Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

1Деревянная дуга является одной из основных частей русской конной упряжи. По назначению различались следующие дуги: городские (экипажные), ямские (троечные), полуямские, рабочие, крестьянские, гужевые (ломовые).

Вопрос о происхождении дуги не имеет однозначного ответа, есть различные мнения учёных и писателей. При новгородских археологических раскопах были найдены несколько дуг XIV в. Материалом для изготовления дуг служила древесина вяза и вербы. Древесина вяза отличается вязкостью, твёрдостью и прочностью. Из неё выделывались дуги городские, полуямские и гужевые. Древесина вербы мягка, легка и упруга, но легко загнивает.

На Белгородчине дуги делали чаще из вербы. Кривцовские дужники (Яковлевский район) специально выращивали вербу, засаживая большие участки заливных лугов, берега Северского Донца, ручьёв. Вербу выращивали крестьяне, чьи усадьбы располагались в низине. Три-четыре года надо, чтобы из прутика выросла плаха, годная для дуги. Заготовкой плах занимались зимой, когда промерзали болота, заводи и к вербам был доступ.

Чтобы сделать дугу, нужно было выполнить целый ряд операций. Древесину разрезают на кряжи длиной 180-280 см и толщиной в отрубе 30-50 см. Кряж раскалывают на части, называемые колами. Число полученных колов зависит от толщины кряжа. Затем у плахи (кола) обтёсывают концы, придавая им в грубых чертах ту форму, какую должны иметь дуги в готовом виде; по-кривцовски это значит «обивать концы». Необходимо согнуть плаху, но для этого её нужно распарить. Некоторые мастера обвязывали плаху посредине свежим навозом и клали в горячую домашнюю печь, где она распаривалась в течение ночи. Мастера села Кривцово Яковлевского района укладывали плахи в парницы. Парница представляет собой специально сложенную кирпичную печь. В отверстие свода печи вмазывается котёл на 30-40 вёдер воды, над которым устраивается деревянный сруб с бревенчатым потолком, засыпанным сверху дёрном. Плахи укладываются на слегах внутри сруба. Распаривали плахи и в обыкновенной бане, для чего под потолком укрепляются шесты, на которые укладываются плахи; они подвергаются в течение суток действию водяного пара. Распаренную плаху начинают осторожно гнуть на дужном станке. В нашей области станок представлял собой колоду, имеющую по наружной поверхности очертания дуги. В колоду закладывают один конец плахи неподвижно, а другой конец пригибают постепенно к колоде с помощью двух воротов. Обычно гнут дугу три человека: один направляет дугу, т.е. с помощью особого костыля регулирует сгибание, следя за тем, чтобы волокна дерева не перекручивались, а оставались постоянно параллельными друг другу. Мастера закладывают плаху так, чтобы та сторона дерева, которая во время роста больше освещалась солнцем, служила бы наружной стороной дуги. Когда плаха согнута, концы её стягивают «крупной дубовой связиной», верёвкой или даже мочалом. Изготовление дуги требует силы, умения и терпения, оправдывая слова И. Крылова: «А дуги гнут с терпением и не вдруг». Связанную дугу оставляют сохнуть дня 3-4, а после подвергают её тщательной обработке особыми стругами или рубанком.

Праздничные дуги делались резными или расписными. Резные дуги делались преимущественно из ивы и осокоря (тополя чёрного). Резной узор состоял из ромбов, кругов, треугольников и других фигур. Простейший узор наносился пёркой (полутрубчатой стамеской). Для более сложного узора применялись специальные мелкие инструменты.

294

Расписные дуги выделывались в основном из вяза и ильма. Такие дуги сначала полировались, а затем красились и покрывались лаком. Расписные дуги прошли длинный путь развития. Сначала делали золочёные дуги. «А дуга-то, дуга - в золоте сияет»,- писал поэт И. Никитин. Затем стали писать на дугах красные розаны и синие грозди винограда, ещё позже стали изображать натуралистические букеты цветов, а также травы и кисти винограда на чёрном или серебряном фоне. В наше время дуги стали тоньше и окрашиваются в один цвет. В нашей области производство дуг было распространено в сёлах Белгородского уезда (Крутой Лог, Болховец), Грайворонского уезда (Борисовка), Корочанского уезда (Коренёк, Сиверское-Кивцово, Сажное).

7Особой известностью пользовались дуги мастеров Кривцово. Кривцовские дуги успешно конкурировали с другими до Москвы, Твери и Нижнего Новгорода, до Полтавы и других украинских городов. С 90-х годов ХIХ века основным потребителем изделий стала Нижегородская ярмарка, на которой дуги покупались купцами сибирских губерний.

Давно исчез знаменитый промысел, безвозвратно утрачено мастерство народных умельцев.

До сих пор в учебниках русского языка ученики читают пример на правописание не и ни в словах: «не видно ни зги». Не каждый может объяснить, что это такое. Зга - это металлическая петелька на середине внутренней части дуги. На неё подвешивали валдайский колокольчик или бубенцы.

56