Июньские дни радуют теплом, пышным расцветом природы и матери-земли, которая уже справила свои Именины (23 мая по народному календарю) и уже вовсю потчует нас урожаем. Земля в народном мировоззрении позиционируется как кормилица, рождающая и всё принимающая в себя. Именно ей, равно как и творящему жизнь Солнцу, посвящены основные темы дошедшего до нас древнего народного искусства. В белгородском традиционном рушнике место Матери сырой земли – это нижний канонический ярус (его кружево). Рассмотрим сегодня на образцах из коллекции Музея народной культуры, какими мотивами оно украшалось. Связь Матери сырой земли с миром ушедших подчёркивает нижний зубчатый край кружева: зигзаг в нижнем ярусе всегда обозначает бесконечное повторение природного цикла «жизнь-смерть».
Разработки концевого кружева – настоящее искусство. В идеале кружево обязательно обогащает и стилистически завершает всё изделие. Остановимся на его содержании. Ярус Матери сырой земли может быть образован наиболее популярными мотивами зерна и пашни,

это могут быть перевёрнутые (что указывает связь с миром мёртвых) изображения растений,

«тени» ещё не рождённых изображений земного мира – ростки, цветы.
Это может быть очаровательный образ солнца, ушедшего «спать»

или мотивы светила, согревающего семена; узор воды – дождинки в «волне» бесконечника,
или память о давних предках – богатырях-«волотах», и желание повторить их в своем роду.
Помимо памяти об ушедших, которую хранит земля, её ярус является напоминанием о поддержке со стороны семьи или родительского дома

– об этом могут говорить семейные звёзды-«алатыри». Символ сытости и достатка – кутья, напоминая о статусе Земли-кормилицы, тоже иногда присутствует в кружеве

– её узор похож на «располневший» цветок, лепестки которого слились вместе. Довольство и богатство, идущее от земли, может символизировать и индюк, относительно поздний зооморфный образ в орнаменте,

домашних сторожей и защитников – петух или собака.
Но один из самых интересных мотивов найден в кружеве рушника из с. Тростенец Новооскольского р-на, представленном на фрагменте.

Это чаша – известнейший в народной культуре символ и атрибут многих изображений великой Богини-матери, из которой здесь, подобно восходу солнца, возникает Творение, в графике узора обозначенное как лепестки показывающейся звезды-алатырь. Мотив уникален и даже иконичен. Как и остальные приведённые образцы, он может использоваться в современном украшении одежды и аксессуаров: будь то вышивка бисером, аппликации из кожи, или в других материалах. Любите и изучайте народную культуру с нами!