Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Обрядовых кукол в основном изготавливали девушки, женщины. Такие куколки были самыми безопасными для малышей. Делать кукол было любимым занятием юных мастериц, а для взрослых куклы были важными участниками ритуалов, которыми была насыщена жизнь человека в прошлом.

На территории Белгородского края по сей день существует обряд «Крещение и похороны кукушки». В центре обряда ритуальная кукла под названием «кукушка». Начало праздника было приурочено к Вознесению, а окончание к Троице. В этот период девочки, девушки и женщины уединялись в доме и изготавливали «кукушку». На территории Белгородской области бытовало два варианта куклы – тряпичная и травяная.

Использование растительного материала для изготовления «кукушки» традиционно для всего ареала бытования обряда (Калужская, Тульская, Орловская, Брянская области и частично Курская и Белгородская). На территории русско-украинского пограничья особо почитались кленовые ветви и листья: на Троицкой неделе ими украшали окна домов, вставляли их в створы ворот. Культ кленовых веток воплотился и в названии самой недели – «клечальная» или «клеченье».

В селе Тимоново Валуйского района «кукушка» представляла собой чучело птички-девушки. Ее делали вне дома, на лугу или в саду, втайне от мальчишек, при этом каждая девушка могла сделать свою «кукушку». Процессом зачастую руководила пожилая женщина. Кукла изготавливалась из листьев клёна, сплетенных между собой, высотой 20-30 см, голова повязывалась платком. Для головки брали 2-3 кленовых листа, складывали их один на другой и петлёй перегибали черешки. Затем листья оборачивали на манер юбки и всю конструкцию закрепляли нитью или «троицкой» травой (лесной мятлик). Местные жители связывают производимые в эти дни действия с поверьем, что на Вознесение кукушка перестает куковать.

В селе Шелаево Валуйского района «кукушку» плели из болотной травы – куги, в виде небольшой куклы треугольной формы, выплетенной узором по подобию девичьей косы, с головкой и ножками, покрытой платочком или украшенной лентами. «Кукушке» таким же образом изготавливали пару – «кукуна». Большинство исследователей сходятся во мнении, что в облике «кукушки» предстают души умерших, не изживших свой век.

КукушкаВ селе Смородино Яковлевского района обряд назывался «зарывать кукушку», а саму куклу шили из лоскутков ткани, кусочков лент, кружева и прикрепляли к ветке клена. С этой веткой ходили по селу и пели песни, а после ветку несли в сад и «зарывали кукушку» – ветку вставляли в землю, а куклу закапывали. На Троицу «кукушку» выкапывали.

КукушкаВ селе Богородском Новооскольского района девушки делали тряпичную куклу-младенца, завернутого в пеленку, которого затем сажали на свитые ветки березы, шли в лес или сад, устанавливали «кукушку» на ветку дерева и кумились друг с другом под этой веткой: менялись платками, бусами, крестиками и целовались (прикладывались троекратно друг к другу щеками). После кумления девушки устраивали трапезу: жарили яичницу, варили кашу. Обряд производился двумя способами: либо девушки кумились тайно от юношей, либо юноши и девушки кумились вместе. Затем «кукушку» хоронили – оставляли на дереве или закапывали, делая для неё гробик, а на Троицу выкапывали и разбирали или топили в реке, в некоторых селах в колодце.

В селе Вышние Пены Ракитянского района «кукушку» делали на престольный праздник – Миколу Вешнего (22 мая). Накануне праздника девушки-подростки 10-13 лет с одной улицы собирались и договаривались, в каком доме будут «кстить кукушку». Вечером они собирались в назначенном доме и с помощью взрослых женщин, чаще всего пожилых, изготавливали обрядовую куклу.

КукушкаОснова «кукушки» делалась из верхушки сосны. Старались подобрать ветку с четырьмя-пятью отростками – рожками, высотой 40-50 см. Готовую основу для «кукушки» называли репьем. Кукла представляла собой девушку-невесту. Голова куклы, представляла собой обвязанные красным платком рожки. Поверх образовавшегося узла надевали юбочку, которую шили специально. Сверху платка по кругу пришивали ленты, затем их подпоясывали самой красивой лентой с золотой нитью. В середину куклы подвешивали колокольчик. Готовую ветку -«кукушку» ставили на ночь под святой угол. Утром после церковной службы девушки собирались в назначенном доме, приносили с собой еду: яйца, сало – у кого что было. Женщины брали «кукушку» из красного угла и крестообразно окропляли ее святой водой, а затем отдавали куклу молодым девушкам, которые выходили на улицы и с песнями носили ее по селу. Заводили карагод, в центре которого находилась «кукушка», и все поочередно с ней танцевали. Таким образом, кукла проходила по всем улицам в селе и возвращалась к исходному дому. С ней заходили в сад, выбирали самую красивую яблоню, усаживали на неё «кукушку» и кумились. Потом заходили вместе с куклой в дом и обедали, а после обеда «кукушку» разбирали – забирали принесенные ленты, развязывали платок, а сам репей забрасывали на чердак, где он и лежал до следующего года.