Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

1В словаре Владимира Даля читаем: «Пуговица — это пугалка». Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил.

На Руси пуговицы назывались «кляпыши». Самые маленькие «кляпыши» были с горошину, а крупные – размером с куриное яйцо. Пуговицы в виде брусочка или палочки назывались «костыльки». Позже пуговицы стали дорогой и модной вещью. На одежде богатых людей они были из золота и серебра и даже драгоценных камней. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.

Пуговица 3Пуговица 2

Вначале, как ни странно, интерес к дорогим пуговицам проявили мужчины. Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. До XIX века около 70 % пуговиц шло на мужскую одежду. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки».

Интересно, что пуговица и по сей день сохранила свои четыре основные функции:

  • утилитарная (застежка);
  • декоративная (украшение);
  • магическая (оберег или талисман);
  • информативная (опознавательный знак).

Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц.

Пик увлечения пуговицами в России – 16 век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться, как украшение: они пришивались на рукав, от локтя до манжета, и на грудь, от шеи до пояса.

Пуговицы передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин.

4Информативная функция появилась достаточно позднее. Ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т.п. Они являются очень важным материалом для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь - у служащих флота и т.д. Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что чаще делались позолоченными и посеребренными, а солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни.

Интересно, что ранее у пуговиц было и магическое значение. Для этой цели в них помещали кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал приглушенный звук, похожий на звон бубенца. Способность издавать этот звук и превращала пуговицы в обереги.

89

Магическая природа пуговицы определялась двумя способами: рисунками (узорами) на пуговице и формой (например, форма яйца или жёлудя считается символом плодородия).

Пуговицы изготавливаются (и изготавливались) из самых разнообразных материалов: металла, стекла, дерева, янтаря, перламутра, кожи, кости, фарфора, эбонита и т. д. С 1930-х годов широкое распространение получили пластмассовые пуговицы.

Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили миру нэцке. Именно так звучит слово «пуговица» по-японски.

6В некоторых городах мира есть даже памятники, посвящённые пуговице. В Чехии в городе Жировнице недавно был открыт музей пуговиц, который расположился в замке 13 века. В Италии в городке Сант-Арканджело одним коллекционером тоже создан великолепнейший музей пуговиц, коллекция которого насчитывает более восьми тысяч пуговиц. Здесь представлены личные пуговицы известных исторических личностей. Например, пуговица В.А. Моцарта – великого немецкого композитора, пуговица французской королевы Марии-Антуанетты, слывшей известной модницей своего времени.

Существует много фактов о влиянии маленькой пуговицы на ход мировой истории.

Пуговица 5Пуговица 7

Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (-13-15 ˚С) олово переходило в порошкообразную модификацию – пуговицы крошились.

Из-за плохо расстегивающихся пуговиц погиб Эрцгерцог Франц-Фердинанд. Он умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени. Эти события привели к началу I Мировой войны.

Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма.

Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны, был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так царь отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

В прошлые времена у мальчишек была любимая игра – пуговицы, или ещё она называлась «ушки». Ушками назывались форменные пуговицы различных ведомств со вбитыми внутрь петельками.

Очень интересно об этой игре рассказал писатель Валентин Катаев в своём произведении «Белеет парус одинокий». «В общих чертах игра состояла в том, что игроки ставили чашечки ушек в кон, а затем по очереди били по ним специальной ушкой-битой, стараясь их перевернуть орлом вверх. Каждая перевернутая таким образом ушка считалась выигранной.

Игра в ушки не была труднее или интереснее других уличных игр, но в ней заключалась особая, прелесть: ушки стоили денег. Их всегда можно было купить и продать. Они котировались по особому курсу на уличной бирже».