Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

«Грибки да кисельки, щи, кашки в ста горшках»,

А. С. Грибоедов.

 

На протяжении многих столетий горшок был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян.

Слово«горшок» происходитот уменьшительного слова «горн». Горн - горнец - горнчек - горншек - горшок. Русские горшки всегда были двух видов: для приготовления пищи (печные горшки) и для хранения пищи (молока, ягод, круп).

71

Горшки на Руси имели свыше десятка разновидностей. Горшки исключительно редко декорировались, это было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

Каждый горшок имел свое название и назначение: для приготовления первого – «естальник» или «щаный», для каши – «кашник», для томления грибов, ягод и раков – «махотка», для мясных продуктов горшки именовались «горшевятко», а вот для изготовления различного рода напитков (варки пива, медов, браг, согревания воды) – «корчага».

46

Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями - придать сосуду прочность, влагоустойчивость.

3528

Для придания пластичных качеств глину по старинке промораживают два-три года. Для этого добытую из пласта глину, отделённую от камешков и корешков, замачивали и сбивали в «бабы» - конусообразные горки, которые оборачивали мешковиной. Зимой «бабы» насквозь промерзали, а летом полностью высыхали на солнце. После этого глину замачивали отваром ржаной соломы и разбалтывали до густоты жидкого киселя, оставляя «кваситься» до осени. Осенью снова разбалтывали и процеживали, разливая в лотки, обтянутые мешковиной. Промороженная глина весной оттаивала, и вся лишняя влага утекала по кристаллам льда. Для длительного хранения глину убирали в подвал или погреб. По мере надобности её проминали ногами в топанце, а затем так пробивали руками, чтобы из теста вышли все пузырьки воздуха. После двух-трёх суток вылеживания в теплом помещении глиняное тесто готово к работе. Важно, чтобы вода для замачивания глины не была жёсткой, поэтому, как правило, брали чистую дождевую воду.

Горшки и вообще посуда в народном представлении различалась по «роду» и «полу». Хозяйки, покупая новый горшок, постукивали его и прислушивались, если звук глухой, то в этом горшке борщ не будет удаваться; если же звук тонкий, звонкий, то это «горшица» и все сваренное в нем будет вкусно.

9Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если горшок давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов. Про такой горшок в русской деревне была загадка: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал».

В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок (череп). Интересно также отметить, что в народном сознании четко проводится параллель между судьбой горшкаи судьбой человека. Это находит свое выражение в загадках, где рассказывается о рождении горшка,его жизни и смерти, а также в таких параллелях, как «ломаный горшок — брошенная жена», «девки — посуда аховая: и не увидишь, как разобьется» и т. п..

Горшок использовался также как атрибут некоторых обрядовых действий на свадьбах. Так, по обычаю, «свадебщики» во главе с дружкой и свашками утром приходили бить горшки к помещению, где проходила первая брачная ночь молодых, пока они еще не вышли. Битье горшков воспринималось как демонстрация перелома в судьбе девушки и парня, ставших женщиной и мужчиной.

Горшок нашел себе довольно широкое применение в погребальной обрядности. Так, в ряде мест России был распространен обычай разбивать горшки при выносе из дома покойника. Этот обычай воспринимался как констатация ухода человека из жизни, дома, деревни.

Кроме того, покойника через два часа после смерти обмывали водой, взятой из нового горшка.После употребления его уносили подальше от дома и закапывали в землю или бросали в воду. Считалось, что в горшке с водой сосредотачивается последняя жизненная сила человека, которую сливают во время обмывания покойника. Если такой горшок оставить в доме, то покойник будет возвращаться с того света и пугать живущих в избе людей.

10В поверьях русского народа горшок часто выступал как оберег. Разбитые горшки сажали на колья в заборе, считая, что это предохраняет кур от хищных птиц (ястребов), сглаза и прочих бед. Отбитое горло кувшина или горшок без дна служил у русских воплощением куриного бога; их вешали обычно в курятнике, чтобы кикимора или домовой не тревожили кур. А также чтобы куры лучше неслись.