разных лет. Любите и слушайте белгородскую песню вместе с нами!
