Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

КолесоКолесо - одно из важнейших достижений человека. Когда колес не было, люди клали тяжелые грузы на сани и тащили их сами или запрягали в них быков. Каждого человека с самого его рождения окружают различные колеса. Сначала  родители возят малыша в коляске, затем ему покупают четырехколесный велосипед, который через несколько лет сменяется двухколесным.

С детства человек путешествует на автомобилях, поездах и самолетах, катается в парке на колесе обозрения. Сложно даже представить, что когда-то всего этого не было и люди обходились без приспособлений на колесах. В былые времена человеку даже тяжелые грузы приходилось носить на своей спине.

Известно, что самые первые колеса были сделаны в Месопотамии (современный Ирак) в 3500-3000 годах до н.э. Они были двух видов: гончарный круг и колесо для телеги. Гончарный круг был предком наших шкивов, водяных колес, шестеренок часового механизма, других двигательных машин.

Колесо
Колесо

Первые телеги представляли собой сани, поставленные на колеса, которые были скреплены осями. На это людей подтолкнула практика, когда приходилось под сани класть бревна, которые играли роль катков. Сани катились вперед, а катки, по которым сани уже проехали, подкладывались спереди.

Древние колеса были крепко прикреплены к своей оси. Колеса и ось составляли одно целое. Когда телега с такими колесами поворачивала, внешнее колесо ехало дальше, чем внутреннее.

Поэтому колесо обязательно скользило или буксовало.

Более позднее изобретение — прикрепление оси к экипажу и свободный ход колес, что позволяло ехать быстро и легче делать поворот.

Первыми экипажами были крестьянские телеги, военные колесницы, царские катафалки и священные повозки богов.

Во втором тысячелетии до нашей эры в Юго-Западной Азии изобрели колеса со спицами.

Колесо
Колесо

С давних пор колесо использовалось и в народной культуре. В старину в день Спиридона делали соломенную куклу Спиридона-солнцеворота.

Кукла изготавливалась в виде мужчины в один или 1,5 м ростом, одетого в рубаху, порты и шапку, подпоясанного красным поясом. К рукам куклы Спиридона-солнцеворота привязывали колесо, которое символизировало движение времени (в данном случае движение к весне и лету). В этот праздник скатывали с гор колесо, которое потом сжигали у проруби, приговаривая при этом: «Колесо, гори, катись. С весной красною вернись!» На Масленицу к колесу привязывали солому, поджигали ее и пускали колесо с  гор, холмов,  колесо было прообразом весеннего солнца.

Колесо
Колесо

«Колесом дорога!» - кричали журавлям в день «Арины – журавлиный лет» с пожеланиями удачного возвращения.