Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

9Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими - большая радость.

Деревянные ложки - это отражение самобытности русской культуры и ее традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

8Упоминание о ложке, как привычном и необходимом во время еды предмете, встречаем в «Повести временных лет». Летописец повествует, как дружинники князя Владимира сетовали на то, что едят деревянными, а не серебряными ложками. Мудрый князь велел «исковать» для них серебряные ложки и промолвил, что серебром и златом не добудешь дружины, а с дружиной добудешь и золото, и серебро.

Издревле у каждого была своя собственная ложка, часто ее носили с собой в футляре или за голенищем сапога.

В наши дни мы различаем чайную, десертную, столовую, разливную ложки.

1013

В старину бывали такие ложки, как: межеумок, простая, русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая, тонкая, чистой отделки.

«Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. 

1357

Во множестве пословиц и поговорок упоминается о ложке.

В ложке Волгу не переедешь.

Я бы его в ложке утопил!

Коровушка с кошку, надоила с ложку.

Вымыла ложки да вылила во щи.

Богатого мужика ложка ковшом, убогого - ложка веселком.

Нечего хлебать, дак дай хоть ложку полизать.

Наш Мирошка ест и без ложки.

Без ложки и добрый едок станет.

Ложка-то узка, таскает по три куска, надо ее развести, чтобы таскала по шести.

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

Ложка в бане не посуда, девка бабе не подруга.

Запасливый гость без ложки не ходит.

Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Ложка, забытая на столе, - к гостю. Бабушки советовали: если ребенок «уросит», капризничает от сглазу, надо помыть чистые ложки в миске и этой водой умыть ребенка, утереть воротом (подолом) материнского платья.

В украинских селах считали, что с помощью ложки умершего хозяина можно избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва. Ложки парня и девушки использовали в любовной магии: ее прижигали, чтобы приворожить к себе понравившегося человека.

17Перед едой ложки обычно клали выемкой вверх, что как бы обозначало приглашение к еде; после обеда ложки переворачивали, показывая этим, что наелись. 

Запрещалось стучать ложкой по столу, а также по посуде, из которой ели.

В ночь под Рождество после ужина оставляли ложки на бортике миски с кутьей; если ложка упадет или перевернется, то ее владелец умрет в будущем году.

Выносили на ночь ложки, наполненные водой: если замерзала вода с ямочкой, то это сулило хозяину смерть, а если с бугорком – то долгую жизнь.

Александр Сергеевич Гpин в «Автобиографической повести» вспоминал:

«Редкая семья соглашалась взять с меня деньги за ужин или ночлег. Я предпочитал останавливаться в бедных избах, так как хозяева таких жилищ гораздо радушнее и приветливее, чем зажиточные крестьяне.

Обыкновенно семья садилась ужинать вся за большой стол, в известном порядкe старшинства и зависимости. Молодка или старуха-бабка подавала еду. Она же и садилась последней. Перед каждым трапезником лежал большой ломоть хлеба, который, кстати сказать, нигде не умеют печь так, как в Вятской губернии. Едой управлял очень строгий этикет, нарушить который считалось верхом невежества. 

1819

Прежде всего каждый крестился на иконы и, облизав деревянную лакированную ложку, ждал своей очереди зачерпнуть ею из большой общей чашки щей или молока. Вначале ставилось толокно, разведённоеквасом и сдобренное постным маслом, затем квашеная в печи простокваша. В самых бедных семьях ели только варёный картофель и квас с накрошенным луком.

Черпать ложкой надо было по очереди, кругом, в сторону движения солнца. Во время ужина господствовало чинное, сосредоточенное молчание, даже дети вели себя как взрослые. Труженик земли уважает свою пищу, которая добывается тяжелым трудом. Он уважает час и насыщения - награды за труд. Если странник, зайдя в избу во время общей еды, скажет: «хлеб да соль», ответ бывает такой - или «садись с нами», то есть садись и ешь (отказаться - значит, обидeть), или «благодарим!», то есть приглашать есть не хотят.

Там, где на стол подавались мясные щи, этикет требовал, чтобы, зачерпнув ложкой горячей жижи с накрошенным в неё мясом, очередник оставлял себе на ложке каждый раз один кусочек мяса, лишнее мясо стыдливо стряхивалось обратно».

Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это проверено на практике - после деревянных ложек есть железными очень тяжело.

Сегодня есть мастера ложкари, кто вырезает настоящие деревянные ложки.

В Белгородской области сохраняет традицию вырезания деревянных ложек Ракитянский Николай Михайлович. Он известен всей области как коллекционер предметов старины, особенно колокольчиков. Как мастер он работает в технике резьбы по дереву. Он создал целую коллекцию резных деревянных ложек: рыбацких, крестьянских, декоративных. В 2011 году ему присвоено звание «Народный мастер Белгородской области». Проживает в селе Подольхи Прохоровского района. В музее народной культуры хранится коллекция ложек из разных пород дерева, выполненная Мастером Ракитянским Н.М.

202122

Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины, дуба и т.д. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п. Баклуша - заготовка для ложки обрубается топориком, обрабатывается теслом, обстругивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и головка на нем точатся пилкою. 

4611

Ложку часто украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали. А некоторые другие виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид. Их расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком. 

141516

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. 

0212